Программа внеурочной деятельности Лепка из солёного теста


Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Умелые ручки /лепка из солёного теста/»
для 2 класса

учителя начальных классов
Зыковой Натальи Владимировны

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (2010), с Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, Положением об организации внеурочной деятельности на начальной ступени общего среднего образования, с Образовательной программой школы на основе пособий Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., П., 1980.; Корчинова О.В. Детское прикладное творчество. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.; Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов»; Федотов Г.Я. Послушная глина. М., «АСТ-Пресс», 1997.

АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В Федеральном государственном Образовательном стандарте общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево. Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из основных задач.
Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности. Лепка, один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры, заключается в придании формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Декоративная лепка направлена на создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Навыки, полученные детьми в процессе занятий лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Для успешного овладения навыками декоративной лепки используются предметы декоративно-прикладного искусства и в частности, художественные изделия народных умельцев. Изучение детьми художественного творчества пробуждает у них интерес к искусству. Воспитывает любовь и уважение к культуре своего народа. Развитию творчества у детей способствует коллективная лепка, проводимая на основе умений самостоятельно действовать, применять знакомые способы изображения.
Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в художественно-эстетической деятельности.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

- воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к художественному творчеству и желание трудиться и развитие мелкой моторики рук учащихся.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
– развивать личностные качества (активность, инициативность, волю, любознательность и т.п.), интеллект (внимание, память, восприятие, образное и образно-логическое мышление, речь) и творческие способности (основы творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
– формировать общие представления о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
– воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважение к людям труда и культурному населению – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
– создать условия для овладения детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями; техникой изготовления изделий из солёного теста;
– учить чувствовать материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;
– расширять и обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека;
– создать условия, способствующие успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями; развивать уверенность в себе, формировать адекватной самооценки;
– развивать художественные способности детей при приобретении практических навыков и расширении знаний в области декоративно-прикладного творчества;
– развивать творческое мышление, ассоциативные образы фантазии, умение решать художественно-творческие задачи на вариации и импровизацию;
– развивать эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений при восприятии произведений искусства.
– прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям; уважение и любвь к сокровищам национальной и мировой культуры;
– приучать к аккуратности в работе и трудолюбию;
– развивать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9 лет.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в группы численностью от 10 до 12 человек.
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 34 учебных часа практических и теоретических занятий, по 1 часу в неделю.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу.
Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному, учебные и творческие. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он включает в себя краткое пояснение по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
На занятиях большое внимание должно уделяться технике безопасности.
Занятия в кружке способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора. Занятия ручным трудом способствуют развитию мелкой моторики рук, воспитывают усидчивость, аккуратность.
Работа с воспитанниками строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
- беседа;
- практическая работа с индивидуальным консультированием;
- экскурсия;
- выставка.
Занятия лепкой сочетают в себе теорию и практику. Поэтому нельзя четко разграничить их на практические и теоретические. На занятиях производится показ образцов. Выделяется несколько этапов в организации показа:
- эмоциональное восприятие предметов;
- определение наиболее общих свойств анализируемых изделий;
- анализ закономерностей формы и конструкции предметов;
- обсуждение приемов художественного решения;
- повторное общее восприятие всех типов изделий, продемонстрированных на первом этапе.
Тематическое планирование занятий (1 час в неделю в течение 34 учебных недель)

№ п/п
Дата
Тема
Содержание
Примечание

1

Экскурсия в природу.
Наблюдение за характерными особенностями листовой пластинки растений (форма, край листа, размер, жилкование)


2

Вводная беседа. Т/б на занятиях.
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий.
Требования к поведению учащихся во время занятия, соблюдению порядка на рабочем месте и выполнению правил по технике безопасности.
Беседа «История происхождения увлекательного занятия – лепки из солёного теста
Презентация работ учащихся-выпускников из солёного теста

3

Составляющие и пропорции материалов при замешивании солёного теста. Инструменты, необходимые для работы
Последовательность операций при подготовке теста.
Разновидности теста (неокрашенное, окрашенное)
Инструменты, применяемые в работе


4

Лепка фруктов, овощей.
Приёмы лепки фруктов, овощей
- из цельного куска теста,
- из отдельных кусочков.
Способы соединения деталей
Практическая работа
Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.64

5

Лепка грибов.
Приёмы лепки фруктов, овощей
- из цельного куска теста,
- из отдельных кусочков.
Способы соединения деталей
Практическая работа
Ирина Хананова «Лепим из солёного теста»

6

Приёмы лепки стебелька, листка, лепестка ромашки.
Приёмы лепки стебелька, листка, лепестка ромашки. Разновидности стеков для работы, подручные материалы. Практическая работа
Ирина Хананова «Лепим из солёного теста»

7

Панно «Цветочный орнамент» в круге (использованные СD или DVD-диски). Эскиз работы
Составление композиции из стебельков, лепестков, листочков


8

Лепка деталей для панно в соответствии с замыслом.
Творческая работа учащихся, индивидуальное консультирование и помощь учащимся.


9

Сборка деталей панно в соответствии с замыслом. Окрашивание деталей гуашевыми красками
Работа по композиционному решению: корректировка эскиза в соответствии с вылепленными деталями
Окрашивание деталей (контраст, оттенок)


10

Панно «Цветочный орнамент» в круге: сборка изделия
Композиционная сборка изделия с учётом размера и цвета деталей
Брижит Казагранда «Рукоделие из теста»

11

Подарок маме.
Оформление панно поздравительной надписью. Упаковка подарка


12

Открытие фабрики Деда Мороза
Знакомство с новогодними сувенирами из солёного теста.
Разработка изделий из теста с новогодней тематикой
Е.Данкевич «Лепим из солёного теста»

13

2013 год – год Богатой Змеи
История гороскопов.
Изготовление сувенира – символа 2013 года


14


Изготовление ёлочных игрушек-сувениров
Ёлочные игрушки - колокольчики, ёлочка, снеговик
Подручные материалы для оформления поделок из солёного теста (колпачки фломастеров, расчёска, зубочистка, пуговицы с выпуклым рисунком, )


15





16

Оформление подарочного панно к Новому году
Как празднуют Новый Год в странах мира: традиции, подарки, сувениры.


17

Зимние узоры на стекле. Эскиз
Проработка эскиза морозного рисунка для работы в рамке


18

Зимние узоры на стекле.
Плоскостное моделирование из солёного неокрашенного теста


19

Сборка работы на плотной основе (ДВП, картон, фанера)
Композиционное расположение деталей на тёмном фоне


20



К Дню Защитника Отечества.
Покрытие фона тестом с нанесением на него элементов армии (щит, меч, звезда, флаг)



21


Комбинированная работа: тесто - цв.бумага (картон).
Лепка мелких деталей: лепестки лавра, звезда, щит


22

Сборка и художественное оформление работы для подарка папе (дедушке, дяде, брату)
Работа гуашевыми красками, клеем ПВА


23

Хорошие пожелания для мамочки. Лепка сувенира по собственному замыслу.
Использование в работе с тестом приёмов оформления тканевыми материалами (тесьма, жгут, )


24

Хорошие пожелания для мамочки. Художественное оформление изделия
Использование в работе с тестом приёмов оформления тканевыми материалами (тесьма, жгут, )


25

Наше настроение (к дню смеха). Пропорции лица.
Объёмно-плоскостное моделирование. Передача настроения человека через особенности черт лица (улыбка, брови, разрез глаз, морщины на лбу, )
Ирина Хананова «Лепим из солёного теста»

26

Групповой портрет «Наш класс»
Окрашивание изделий гуашевыми красками и сборка изготовленных учащимися лиц людей в единую коллективную работу
Ирина Хананова «Лепим из солёного теста»

27

Панно «Корзиночка с яйцами».
Лепка корзинки из окрашенного в охристые и коричневые тона теста


28

Корзиночка с яйцами.
Лепка яиц из окрашенного и неокрашенного теста


29

Корзиночка с яйцами. Сборка и роспись.
Нанесение рисунка, характерного для Пасхальных яиц


30

Композиция-сувенир к 9 Мая
Лепка по замыслу детей.


31

Ветеранам войны и труженикам тыла к Дню Победы.
Сувениры по собственным проектам учащихся


32

Колокольчик. Лепка колокольчика выпускникам на «Последний звонок»



33

Колокольчик. Сборка и роспись изделия.



34

Выставка работ учащихся




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги или образцом изделия;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую изделия – художественные образы.
Средством формирования этих действий служат умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615



15