Рабочая программа по биологии на 2014-2015 учебный год. 9 класс. Планирование составлено на основе общеобразовательной программы по биологии Н.И.Сонина, В.Б.Захарова,М.: Дрофа,2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая   программа   по   биологии  для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Мамонтов С.Г. Захаров В.Б И.Б.Агафонова. Н.И. Сонин «Биология: Общие закономерности» 9 класс. Программа является логическим продолжением курсов 5-8 классов. В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. При изучении курса прослеживаются меж предметные связи с химией, физикой, географией, историей, экологией. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний выполняются лабораторные работы, также предусмотрены опыты по полеводству, проводимые на пришкольно - опытном участке в летнее время, где обучающиеся не только подкрепляют свои теоретические знания, но и развивают практическую деятельность, приобщаются к научно-исследовательской работе.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю):
Лабораторные работы – 5
Контрольные срезы –3
Контрольная работа -1
Резервное время – 4 часа.
Форма итоговой аттестации – контрольная работа
Учебно-методический комплект:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11
классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
2.М.М. Кучменко Биология поурочные планы 9 класс по учебнику Мамонтов С.Г. Захаров В.Б И.Б.Агафонова,. Н.И. Сонин «Биология: Общие закономерности» Волгоград Учитель 2006г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Мамонтов С.Г. Захаров В.Б И.Б.Агафонова. Н.И. Сонин «Биология: Общие закономерности» 9 класс: учеб. Для общеобразовательных заведений. – М, Дрофа, 2010.
и тетради с печатной основой Сонин Н.И. , С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров Биология. Общие закономерности 9 класс М.: Дрофа, 2012.

Дополнительная литература:
Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2005;
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
6. Рабочая тетрадь к учебнику Мамонтов С.Г. Захаров В.Б И.Б.Агафонова. Н.И. Сонин «Биология: Общие закономерности» 9 класс М: Дрофа – 2010г.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы, за счет резервного времени.
увеличено количество часов на раздел «Эволюция живого мира на земле»: добавлено 2 часа на обобщение и систематизацию знаний, ввиду сложности тем раздела.
увеличено количество часов на раздел «Структурная организация живых организмов»: добавлен 1 час, для более углубленного изучения раздела.
увеличено количество часов на раздел «Размножение и индивидуальное развитие организмов»: добавлен 1 час, для более углубленного изучения раздела.
увеличено количество часов на раздел «Наследственность и изменчивость организмов»: добавлен 1 час, для более углубленного изучения раздела.
убавлено количество часов на раздел «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии»: 1 час убавлен для добавления в раздел «Наследственность и изменчивость организмов».

Изучение  направлено на достижение следующих целей и задач:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей;      
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области  биологии  и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма; биологические эксперименты;
 развитие познавательных интересов; интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами; биологических экспериментов; работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения: к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для: обеспечения безопасности своей жизни; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей;
соблюдение правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактика заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Учебно-тематический план



Разделы
Количество часов
В том числе




лабораторных работ

1.
Эволюция живого мира на Земле
26
2

2.
Структурная организация живых организмов
11
1

3.
Размножение и индивидуальное развитие организмов
6


4.
Наследственность и изменчивость организмов
15
2

5.
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
10



Итого:
68
5


основное содержание (68 ч):
  1.Эволюция живого мира на Земле (26 час).
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Учение об эволюции органического мира. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы Аристотеля, К.Линнея. Ж.Б.Ламарка. Ч. Дарвин  основоположник учения об эволюции. Учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборе. Движущие силы и результаты эволюции. Естественный отбор  движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Эволюционная роль мутаций. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Главные направления эволюции. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции; окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.      Лабораторная работа
№1«Выявление приспособленности организмов к среде обитания» 
№2. «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

2.Структурная организация живых организмов (11 часов).
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Прокариоты и эукариоты. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК  источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Прокариоты и эукариоты. Особенности строения клеток бактерий. Основные положения клеточной теории.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

Лабораторная работа:
№3. Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.
Раздел 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (6часов).
Самовоспроизведение  всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Биогенетический закон.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

4.Наследственность и изменчивость организмов (15 часов).
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.        Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.             Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений; живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Лабораторные работы:
4. Решение генетических задач и составление родословных.
5. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.
5 раздел. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (10 часов).
Биосфера  глобальная экосистема. В. И. Вернадский  основоположник учения о биосфере. Структура и функции биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Автотрофы, гетеротрофы. Пищевые связи в экосистеме. Окружающая среда  источник веществ, энергии и информации. Абиотические и биотические факторы среды. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Типы взаимодействия между организмами (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Роль человека в биосфере. Природные ресурсы и их использование. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы. Охрана природы и основы рационального природопользования.
     
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
Знать/ понимать - особенности жизни как формы существования материи; - роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; - фундаментальные понятия биологии4 - - сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; - основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза; - соотношение социального и биологического в эволюции человека; - основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства , в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; уметь - пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле , а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; - давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; - работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; - решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; - работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
 оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС


Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки учащихся
измерители
Дата
проведения








план
факт

1
Эволюция живого мира (26 часов)
ТБ на уроках биологии. Предмет и задачи «Биология общие закономерности. Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей».
1
Вводный урок.
Давать определения термину биология.
Приводить примеры: практического применения достижения современной биологии; дифференции и инвергенции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии.
Характеризовать биологию как комплексную науку.
Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей.
Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.
Задание



2

Многообразие живого мира. Основные свойства и признаки живых организмов.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Давать определения термину жизнь.
Называть свойство живого.
Описывать проявления свойств живого.
Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.
Выделять особенности развития живых организмов.
Доказывать, что живые организмы – открытые системы.
Задания



3
Эволюция живого мира (26 часов)
Развитие систематики в додарвиновский период. Становление систематики.
1
Комбинированный урок.
Давать определения термину таксон.
Называть: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы.
Характеризовать естественную систему классификаций живых организмов.
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.
Задание



4

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
1
Комбинированный урок.
Раскрыть сущность эволюционной теории Ж.Б. Ламарка.
Задание



5

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
1
Комбинированный урок.
Давать определения эволюция.
Выделять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина.
Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.
Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.
Раскрывать сущность понятий: теория, научный факт.
Выделять отличие в эволюционных взглядах Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка.
Задание



6
Эволюция живого мира (26 часов)
Учения Ч. Дарвина о искусственном отборе.
1
Урок изучения и первичных закрепления новых знаний.
Давать определения понятиям: порода, сорт, мутация, одомашнивание.
Задания.



7

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
1
Комбинированный урок.
Давать определения понятию естественный отбор.
Называть движущие силы эволюции.
Характеризовать сущность естественного отбора.
Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции.
Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы.
Задания.



8

Формы естественного отбора.
1
Комбинированный урок
Давать определения основному понятию.
Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору.
Приводить примеры: стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора.
Характеризовать формы естественного отбора.
Выделять различия между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.
Задания



9

Приспособительные особенности строения, краски и поведения животных.

1
Урок изучения и первичных закрепления новых знаний.
Раскрывать содержания понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.
Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.
Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.
Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.
Задания




10
Эволюция живого мира (26 часов)
Лабораторная работа №1
«Выявление приспособленности организмов к среде обитания»



Лабораторная работа №1



11

Забота о потомстве.
1
Урок изучения и первичных закрепления новых знаний.
Приводить примеры заботы о потомстве.
Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.
Задания



12

Физиологические адаптации организмов.
1
Урок изучения и первичных закрепления новых знаний.
Раскрывать содержание понятия физиологические адаптации.
Называть физиологические адаптации организмов к окружающей среде.
Приводить примеры физиологические адаптации организмов к среде обитания.
Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.
Задания



13

Микроэволюция. Вид, его критерии и структура.

1
Комбинированный урок
Приводить примеры видов животных и растений.
Перечислять критерии вида.
Анализировать содержание определения понятия «вид».
Характеризовать критерии вида.
Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.
Задания




14
Эволюция живого мира (26 часов)
Лабораторная работа №2:
«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора».



Л.р.№2



15

Эволюционная роль мутаций.

1
Комбинированный урок
Анализировать содержания определения понятия «мутация».
Характеризовать роль мутации в эволюционном процессе.
Задания



16

Главные направления эволюции.
Контрольный срез №1
«Эволюционная теория»
1
Комбинированный урок
Давать определения основному понятиям: ароморфоз, идиадоптация, общая дегенерация.
Называть основные направления эволюции.
Описывать проявление основных направлений эволюции.
Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.
Отличать примеры проявления направлений эволюции.
Различать понятия микроэволюция и макроэволюция.
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.
Задания К.с.№1



17
Эволюция живого мира (26 часов)
Общие закономерности биологической эволюции.

1
Комбинированный урок
Давать определения понятиям: дивергенция, конвергенция, параллелизм.
Описывать проявления основных направлений эволюции.
Приводить примеры: дивергенция, конвергенция, параллелизма.
Давать определения понятиям: дивергенция, конвергенция, параллелизма.

Задания




18

Современные представления о происхождения жизни.
1
Урок изучения и первичных закрепления новых знаний.
Давать определение термину – гипотеза.
Называть этапы развития жизни.
Характеризовать основные представления о возникновения жизни.
Обменять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни.
Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.
Вопросы



19

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.
1
Комбинированный урок
Давать определения основному понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.
Описывать начальные этапы биологической эволюции.
Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки.
Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Задания



20
Эволюция живого мира (26 часов)
Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эру.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Давать определения термину – ароморфоз.
Приводить примеры: растений и животных существовавших в протариозе и палеозое; ароморфозов у растений и животных в протерозое.
Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.
Объяснять причины проявления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.
Задания



21

Развитие жизни в палеозойскую эру.
1
Комбинированный урок
Давать определения термину – ароморфоз.
Приводить примеры: растений и животных существовавших в палеозое; ароморфозов у растений животных в протерозое и палеозое.
Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.
Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.
Задания



22
Эволюция живого мира (26 часов)
Развитие жизни в мезозойскую эру.

1
Урок комплексного применения ЗУН.
Давать определения терминам: ароморфоз, идиадоптация.
Приводить примеры: растений и животных, существовавших в мезозое; идиодоптаций у растений и животных кайнозоя.
Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных их вымирания.
Объяснить причины заселения динозаврами различных сред жизни.
Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.
Задания




23

Развитие жизни в кайнозойскую эру.

1
Урок комплексного применения ЗУН.
Давать определения терминам: ароморфоз, идиоадаптация.
Приводить примеры: идиодоптаций у растений и животных кайнозоя.
Объяснять причины проявления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.
Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни.
Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.
Задания



24
Эволюция живого мира (26 часов)
Происхождение человека.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Давать определения терминам: антропология, антропогенез.
Называть признаки биологического объекта – человека.
Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы.
Объяснить: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюции человека.
Перечислить факторы (движущие силы) антропогенеза.
Характеризовать стадии развития человека.
Доказывать единство человеческих рас.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека.
Задания



25

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Эволюция живого мира на Земле».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Давать определения терминам: ароморфоз, идиадоптация.
Приводить примеры: идиодоптаций у растений и животных.
Вопросы




26

Контрольный срез №2
«Эволюция живого мира на Земле».
1
Урок контроля

Контрольный срез №2



27
Структурная организация живых организмов (11 часов)
Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
1
Урок изучения и первичных закрепления новых знаний.
Давать определения терминам: микроэлементы, макроэлементы.
Приводить примеры макро и микро элементов.
Задания



28

Органические вещества клетки.
Белки. Углеводы. Липиды. Нуклеиновые кислоты.
1
Урок изучения и первичных закрепления новых знаний.
Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам.
Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.
Зачет



29

Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов.

1
Комбинированный урок
Давать определения терминам: ассимиляция, ген.
Называть: свойство генетического кода; роль
и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.
Задания



30

Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение.
Дыхание.
1
Комбинированный урок
Дать определение понятию диссимиляция.
Англизировать содержание определенных терминов гликолиз, брожение, дыхание.
Задания



31

Прокариотическая клетка.

1
Урок комплексного применения ЗУН.
Давать определение термину прокариот.
Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.
Задания




32

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды, цитоплазмы.

1
Комбинированный урок
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.
Называть: способы проникновения веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов.
Задания



33

Лабораторная работа №3
«Изучение строения растительных и животных клеток под микроскопом»
1
Комбинированный урок
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.
Называть: способы проникновения веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов.
Лабораторная работа №3



34
Структурная организация живых организмов (11 часов)
Эукариотическая клетка. Ядро.


1
Комбинированный урок
Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра.
Описывать по таблице строение ядра.
Задания



35

Деление клеток.
1
Комбинированный урок
Приводить примеры деления клеток у различных организмов.
Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла.
Задания



36

Клеточная теория строения организмов.
1

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.
Называть: жизненные свойства клетки; признаки клеток различных систематических групп; положение клеточной теории.
Вопросы



37

Обобщение и систематизация знаний по теме «структурная организация живых организмов».

1
Урок контроля и оценки знаний.
Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.
Называть: жизненные свойства клетки; признаки клеток различных систематических групп; положение клеточной теории.
Вопросы




38

Бесполое размножение.
1
Урок изучения нового и первичного закрепления знаний
Дать определение понятию размножение.
Называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений.
Задания



39
Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)
Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение.
1
Комбинированный урок
Узнавать и описывать по рисунку строения половых клеток.
Выделять различия мужских и женских половых клеток.
Задания



40

Эмбриональный период размножения.
1
Комбинированный урок
Давать определения понятий: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез.
Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма.
Задания



41

Постэмбриональный период развития.
1
Комбинированный урок
Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития.
Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.
Задания



42

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Давать определения понятию эмбриогенез.
Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития.
Задания



43

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Размножение индивидуальное развитие организмов».
1


Зачет



44
Наследственность и изменчивость организмов (15часов)
Основные понятия генетики.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод.
Называть признаки биологических объектов генов и хромосом.
Задания



45
Наследственность и изменчивость организмов (15 часов)
Гибридологический метод изучения наследственности Г. Менделя.
1
Комбинированный урок
Давать определения понятиям: гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.
Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.
Задания



46

Законы 1 и 2. Г. Менделя
1
Комбинированный урок
Описывать механизмы проявления закономерностей дигибридного скрещивания.
Называть условия закона независимого наследования.
Задания



47

Дигибридное скрещивание. 3 закон Г. Менделя.
1
Комбинированный урок
Описывать механизмы проявления закономерностей дигибридного скрещивания.
Называть условия закона независимого наследования.
Задания



48

Сцепленное наследование генов.
1
Комбинированный урок

Задания



49

Генетика пола.

Комбинированный урок
Давать определения термину аутосомы.
Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.
Задания



50

Генотип как система взаимодействующих генов.
Контрольный срез №3
«Наследственность и изменчивость организмов»
1
Комбинированный урок
Давать определения терминам.
Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов.
Задания Контрольный срез №3




51

Лабораторная работа №4 « Решение генетических задач и составление родословной (по желанию)»

1
Урок комплексного применения ЗУН.
Объяснять: механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколения; возникновения отличий от родительских форм у потомков.
Решать простейшие генетические задачи.
Лабораторная работа №4



52
Наследственность и изменчивость организмов (15 часов)
Наследственная (генотипическая) изменчивость.
1
Комбинированный урок
Давать определения терминам изменчивость.
Называть: вещество обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости.
Задания



53

Фенотипическая (модификационная) изменчивость

1
Комбинированный урок
Давать определения терминам изменчивость.
Приводить примеры: ненаследственной изменчивости (модификаций); нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.
Задания



54

Лабораторная работа №5
« Изучение выявления изменчивости организмов, построение вариационной кривой»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).

Л.р. №5



55

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Наследственность и изменчивость».
1
Урок контроля и оценки знаний
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках, находить значение биологических терминов, необходимость для выполнения заданий тестовой контрольной работы.




56
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (10 часов)
Наследственность и изменчивость организмов (15 часов)
Центры многообразия и происхождение культурных растений.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Называть практическое значение генетики.
Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.
Задания



57

Методы селекции растений, животных.
1
Комбинированный урок
Давать определения понятиям: порода, сорт.
Называть методы селекции растений и животных.
Задания



58

Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции.
1
Комбинированный урок
Давать определения понятиям: биотехнология, штамм.
Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.
Задания



59

Структура биосферы.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Давать определение понятию биосфера.
Называть: признаки биосферы; структурные компоненты биосферы.
Задания



60

Круговорот веществ в природе.
1

Называть вещества используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: биохимические циклы воды, углевода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействие организмов на среду.
Задания



61

История формирования сообществ живых организмов
1
Комбинированный урок

Задания



62
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (10 часов)
Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Давать определения понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема.
Называть: компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяций; признаки и свойства экосистемы.
Задания



63

Абиотические факторы среды.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Давать определения терминам: автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень.
Приводить примеры организмов разных функциональных групп.
Задания



64

Интенсивность действия факторов среды. Итоговая контрольная работа №1
1
Комбинированный урок
Давать определения терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.
Называть типы взаимодействия организмов.
Задания Контрольная работа №1



65

Биотические факторы среды. Изучение и описание экосистем своей местности.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Изучать процессы, происходящие в экосистемах.
Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса).
Задания









66

Взаимоотношения между организмами
1
Комбинированный урок

Задания



67

Природные ресурсы и их использование.

1
Комбинированный урок
Давать определения термину агроэкосистема (агроценоз).
Приводить примеры: агроэкосистем; неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов.
Задания



68

Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана природы и основы рационального природоиспользования.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы.
Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Вопросы







15