Статья Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом











Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом







Учитель математики: Таранова Светлана Викторовна
КГУ «Средняя школа № 43
им.Г. Мусрепова»















Г.Петропавловск

При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой, – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.

Очевидно, что подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу (см. ниже), при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем – на протяжении всего времени обучения в 5–6-х классах.

Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Ниже в таблице перечислены некоторые из таких проблем, отмечена динамика по каждой проблеме, названы возможные пути их решения или коррекции. При знакомстве с учащимися будущего 5-го класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 4 -х классах, так и в системе дальнейшей работы с классом. Для детального изучения особенностей подготовленности учеников по курсу начальной школы учитель может воспользоваться помещенной после таблицы проверочной работой по курсу начальных классов. Аналогичную (или ту же самую) работу полезно провести и в конце четвертого класса.

Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5-м классом и возможные пути их решения
Тенденции: – ухудшение ситуации, – улучшение ситуации, – стабильное положение

Проблема
Тенденция
Возможности разрешения

Организационно-психологические

Недостаточная наполненность урока учебным материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу

Уменьшение доли фронтальных бесед и др. малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей

Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного – сверх отведенных 45 мин – времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать

Приучить детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и др. проверочных работ, заканчивать урок также по звонку конца урока


Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ

Разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий

Бедность арсенала и однообразие используемых методов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей


Распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях, (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики, кафедрам полезно создавать «видеобиблиотеки» методов обучения для ознакомления с лучшим опытом)

Пассивность большинства учащихся в процессе обучения


Использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия (в т.ч. парной, групповой работы)

Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математики (эталона ответа)


Учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке

Привычка у детей получать отметки за любое – самое малое – действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы


Добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи; не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы



Обедненная (вплоть до конца обучения в начальной школе) речь учителя, отсутствие динамики в использовании лексики от 1-го к 3-4-м классам, «сюсюканье»


Полезно создание и внедрение учителями математики совместно с учителями начальной школы словаря-программы постепенного ознакомления детей со «взрослой» лексикой, проведение отдельных уроков в начальной школе вместе с учителем средних классов

Создание у детей учителем и родителями в конце 4 (3)-го класса «психологического барьера» – настороженного ожидания трудностей учения в 5-м классе


Знакомство родителей и детей со своими будущими учителями уже в 4(3)-м классе, проведение математических праздников, олимпиад, соревнований, отдельных уроков, родительских собраний совместно с учителем 5-го класса

Общеучебные умения и навыки, элементы развития

Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его

Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике


Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей


Рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки

Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей


На уроках предлагать цепочные вычисления, дoма (под руководством родителей) – специальные упражнения на тренировку внимания и памяти

Недостаточная тренированность долговременной механической памяти


Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты

Элементы псевдоучебной деятельности в процессе обучения, неумение отделять существенное от несущественного


Своевременно отходить от требований, предъявлявшихся детям на ранних этапах обучения, при первом знакомстве с учебным материалом

Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам, словарям, научно- популярной и дополнительной учебной литературе


Рекомендовать иметь в классе справочные издания, предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы


Специальные математические знания, умения и навыки


Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия пределах 100 учащиеся должны выполнять устно)


Постоянное подкрепление знания таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета

Ошибки в письменном делении многозначных чисел


Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание

Ошибки в письменном умножении многозначных чисел


Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и сложение

Слабое знание правил порядка выполнения действий ( в т.ч. и в выражениях со скобками)


После записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифм. действий, а затем расставлять номера действий

Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия)



Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме. При обсуждении решения – вопросы: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие – именно такое?

Недостаточное развитие графических умений

Регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку (с подсчетом числа клеточек – например, начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4 клетки и т.п.), так и на нелинованной бумаге, построение фигур по командам


Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения


Большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной

Недостаточно грамотная математическая речь учащихся


Учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах


Проверочная работа по математике 4 класс (апрель–май), 5 класс (сентябрь)

Вариант 1

1. Выполните действия:

а) 76235–68126; в) 45040;
б) 89638; г) 24768 : 8.

2. Решите задачу. Выехав из поселка, мотоциклист должен добраться до станции за 2 ч. С какой скоростью он должен ехать, если длина дороги от станции до поселка 48 км?

3. Вычислите 1300 – 300 : 6 + 40.

4. Длина прямоугольника в 3 раза больше его ширины. Найдите периметр этого прямоугольника, если его длина равна 18 см.

5. Запишите уравнение и решите его. Из какого числа надо вычесть число 180, чтобы получить 347 ?

6. Решите задачу. В парке растут клены, сосны и березы. Сосен там на 29 меньше, чем кленов, а кленов – на 37 меньше, чем берез. Сколько в парке кленов и сколько берез, если там растет 85 сосен?

Вариант 2

1. Выполните действия:

а) 86454–69373; в) 25060;
б) 76849; г) 33663: 7.

2. Решите задачу. Длина дороги от села до города 72 км. С какой скоростью должен двигаться автобус, чтобы из города в село доехать за 3 ч?

3. Вычислите 2400 – 400 : 5 + 30.

4. Ширина прямоугольника в 4 раза меньше его длины. Найди периметр этого прямоугольника, если его ширина равна 16 дм.

5. Запишите уравнение и решите его. Какое число надо разделить на 16, чтобы получить число 32?

6. Решите задачу. Во время ремонта дома израсходовали белой краски на 46 кг больше, чем синей, а синей – на 18 кг меньше, чем коричневой. Сколько израсходовали белой краски и сколько коричневой, если было израсходовано 65 кг синей краски?
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315