Выступление на МО математиков на тему Преемственность в обучении математике между основной и начальной школой


Выступление на МО математиков
Преемственность в обучении математике между основной и начальной школой.
Каждый год, проводя педагогический совет по итогам классно-обобщающего контроля в 5-х классах, мы говорим об адаптационном периоде для 5-тиклассников. Пытаемся выявить проблемы преемственности между начальной и основной школой и возможные пути их решения.
Впервые эта проблема обсуждалась в 50-е гг. прошлого века. Начальная школа имела в то время самостоятельное значение для обучающихся. Осуществлялся переход от обязательного четырехлетнего начального образования к обязательному семилетнему образованию. Несогласованность между четвертыми и пятыми классами выражалась в различии методов обучения. Довольно значительным было расхождение в методиках преподавания курсов арифметики 4 и 5 классов. В 5 классе резко увеличивался удельный вес теоретических знаний по сравнению с начальной школой, где обучение проводилось в основном на задачах.
Во второй раз решение проблемы преемственности пытались предложить в начале 70-х годов прошлого века, когда начальная школа стала трехлетней. Кроме этого, начальная школа перестала быть обособленным звеном. Однако остались расхождения в формулировках требований к математической подготовке обучающихся, оканчивающих начальную школу, и требований к знаниям, умениям и навыкам ребят, приступающих к учебе в 5 классе. Отголоски этих расхождений чувствуются и поныне.
В процессе реформы общеобразовательной школы проблема преемственности встала на первый план в третий раз. Обязательным становится одиннадцатилетнее образование, а начальная школа опять - четырехлетняя, обучение в которой начинается с шести лет.
Одним из важных направлений преемственности в обучении является педагогический мониторинг и диагностика качества обучения.
Анализ итогов показывает снижение качества знаний в 1 полугодии и повышение его к концу 5-го класса. Снижение качества знаний обусловлено стрессогенностью ситуации адаптации в 5 классе. Перечислю некоторые причины, возникающие при переходе из начальной школы в основную:
Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности.
Обучающиеся перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.
Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя “беспризорником”.
Каждый учитель по-своему преподает свой предмет. Преподавание индивидуально, хотя программы и учебники одни для всех.
В связи с реформированием и модернизацией современного образования в последние годы появилось большое количество учебных комплектов. Имеющиеся комплекты учебников по математике в начальной школе и в 5-6 классах все-таки не достаточно хорошо соответствуют друг другу в содержательном плане.
В нашей школе учителя начальной школы в основном работают по УМК “Школа России” учебникам авторов Марии Игнатьевны Моро и Марии Александровны Бантовой. К сожалению продолжения, в основной школе этот УМК не имеет, поэтому учителя, работающие в 5-6 классе, выбирают учебник другого автора: Наума Яковлевича Виленкина.
Проанализировав “Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе” и качество знаний по итогам входного контроля , можно выделить ряд распространённых проблем, влияющих на успешность усвоения пятиклассниками курса математики в основной школе. Приведу, на мой взгляд, основные:
Выделение дополнительного времени – сверх отведенных 40 минут – на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу (приходя в 5 класс, ребята, еще не начав писать контрольную работу, спрашивают: “А можно будет дописать работу после звонка или после уроков?”).Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних или творческих работ (иногда родители, обладая большим запасом знаний, “забегают” намного вперед).
Пассивность большинства обучающихся в процессе обучения (дети предпочитают “отсидеться” на уроке тихо, а не активно участвовать в работе).
Создание у детей учителем и родителями в конце 4-го класса “психологического барьера” – настороженного ожидания трудностей учения в 5-м классе.
Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его.
Недостаточная скорость письма (в основной школе темп урока увеличивается, и дети просто не успевают делать записи в тетрадях).
Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей (порой дочитывая текст задачи до конца, ученик не помнит что в начале), а так же недостаточная тренированность долговременной памяти (отсюда “забывчивость”, которая требует постоянного вкрапления элементов повторения на уроках).
Недостаточные умения устных вычислений (особенно слабое знание таблицы умножения).
Ошибки в письменном делении многозначных чисел, особенно при получении нуля в частном.
Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) (дети не могут представить себе ситуации, описанные в задачах, изобразить их на рисунке или схеме).
Недостаточное развитие графических умений.
Недостаточно грамотная математическая речь учащихся (порой слышишь в ответах действие: плюс или минус, вместо сложения или вычитания).
При изучении школьного курса математики важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Поэтому проблему преемственности в школьном курсе математики нужно рассматривать и с другой стороны – со стороны учителя, работающего в 5 классе. Учителю нельзя отказываться от организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, надо опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., Ведь большая часть материала, изучаемого в 5 классе, является обобщением и повторением того материала, с которым ученики пришли из начальной школы. При этом надо постепенно избавляться от “пережитков прошлого” в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.
Подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы провести итоговую диагностическую работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем – на протяжении всего времени обучения в 5–6-х классах.
Основные направления работы по обеспечению преемственности обучения математике между начальной и основной ступенями ,проводимые в нашей школе:
Взаимопосещение учителями уроков,темы которых «западают» у детей .Например: «Нахождение неизвестного компонента действия», «Деление многозначных чисел», «Задачи на движение», «Умножение на трехзначное число» , «Решение уравнений» и др.
2 Организация экскурсий обучающихся 4 класса на уроки по математике в 5 класс.
Проведение единых общешкольных недель по математике, с привлечением обучающихся всех ступеней.
Посещение родительских собраний в начальной школе учителями основной школы.
Информационная работа через сайт школы.
Учитель математики Плотникова С.В.