Программа дополнительного образования Фантазёры лепка из солёного теста



Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Рассмотрено на педагогическом совете
от августа 2014 года Протокол № 1
«Утверждаю»:
Директор школы:
_____________ / Г. И. Крылова /
« » августа 2014 г.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
"Фантазёры"
(лепка из соленого теста)
художественная направленность
Срок реализации: 3 года
Возраст обучающихся: 7 – 13 лет
Автор составитель:
Суслова Галина Петровна
Педагог дополнительного образования
Большие Круты
2014г.
Пояснительная записка
Программа «Фантазёры» (лепка из солёного теста) направлена на развитие творческого потенциала детей с ОВЗ в процессе овладения техникой лепки из соленого теста. Данная программа имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет создать условия для развития творческих возможностей, нравственной ориентации и мыслительной деятельности каждого обучающегося.
Отличительной особенностью ее является использование нестандартного материала для работы, кроме этого программа «Фантазёры» дает возможность применять этот материал для разработки оригинальных интерьерных решений.
Актуальность программы. Занятия лепкой это своеобразный потенциал в воспитании детей с ОВЗ, т.к.лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение. Это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Цели программы: создание условий для выявления и развития творческих способностей детей, пробуждать инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Задачи программы:
Обучающие:
изучение приемов лепки из соленого теста и технологии изготовления различных изделий;
изучение основ композиции и аранжировки;
обучение приемам самостоятельной разработки поделок;
Коррекционно-развивающие
развить и корригировать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
развить мелкую моторику рук;
развивать кругозор через пространственное восприятие мира;
воспитывать внимательность, наблюдательность, любознательность;
воспитывать трудолюбие и усидчивость;
воспитывать аккуратность;
воспитывать уверенность в себе;
формировать умение работать группами;
формировать привычку к свободному самовыражению:
формировать самостоятельную познавательную деятельность;
пробуждать инициативу и самостоятельность принимаемых решений;
изучить правила работы с соленым тестом и технику безопасности при работе со стеками.
Воспитательные
приобщать учащихся к системе культурных ценностей;
побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения;
способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиваться максимальной самостоятельности детского творчества
Продолжительность реализации программы 3 года.
Программа рассчитана на учащихся 7-13лет.
Форма организации занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.34 часа в год.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Воспитанники должны знать:
• виды и назначение изделий из соленого теста;
• необходимые инструменты и материалы;
• основные этапы изготовления изделий;
• основные приемы лепки, технологию выполнения;
• композиционные основы построения изделия;
• законы сочетания цветов;
• требования к качеству и отделке изделий;
• правила безопасной работы во время изготовления изделий.
Воспитанники должны уметь:
• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
• приготавливать тесто для лепки;
• использовать инструменты для работы;
• изготовлять отдельные детали;
• соединять детали в готовое изделие;
• составлять композицию из отдельных элементов;
• сушить изделие;
• гармонично сочетать цвета;
• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
• выполнять правила безопасной работы;
• организовывать рабочее место;
• определять качество готового изделия.
Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих контролей:
- предварительного
Проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.
- текущего
В конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме.
Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.
В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
- итогового
Представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.
Нормативно - правовые документы:
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14Концепция развития дополнительного образования
Порядок осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
Учебно-тематическое планирование
1-й год обучения

п/п Наименование тем Количество часов
Теория Практика Количество часов
1. Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста 0.5 0.5 1
2. Способы создания простых деталей «Солнце» и «месяц» 0.5 0.5 1
3. Вазы
«Ваза с горохом», «Полосатая ваза», « Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза». 0.5 0.5 1
4. Цветы и листья
«Ромашки», «Розочка». «Простые цветочки», «Кувшинка» 0.5 3.5 4
5. Деревья
«Дерево с листьями и плодами», «Бамбуковая роща» 0.5 2.5 3
6. Лесные красавицы ёлки
«Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста» 0.5 2.5 3
7. Елочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек 0.5 1.5 1
8. Ягоды фрукты и овощи
«Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста» 0.5 1.5 2
9. Грибы
«Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко» 0.5 3.5 4
10. Фигурки животных
«Ёжик», «Поросёнок». «Уточка», «Чудо-рыбка» 0.5 2.5 3
11. Игрушки и картинки «Паровоз», «Неваляшка», «Ракета на луне», «Юла» 0.5 3.5 4
12. Лепка по замыслу 0.5 3.5 4
13. Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов 0.5 0.5 1
14. Подготовка изделий к выставке 0.5 0.5 1
15. Оформление выставки 0.5 0.5 1
итого 34 ч

Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие.1 ч.
Набор материалов и инструментов. Рецепт солёного теста. Подготовка солёного теста. Скрепление деталей между собой. Хранение теста. Цветное тесто. Порядок работы.Организация рабочего места. Культура труда. Правила безопасности во время работы
Способы создания простых деталей «Солнце» и «месяц».1ч.
Способы лепки: вырезание готовыми формочками, конструктивный, пластический, комбинированный, основные приемы лепки, использование дополнительных приспособлений (стек, формочки, спички, пуговицы, проволока, скрепки, бисер, стеклярус, бумага, расческа, ткань).Вазы.1ч.
«Ваза с горохом», «Полосатая ваза», « Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза».Декорация заготовки.
Лепка цветов: роза, ромашка.4ч.
Цветы – составные части больших композиций. Технология изготовления разных частей цветов и листьев. Правила безопасности.
Деревья.3ч.
Лепка ствола дерева жгутом и по шаблону. Скрепление деталей. Использование дополнительных материалов.
Лесные красавицы ёлки .3ч.
«Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста»
Лепка ствола дерева жгутом и по шаблону, скрепление деталей, использовать дополнительные материалы.
Ёлочные украшения.4ч.
Народные праздники, атрибуты. Приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. Фантазии из колбасок и ленточек. Сочетание между собой различных заготовок. Разнообразие форм и материалов для отделки. Основные приемы работы. Проектирование будущего изделия. Изготовление элементов декора из соленого теста. Изготовление вырезанием по шаблону. Отделка готовых шаблонов объемными элементами.
Ягоды фрукты и овощи.1ч.
«Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста».Объёмные фигуры. Формы: шар, цилиндр и др. Соединение деталей с помощью воды. Приёмы: оттягивание, сглаживание и др.Гармоничная композиция.
Грибы.2ч.
«Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко». Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск. Закрепить название грибов. Приемы лепки (раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы.
Фигурки животных.3ч.
«Ёжик», «Поросёнок», «Уточка», «Чудо-рыбка». Учить лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания. Учить соединять детали «примазыванием».Вырезание по трафарету.
Игрушки и картинки.4ч.
«Паровоз», «Неваляшка», «Ракета на луне», «Юла». Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа».
Лепка по замыслу.4ч.
Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста.
Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов.1ч.
Познакомить с различными видами промыслов основанных на лепке.
Подготовка изделий к выставке.1ч.
Объединение предметов в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.
Оформление выставки.1ч.
Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Учебно-тематическое планирование
2-й год обучения
№ п/п Наименование тем Количество часов
Теория
Практика
( Количество
часов
1. Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание. 0.5 1.5 2
2. «Фрукты на тарелке» 0.5 1.5 2
3. «Корзинка с грибами» 0.5 1.5 2
4. «Декоративная пластина» 0.5 1.5 1
5. «Пляшущие человечки» 0.5 3.5 4
6. «Змея на ветке» 0.5 2.5 3
7. «Птичий двор» 0.5 2.5 3
8. «Елочка» 0.5 1.5 1
9. «Зверушки на Новогоднем празднике» 1 4 5
10. «Снеговик» 0.5 1.5 1
11. «Хлебный магазин» 0.5 3.5 4
12. «Подарок маме» 0.5 1.5 2
13. «Персонаж любимой сказки» 0.5 1.5 2
14. Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов 0.5 1.5 1
15. Подготовка изделий к выставке Оформление выставки 0.5 1.5 1
Итого 34


Содержание программы
2 год обучения
1.Секреты лепки сложных элементов. 2ч
Декор изделий. Сборка и склеивание.
Познакомить детей с правилами составления узоров на плоских и объёмных формах. Познакомить детей с приёмами сборки деталей при помощи зубочисток и путём склеивания.
2.«Фрукты на тарелке».2ч.
Передача формы и характерных особенностей фруктов при лепке. Использование знакомых приёмов: оттягивание, сглаживание и др. Уточнение знание форм: шар, цилиндр и др.
3.«Корзинка с грибами».2ч.
Закрепление умения лепить корзинку, уточнить знание формы - диск.
4.«Декоративная пластина».1ч.
Для орнамента использовать мелкие шарики, диски, жгутики - развивать общую ручную умелость. Планирование работы по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
5.«Пляшущие человечки».4ч.
Фигуру человека в движении. Расположение фигуры на подставке. Планирование работы по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
6.«Змея на ветке».3ч.
Упражнять в синхронизированной работе обеих рук.
Для развития мелкой моторики украсить поделку бисером, цветными нитками и т.д. Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
7.«Птичий двор».3ч.
Учить лепить из исходной формы - широкий цилиндр. Передавать характер образа: овальное туловище, изогнутый хвост. Раскатывать заготовку прямыми движениями ладоней. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, синхронизированную работу обеих рук.
8.«Елочка».1ч.
Ёлочка модульным способом. Шарики расплющивать в диски определённого размера. Накладывать диски поочерёдно от большего к меньшему. Воспитывать любовь к окружающей природе, передавать красоту ёлочки. Развивать общую ручную и мелкую моторику.
9.«Зверушки на Новогоднем празднике».5ч.
Развивать связную речь. Упражнять в использовании разных приёмов лепки из солёного теста. Продолжать учить детей лепить фигурки зверей, выделяя их характерные признаки. Закрепить у детей умение передавать замысел лепки.
10.«Снеговик».1ч.
Развивать общую ручную умелость. Показать способ формирования конуса (туловище вместе с головой). Развивать сенсорную чувствительность. Воспитывать аккуратность в работе с тестом.
11.«Хлебный магазин».4ч.
Привлечь детей к изготовлению атрибутов для игры в «Магазин». Закрепить знания по теме «Откуда хлеб пришёл».
12.«Подарок маме».2ч.
Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки.
13.«Персонаж любимой сказки».2ч.
Закрепить знания детей о сказках. Продолжать освоение рельефной лепки. Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы.
14.Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов.1ч.
Расширять знания детей о различных видах промыслов основанных на лепке
15.Подготовка изделий к выставке.1ч.
Оформление выставки. Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей
Учебно-тематическое планирование
3 год обучения
(33 часа)
№п/п Наименование тем Количество часов
теория практика всего
1. Вводное занятие 1 1
2. Порадуем себя и мам. 1 4 5
3. Фантазия на кухне 1 4 5
4. Поиграем в зоопарк 1 4 5
5. Интересные идеи для оформления интерьера 1 5 6
6. Веселая рыбалка 1 5 6
7. Талисманы своими руками 1 5 6
ИТОГО: 7 27 34
Содержание программы 3год обучения
Вводное занятие 1ч.
Порадуем себя и мам.5 ч.
Бусы. История среднеазиатских бус. Форма бусин. Браслеты. История браслета. Замес теста. Колье «Сердечко». Ожерелье, колье – история. Колье «Сердечко». Эскиз колье. Колье «Сердечко». Оформление работы. Шкатулка «Черепашка». Подарочные шкатулки.
Фантазия на кухне.5 ч.
Корзинка из соленого теста. Виды корзинок. Что есть в корзинке? Эскиз корзинки. Раскрашивание корзинки. Триумф фруктов. Какие бывают фрукты? Форма фруктов. Украсим наши фрукты. Овощи. Форма овощей.
Поиграем в зоопарк.5 ч.
Побываем в зоопарке. Кто там живет? Повадки животных. Рассматривание животных.
Ежик. Крокодил. Крокодилы бывают разными (раскрашивание) Кит. Оформление поделки. Божья коровка. Раскрашивание поделки. Мышка. Оформление поделки. Черепаха. Магнит на холодильник. Оформление поделки. Покрытие лаком. Заведи себе слона (магниты на холодильник) Оформление магнита. Мартовские коты.
Интересные идеи для оформления интерьера.6ч.
Рамка для фотографий. Использование различных материалов. Эскиз рамки. Выбор различных материалов для оформления. Раскрашивание рамки. Покрытие лаком. Тарелочка с розочками. Различные виды роз. Слепим розу из теста. Тарелочка из теста. Оформление поделки. Склеивание. Покрытие лаком. Домовой. Кто такой хранитель дома? Эскиз поделки. Слепим домового. Раскрашивание поделки.
Веселая рыбалка.6ч.
Кто или что в пруду живет? Что можно выловить из пруда? Рыбки. Форма рыбки.
Раскрашивание. Улитки. Какие бывают улитки? Раскрасим наших улиток. Ракушки и звездочки. Разные ракушки и звездочки. Что еще можно поймать в пруду? Различные предметы. Раскрашивание поделки. Оформление композиции.
Талисманы своими руками.6ч.
История возникновения талисманов. Сердечко на память. Раскрашивание поделки. Звериные мордашки на ниточке. Раскрашивание поделки. Талисман по своему эскизу. Слепим талисман. Раскрасим поделку.
Методическое обеспечение программы
1.Формы и методы работы.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям :Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
Ведущим методом обучения является иллюстрированный рассказ руководителя.
Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Инструктаж применяется при обучении детей практическим видам деятельности. Используются разные виды инструктажа: вводный, текущий, заключительный, фронтальный, индивидуальный, групповой.
В организации занятий можно выделить следующие этапы работы:
1. Организационная часть.
2. Повторение пройденного.
3. Изложение нового материала.
4. Подготовка к практической работе.
5. Практическое выполнение задания.
6. Заключительная беседа. Подведение итогов.
7. Уборка рабочих мест.
Большая роль должна отводиться овладению обучающимися технологического мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе. Надо, чтобы дети научились вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие. Для развития творческих способностей следует использовать задания с творческим характером. Работы детей следует использовать в оформлении выставок.
Дидактический материал.
Образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ.
Техническое оснащение .Учебный кабинет для занятий лепкой из соленого теста;
Рабочие столы и стулья по количеству учащихся;
Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, зубочистки, кисти, краска гуашь,шаблоныМатериалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), картон, цветная и бархатная бумага, клей, скрепки, природные материалы.Компьютер.
Организационные формы работы на занятиях определяются педагогам в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, работа в парах и индивидуальная.
Способы проверки результативности
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности обучающихся на основе собеседований.
Результативность деятельности оценивается также методом личной диагностики и экспресс - опросом. Благодаря возможности непосредственного контакта с учениками, на каждом занятии наблюдается состояние знаний обучающихся и применяется, таким образом, метод личной диагностики результатов.
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
Постоянно действующая выставка;
Творческие конкурсы
Отчетная выставка
Выпуск газет
Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:
уровень воспитанности обучающихся;
микроклимат в детском объединении;
взаимодействие с родителями.
Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения:
Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями.
А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.
Динамику развития творческих способностей можно также проследить
через педагогическую диагностику, изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:
Мотивацию к образовательной деятельности;
Отношения в коллективе;
Уровень творческой активности;
Организаторские способности обучающихся;
Сформированность культурно-гигиенических навыков и дрИндивидуальная карточка учёта результатов обучения
Фамилия Имя ребёнка___________________________________________________
Возраст ___________________________________________________
Сроки диагностики 1 год обучения
Показатели Начало года Конец года
Результат обучения  
1. Теоретическая подготовка ребёнка
теоретические знания
владение специальной терминологией    
2. Практическая подготовка:
практические умения и навыки
владение специальным оборудованием и оснащением
творческие навыки    
3. Общеучебные умения и навыки:
учебно-интеллектуальные умения
подбирать и анализировать литературу
выступать перед аудиторией
вести полемику и участвовать дискуссии
учебно-организационные умения и навыки
умение организовать своё рабочее место
навыки соблюдения правил безопасности
умение аккуратно выполнять работу    
4. Предметные достижения учащихся:
на уровне детского объединения
на уровне школы
на уровне посёлка
на обласном уровне    
Список используемой литературы
Литература для учителя
Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007
Выгонов В. В. Начальная школа: трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство» Первое сентября», 2002
Гусева И. Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006.
Лыкова И.А. Лепим с мамой.
Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М. Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004
Поделки исувениры из соленого теста. Ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008.
Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост.– Волгоград: Учитель. 2011
Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих.
Литература для детей
Агибина М. И., В. С. Горичева. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г.
Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс».
Журнал «Ксюща». Для любителей рукоделия. - №1-10 2010,
Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011.
Литвиненко В. М. Игрушки из ничего. – СПб.: Издательство «Кристалл». 2000
Лыкова И.А. Лепим с мамой.
Романовская А.Л., Е.М.Чезлов. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс».
Силаева К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд. Эксмо. 2006
Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой мир. 2006
Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
Информационное обеспечениеhttp://festival.1september.ru/http://nsportal.ru/http://www.shkola.net.ua/http://testoplastica.ru/http://stranamasterov.ru/http://www.detskiepodelki.ru/Приложение.
Правила работы с соленым тестом.
перед работой с соленым тестом внимательно осмотри свои руки (соль, которая находится в тесте, при попадании в свежую ранку, может вызвать жжение);
соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте;
ни в коем случае не бери тесто в рот;
соленое тесто есть нельзя;
не облизывай пальцы;
не три грязными руками глаза;
аккуратно используй при работе специальные инструменты и подручные приспособления;
после работы, обязательно помой руки с мылом и наведи порядок на рабочем месте.
Рецепты соленого теста.
2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 стакан клейстера
2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 100 г клея ПВА, 80 г воды
1 ½ стакана пшеничной муки, ½ стакана крахмала, 1 стакан соли, 180 г воды
3 стакана пшеничной муки, 1 стакан ржаной муки, 2 стакан соли, 1,5 стакана воды
3 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 2 ст. ложки крахмала, 2 ч. ложки растительного масла, 1 стакан воды
Рекомендации.
При замешивании теста лучше взять глубокую миску. Смешать все компоненты, воду вливать по немного. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, необходимо добавить немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его хорошо вымешивают и разминают пока, оно не станет однородным и эластичным.
Воду для замешивания теста лучше брать теплую, но не кипяток, так как мука при замесе заваривается, масса становится резиновой и для лепки уже не пригодной.
Если с тестом будут работать дети, массу замешивают покруче, потому что в теплых детских ручках тесто размягчается.
Избыток соли ведет к уменьшению эластичности и в конечном итоге прочности изделия. Соль лучше брать мелкую, хотя можно использовать и каменную, крупные кристаллы придают изделию особый вид, что может быть интересно для некоторых работ.
Пластичность теста можно повысить, если перед тем как его замесить компоненты – муку и соль просеять или можно добавить в тесто картофельный крахмал.
Для соединения деталей используют или воду или жидкое тесто, то есть соленое тесто, растворенное в воде.
Для удобства склеивания мелких деталей используют кисточку и зубочистку.
Для увеличения прочности и срока службы готовых изделий можно добавлять в тесто при замешивании обойный клей или клей ПВА, но если с тестом будут работать дети, лучше избегать таких добавок.
Готовое тесто можно хранить в полиэтиленовом пакете 5 – 7 дней, но необходимо помнить, что при длительном хранении тесто отсыревает, становится липким. Данный дефект можно исправить, добавив в готовое тесто муки или картофельного крахмала и замесить тесто повторно. Не рекомендуется хранить тесто в холодильнике, так как пониженная температура и увеличение влажности приводят к тому, что тесто отсыревает быстрее, сереет, приобретает не приятный запах и повторный замес не меняет ситуации.
Правила при работе с кистью.
Во время рисования кисточку держат тремя пальцами чуть выше металлической оправы;
Набирай на кисть нужное количество краски, если тебе нужно получить эффект прозрачности набирай краски поменьше, а если достаточно плотный насыщенный цвет – побольше;
Хорошенько мой кисть перед тем, как макать ее в другую краску, а то новая краска смешается с прежней и потеряет свою яркость;
Не используй кисточку для других целей: если это кисть для краски, то не применяй ее для клея;
Не оставляй кисточку в воде;
После окончания работы нужно хорошо вымыть кисточку и промокнуть чистой тряпочкой, чтобы ворсинки сложились острием;
Хранить кисточки лучше в банке ворсом вверх.
Лепка основных элементов
Шарик
Отщипните кусок теста, хорошо помните его и придайте шарообразную форму. Потом положите заготовку на раскрытую ладонь, с верху накройте тесто другой рукой и круговыми движениями скатайте шарик. Обязательно проверьте, ровный ли он получился. При образовании трещин или складочек лучше скатать шарик заново. Деталь должна получиться ровной и гладкой формы. Если не обращать внимания на дефекты, то в дальнейшем при сушке и раскрашивание изделия это может стать еще заметнее и даже привести к разлому изделия. Шарик можно скатать и одной рукой. Для этого положите заготовку на ровную поверхность и катайте ладонью.
Яйцо
Скатайте шарик, затем зажмите его между ладонями так, чтобы ладони образовывали прямой угол и прокатайте шарик. Если прокатать шарик между ладонями подольше можно получить конус.
Капля
Скатайте маленький шарик, затем прокрутите его указательным и средним на большом пальце, так чтобы деталь приняла форму слезинки или капли. Если слегка расплющить деталь получится лепесточек.
Колбаска
Отщипните кусок теста и предайте ему вытянутую форму. Положите на стол заготовку и начните раскатывать движением вперед-назад. Длинную колбаску нужно катать двумя руками от середины к краям. Можно катать частями, следя за одинаковой толщиной. Если колбаска начала рваться, сожмите ее по всей длине подушечками пальцев и прокатайте еще. Если постараться колбаску можно сделать очень длинной или очень тонкой. Чтобы изготовить острый хвостик нужно катать колбаску с увеличенным давлением на край. При скручивании двух колбасок получаем жгутик, а если взять три и более можно заплести косичку.
Ленточка
Слепите колбаску одинаковую по всей длине. Надавливающими движениями подушечек пальцев раздавите колбаску, затем перевертите ее и раздавите с обратной стороны. Можно также использовать и скалку, но помните, что нажим должен быть равномерным, иначе ленточка получится разной толщины и ширины. Из ленточки можно сделать много интересных деталей. Например, скрутить из нее улиточку, спираль или собрать в рюшечку.
Лепёшка
Отщипните кусок теста и предайте ему форму шара. Положите шар на одну ладонь, а другой раздавите. Или же, если лепешка нужна большая и ровная, можно раскатать тесто на столе при помощи скалки.
Весёлые фигурки
Чтобы получить плоские фигурки можно использовать формочки для выпечки, лучше, если они будут пластмассовые, так как это более безопасно. Раскатайте лепёшку нужной толщины и слегка прижмите формочку. Убедитесь в том, что она отрезала лепёшку, если покачайте формочку из стороны в сторону.
Весёлые фигурки можно также изготовить и с помощью пластмассового ножа или стека. Для этого необходимо нанести рисунок кончиком ножа, а потом вырезать его по контору.
Можно так же изготовить шаблоны или использовать готовый трафарет, в этом случае наносить рисунок на пласт теста не нужно и можно изготовить сразу несколько фигурок не опасаясь, что они получатся разными.
Оформление работы
Для того чтобы изменить общий вид работы можно использовать различные инструменты и приспособления. Тесто достаточно мягкий и послушный материал, поэтому при работе с ним появляется возможность применения различных штампов. Для выполнения отпечатков можно использовать колпачки от фломастеров, рельефные пуговицы и многое другое. Для имитации шероховатой поверхности, меха, выполнения волос разной длины прекрасно подойдут чесноковыжималка и сито.