Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном в образовательном пространстве.


Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном в образовательном пространстве.
Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном в образовательном пространстве школы актуальна всегда. Надо стремиться к тому, чтобы создать условия для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене.
Неадаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности. Поэтому надо создать все условия для успешного обучения выпускников начальной школы. Главное не в том, чтобы приспособить ребёнка к ситуации обучения в средней школе, а в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Вот к примеру некоторые причины сложного периода:
- Предметное обучение, смена учительского состава ( вместо одного учителя, который выполнял роль второй мамы, которая и подскажет и направит, появляется много учителей).
По этому направлению у нас в лицее велась работа в течении всего 4 класса. Дети знакомы с некоторыми учителями-предметниками, которые будут работать с ними в 5 классе, через факультативные занятия. С какой-то частью педагогов у детей выстроены отношения.
- Увеличение изучаемых предметов,усложнение учебного материала и более высокие требования к учебной деятельности школьников ( главное не задавить объёмом учебного материала на уроках и домашними заданиями, а добиться того, чтобы для детей была создана комфортная атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись ходить на урок. Дать возможность детям проявить себя по возможности.
Не предъявлять пятиклассникам требования,неадекватные возрасту, учитывая различия между пятиклассниками и более старшими учащимися.
Использовать такую педагогическую технологию как создание ситуации успеха на уроке. Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что созданиее ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5 классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
-Наличие большей свободы и самостоятельности.
При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Предлагаемые мероприятия по преемственности.
Творческое содружество педагогов.( куда войдут: зам. директора по начальной школе,руководители МО начальной школы, учителя-предметники, психолог, классные руководители, члены  Методического совета.
Совещания по обмену опытом работы.
Проведение конкурсов и олимпиад учителями-предметниками у учащихся начальных классов.
Знакомство с перечнем предметов , которые они будут изучать в 5 классе. Проведение уроков у учащихся начальных классов учителями-предметниками (в интересной для ребят манере представить будущий предмет, можно экскурсию в эти кабинеты старшеклассниками).
Следует стремиться сохранять и продолжать в пятом классе традиции в жизни детей с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями. (отрицание всего, того что было наработано, не принесёт позитивных результатов)
Необходимо учитывать личные особенности учителя начальных классов и будущего классного руководителя. В свою очередь учителям-предметника необходимо учитывать стиль работы учителей начальных классов, знать характер их требований, методы и приемы работы.
Важны систематические деловые контакты между учителями начальной школы и учителями-предметниками. Немаловажно учителю начальных классов знать темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников, вводить опережающее обучение. Задача учителей-предметников - обратить внимание учителей начальных классов на типичные ошибки, которые допускают учащиеся в 5 классе, назвать сложные темы и разделы программы.Учителям-предметникам необходимо посещать уроки того выпускного класса, в котором в дальнейшем будут преподавать свои учебные дисциплины. Ведь важнейшей задачей является обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности между начальной школой и средним звеном. Учителя среднего звена будут уже иметь чёткие представления о формах и методах организации учебной деятельности, стиле взаимоотношений педагога с детьми и обучающихся между собой для использования приёмов обратной связи в 5-х классах; ознакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы и в дальнейшем благодаря этому смогут соотнести свою программу с программой выпускного класса по определённому учебному предмету, обозначая несовпадения в требованиях программ.
Проведение совместных родительских собраний.
Как проходит взаимодействие в нашем лицее:
Посещение открытых уроков и мероприятий.
Присутствие учителей- предметников ассистентами на контрольных работах.
Проведение учителями старшей школы конкурсов «Кит», «Бульдог» и др.
Проведение факультативов учителями предметниками в нач. классах.
Посещение родительских собраний в конце учебного года .