Выступление на педсовете по теме Преемственность в обучении математики между начальной и основной школой в условиях введения ФГОС

Преемственность в обучении математики между начальной и основной школой в условиях введения ФГОС.
В условиях реализации ФГОС выпускник начальной школы владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. Учителю начальных классов необходимо обеспечить достаточное общее и специальное развитие учеников в начальных классах. А учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности,
Знакомство с 5- м Б классом у меня началась задолго до 1-го сентября. Я познакомилась со своим будущим классом и их учителем, побывала на уроках в этом классе, внимательно наблюдала за особенностями работы учителя и детей, ознакомилась с особенностями каждого школьника, привычными для них методикой и организацией урока математики. В беседе с учителем были даны с моей стороны некоторые рекомендации-советы, которые в оставшееся время 4-го класса были учтены учителем.
2-й раз я беру 5-е классы по новым стандартам. Два класса в начальной школе идут по разным программам. Поэтому я вижу некоторую закономерность пятиклассников. Обучающиеся по системе Занкова владеют навыками рациональной организации учебного труда, у них развиты способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. У обучающихся по программе Виноградовой перечисленные навыки тоже развиты, но на уроке все их размышления уходят в другое русло, а математика – точная наука и поэтому много времени уходит на конкретизацию.
Хотелось бы, чтобы у выпускника начальной школы были хорошо развиты навыки устного счета. В пятом классе это просто необходимо. Некоторые дети делят и умножают на 0, 10, 100 в столбик. При изучении темы «Основное свойство дроби», например, сократите дробь 17/34, 45/85. Если ребенок не умеет делить устно, задание будет невыполнимо. Применение законов арифметических действий делает математику значительно проще: 156 + 79 + 21 + 44; 4 * 213 * 5 * 5; 23 * 15 + 15 * 77.
Обучающиеся в 5-м классе уже владеют некоторым математическим языком. При изучении темы «Решение уравнений» обучающийся четко должен знать названия компонентов действия и правила их нахождения. В 5-м классе мы встречаемся с проблемой знаний этих правил, а также записью решения уравнений.
При решении задач, в первую очередь, надо проанализировать условие задачи, составить математическую модель: сделать схему, или рисунок, или таблицу, или краткую запись условия. Затем легко будет работать с этой моделью. Дети же, прочитав задачу, сразу задают вопрос: «А можно без условия?» Можно, но только далеко не всем. Лучше решить одну задачу несколькими способами, осознать ее, понять.
Программа 5-го класса предусматривает, что из начальной школы дети знают основные геометрические фигуры, умеют находить периметр треугольника, квадрата, прямоугольника, площадь прямоугольника, единицы измерения.
ПАМЯТКА С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса: ( готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
( правильность оформления тетради, различных видов работ; ( требования к ведению дневника.
3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
( начинать уроки с командира класса;
( готовиться к уроку на перемене;
( прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
( поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
4. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.
5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
6. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.
7. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
8. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.

9. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
10. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
11. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
14. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
Давайте детей учить не уча.
Григорьева Т. Б.,
учитель математики высшей категории
МОУ «Краснояружская СОШ №1»

15