Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом


Деревягина Т.П.,
Учитель начальных классов
МБОУ «Бондаревская СОШ»
Преемственность в обучении математике
между начальной школой и 5 классом
Для успешного изучения математики в 5 классе и дальше в основной школе важен основательный, прочный фундамент, который должен быть заложен в начальной школе. В то же время, и хороший фундамент не всегда является успехом в обучении математики. Потому пути решения проблем преемственности в школьном курсе математики между начальной и основной школой, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой, – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.
Очевидно, что подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, желательно побывать на уроках в этом классе, понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, индивидуальностью отдельных школьников, привычным для них особенностью организацией урока, темпом работы, , предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Все эти мониторинговые наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем – на протяжении всего времени обучения в 5–6-х классах.
Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Мы рассмотрели некоторые из таких проблем, наметили возможные пути их решения или коррекции. При знакомстве с учащимися будущего 5-го класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 4-х классах, так и в системе дальнейшей работы с классом.
Мы выделили три группы проблем:
- организационно-психологические;
- общеучебные умения и навыки, элементы развития;
- специальные математические знания, умения и навыки
Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5-м классом и возможные пути их решения
Проблема Возможности разрешения
Организационно-психологические
Недостаточная наполненность урока учебным материалом, невысокий темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу Уменьшение доли фронтальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей
Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ Разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий
Привычка у детей получать отметки за любое – самое малое – действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы Добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи; не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы
Создание у детей учителем и родителями в конце 4-го класса «психологического барьера» – настороженного ожидания трудностей учения в 5-м классе Создание у детей учителем и родителями в конце 4-го класса «психологического барьера» – настороженного ожидания трудностей учения в 5-м классе
Общеучебные умения и навыки, элементы развития
Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике
Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей Рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки
Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей На уроках предлагать цепочные вычисления, дoма (под руководством родителей) – специальные упражнения на тренировку внимания и памяти
Недостаточная тренированность долговременной механической памяти Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты
Специальные математические знания, умения и навыки
Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия пределах 100 учащиеся должны выполнять устно) Постоянное подкрепление знания таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета
Ошибки в письменном делении многозначных чисел, в письменном умножении многозначных чисел Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание
Слабое знание правил порядка выполнения действий ( в т.ч. и в выражениях со скобками) После записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифм. действий, а затем расставлять номера действий
Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) представить себе ситуацию, о которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме. При обсуждении решения – вопросы: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие – именно такое?
Недостаточное развитие графических умений Регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку (с подсчетом числа клеточек – например, начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4 клетки и т.п.), так и на нелинованной бумаге, построение фигур по командам
Недостаточно грамотная математическая речь учащихся Учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах
Работа по преемственности в и.зучении математике между начальной и основной школой требует системности. Необходима совместная работа учителей начальной школы и основной школы в данном направлении. Нами были определены основные направления работы:
Направления работы Содержание деятельности
Методическая работа - Сохранение преемственности в обучении математики за счет выбора соответствующего УМК и образовательных программ
- Заблаговременное планирование учителей математики для 5-го класса
- Взаимопосещения уроков математики учителями основной и начальной школы
- Обеспечение мониторинга математической обученности
Работа с детьми - Организация экскурсий обучающихся 4-х классов на уроки математики в 5-е классы, в кабинет математики
- Организация внеклассной работы по математике (кружки, факультативы), индивидуальных занятий
- Проведение единой Недели математики
Работа с родителями - Посещение родительских собраний в начальной школе учителями основной школы
- Проведение индивидуальных консультаций, Дней открытых дверей
- Информирование родителей через школьный сайт.
Проверочная работа по математике 4 класс (апрель–май), 5 класс (сентябрь)
Вариант 1
1. Выполните действия:
а) 76235–68126;      в) 450•40; б) 896•38;                г) 24768 : 8.
2. Решите задачу. Выехав из поселка, мотоциклист должен добраться до станции за 2 ч. С какой скоростью он должен ехать, если длина дороги от станции до поселка 48 км?
3. Вычислите 1300 – 300 : 6 + 40.
4. Длина прямоугольника в 3 раза больше его ширины. Найдите периметр этого прямоугольника, если его длина равна 18 см.
5. Запишите уравнение и решите его. Из какого числа надо вычесть число 180, чтобы получить 347 ?6. Решите задачу. В парке растут клены, сосны и березы. Сосен там на 29 меньше, чем кленов, а кленов – на 37 меньше, чем берез. Сколько в парке кленов и сколько берез, если там растет 85 сосен?
Вариант 2
1. Выполните действия:
а) 86454–69373;        в) 250•60; б) 768•49;                  г) 33663 : 7.
2. Решите задачу. Длина дороги от села до города 72 км. С какой скоростью должен двигаться автобус, чтобы из города в село доехать за 3 ч?
3. Вычислите 2400 – 400 : 5 + 30.
4. Ширина прямоугольника в 4 раза меньше его длины. Найди периметр этого прямоугольника, если его ширина равна 16 дм.
5. Запишите уравнение и решите его. Какое число надо разделить на 16, чтобы получить число 32?
6. Решите задачу. Во время ремонта дома израсходовали белой краски на 46 кг больше, чем синей, а синей – на 18 кг меньше, чем коричневой. Сколько израсходовали белой краски и сколько коричневой, если было израсходовано 65 кг синей краски