Статья Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению



Преемственность между детским садом  и школой при подготовке детей к обучению.
«Школьное обучение никогда неначинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. ВыготскийПроблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды. Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:-состояние здоровья и физическое развитие детей;-уровень развития их познавательной активности; как необходимого компонента учебной деятельности;-умственные и нравственные способности учащихся;- сформированность их творческого воображения; как направления личностного и интеллектуального развития.- развитие коммуникативных умений. т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:
развитие любознательности;
развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
     Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
- на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
- школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
     Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей. а именно:
координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.
     При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить следующие задачи, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.
Задачи дошкольного звена:
-приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
-обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками);
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
-формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.[1]
Задачи начального школьного звена:
-формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
-развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой);
-формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию;
- развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
- совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания;[1]
     Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:
- создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание я на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
-создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению; эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;
-развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;
-формирование психологической готовности к школе;
- разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;
-создание комплекса учебно – методической документации;
-формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
-создание новых творческих мастерских и проектов.
     Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых аффективных комплексов, связанных со школьной жизнью. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения. Поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Но это не значит, что в ДОУ надо формировать узкопредметные знания, умения и навыки, готовность к изучению русского языка, математики, окружающего мира, наоборот, всё основное внимание надо уделять развитию качеств, необходимых для осуществления новой деятельности, сформированности предпосылок деятельности учения.
Исходя из философского понятия определения преемственности, «преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса». [2]
     Значит для нас важна:
- преемственность в целях;
-преемственность методической системы образования;
- преемственность в содержательной линии предметных областей, она должна быть единой.
     Понятие готовности к школе должно трактоваться в смысле формирования элементов учебной деятельности в дошкольный период, для того, как ребёнок непосредственно столкнётся с ежедневной необходимостью применять эти умения.
     Сейчас в дошкольной педагогике витает такая идея: в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте можно было бы понимать познавательную деятельность. Если это станет центральной задачей, в дошкольных учреждениях, то формирование и развитие познавательной  мотивации, а также познавательных способностей создаёт базу для развития формирующихся на их основе учебных умений, самооценки и самоконтроля.
  Но пока это является дополнением к развитию игровой деятельности, что и ведёт к тому, что неразвитость и несформированность познавательной деятельности дошкольника становится главным бедствием  в решении проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Возможно, именно это и есть главная причина школьной неуспешности детей на начальном этапе образования и далее в основном и старшем. К дошкольному образованию тоже необходимо подходить с точки зрения деятельностного подхода. Тогда дошкольник будет видеть и понимать применимость своих знаний и умений  в значимой для него практической деятельности, в качестве которой будет выступать всё то, что делает ребёнок  в детском саду (игра, наблюдение, экспериментирование, конструктивная деятельность художественно-изобразительная, моторно-двигательная, литературно-языковая деятельность, общение, двигательная и трудовая деятельность и т. д.). Тогда задача педагога заключается в том, чтобы сделать процесс успешным для ребёнка. Здесь формирование у дошкольника готовности к школьному обучению будет происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, что обеспечит психологическую готовность ребёнка к школе. Только в этом случае мы сможем развести понятие «учение» как приобретение знаний и «учебная деятельность», как деятельность по самообразованию, по формированию ребёнка, «умеющего учиться».
      В этом случае, чтобы подготовить ребёнка к школе, надо сформировать его учебно- познавательные  мотивы и развивать специфические компоненты деятельности, психические процессы, которые смогут обеспечить лёгкую адаптацию к обучению в школе.[2]
Своевременная подготовка к адаптации к школе, педагогическая и психологическая помощь детям, является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания. Начинать это надо с I ступени начальной школы
I ступень начальной школы - (5,6- 6,7 лет -I год) выполняет функции подготовки малышей к обучению. В возрасте 5-6 лет происходит постепенное, систематическое и планомерное вхождение в обучение.
Характерно, что дети данного возраста охотнее играют в «школу», чем в «детский сад», стремясь в игре отразить не столько свое настоящее, сколько близкое будущее. Именно в этом возрасте происходит перестройка мотивов в игре. 5-6 летние дети играют не только ради удовольствия, получаемого от самого процесса игры, но и ради приобретения новых знаний и умений. Они начинают отличать учебную деятельность, как и труд, от игры, хотя и предпочитают получать знания в игровой форме.
Как говорят исследования психологов, в возрасте 5-6 лет происходит изменение самого процесса усвоения знаний, возникают простейшие формы учебной деятельности. Следовательно, именно в подготовительном классе начинается первоначальная работа по формированию и развитию учебной деятельности, подготовка адаптации к школе, т.е начинается подготовка к школе.
В дошкольных учреждениях до настоящего времени ещё практикуют специально организованные занятия, приближенные к уроку, которые проводятся с детьми 5-6 летнего, возраста перед поступлением их в школу. Данная подготовка, делающая из малышей учеников, чаще всего приводит к потере их интереса к дальнейшему обучению или, иного материала, изучаемого в школе, что тормозит умственное развитие ребёнка, задерживает формирование учебной деятельности. I ступень начальной школы даёт возможность более полно вести учёт возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей 5-6 летнего возраста; даёт возможность постепенно войти в процесс обучения ; получать качественную подготовку, что снимает всякого рода самодеятельные занятия как в дошкольных учреждениях, так и в домашних условиях.
Подготовка к обучению (I ступень начальной школы) является для всех детей обязательной (как для посещающих, так и не посещающих детское учреждение);
По проблеме готовности ребёнка к школьному обучению в настоящее время существует большое количество разнообразных исследований, в которых раскрыто понятие готовности к обучению. Несмотря на наличие многочисленных исследований по проблеме готовности детей к школьному обучению она не получила своего окончательного решения как в плане разработки критериев готовности детей к школе, так и осуществления корректировки недостаточной подготовленности детей и уровня их психического развития. Как правило именно педагогам достаточно хорошо известен смысл и содержание самого понятия «готовность к школьному обучению» она прежде всего предполагает - мотивационную готовность и
интеллектуально-познавательную готовность (развитость основных психических процессов : восприятия, внимания, памяти, мышления, речи );
деятельную готовность ( развитость практических процессов и действий: ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль).
Итак, с целью успешной подготовки по формированию и развитию учебной деятельности, а также успешной адаптации к школе вот уже несколько лет в нашей школе МОУ «СОШ№68» работает «Школа будущего первоклассника».В её организации, отслеживании результатов работы, планировании вот уже несколько лет я принимаю активное участие и веду курс: «Развитие элементарных математических представлений»
В программе курса реализован подход, учитывающий как самоценность каждого периода детства, так и необходимость подготовки ребёнка к школе. Цель программы «Школы будущего первоклассника»— создать условия для более успешной адаптации к обучению в школе, для пробуждения живой мысли ребёнка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать и анализировать информацию.
Основные задачи программы:
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья.
• Развитие любознательности, стремление к решению знаний.
• Формирование и развитие основных познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи).
• Формирование отдельных приёмов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в задании, выполнять необходимые действия, осуществлять самоконтроль).
• Развитие инициативности, самостоятельности, активности
Технология учёта и контроля готовности будущих первоклассников к школе.
В течение того времени, как ведётся в школе « Школа будущего первоклассника» мы, педагоги, совместно с узкими специалистами (психологом и логопедом) ведём диагностику успешности будущих первоклассников. Так, например, выглядит динамика успешности по курсу «Развитие познавательных способностей»будущего первоклассника Вити В.
Ф.И. Качество выполнения заданий:
ребёнка на развитие на развитие на развития на развития
памяти внимания мышления воображения
октябрь май дина мика октябрь май дина мика октябрь май дина мика октябрь май дина мика
1 Витя В. неуд. УД УД- УД уд. хор уд- уд.
Динамика у спешности по курсу «Развитие речи и навыка письма»
№ Ф.И.
ребёнка Качество выполнения заданий :
на составление устного рассказа на умение отвечать на вопросы на развитие мелкой моторики руки
октябрь май дина мика октябрь май динамика октябрь май дина мика
1. Витя В. неуд. УД- хор. хор. уд. УД.
Динамика у спешности по курсу «Развитие элементарных математических способностей»
№ Ф.И. Качество выполнения заданий:
ребёнка
на развитие логических форм мышления на развитие ориентировки в пространстве геометрические фигуры количественный и порядковый счёт в пределах
десяти
ок тябрь май дина мика ок тябрь май дина мика октябрь май дина мика ок тябрь май дина мика
1. Витя В. хор. хор. хор. отл уд- хор хор. Хор
Также учитель-логопед ведёт индивидуальный оценочный профиль развития речи ребёнка, отслеживает динамику в речевом развитии детей и организует специализированную помощь родителям детей, нуждающихся в речевой коррекции .Одновременно, перед педагогом - психологом стоят такие задачи:
• формирование положительной мотивации к школьному обучению;
• развитие функциональной готовности к обучению в школе;
• отслеживание коммуникативных навыков ;• углубленная диагностика в ситуации прогноза школьной дезадаптации;
• оказание психолого- педагогической помощи родителям в вопросах подготовки ребёнка к школьному обучению;
Итогом работы ШБП -2010-2011 учебного года можно проследить по следующей таблице, в которой отражена диагностика: педагогическая, психологическая и логопедическая на момент поступления ребёнка в ШБП и её окончания.

Подводя итог, сказанному, можно сделать следующие выводы, что обязательным элементом обучения будущего первоклассника к школе является отслеживание динамики успешности ребёнка, т.е учитель должен иметь возможность видеть рост ребёнка и учитывать его.
Работа в «Школе будущего первоклассника» в 2010-2011 учебном году показала рост каждого ребёнка. Положительная динамика в качестве знаний на развитие памяти, внимания, логического мышления, ориентировки в пространстве наблюдалась в моём курсе «Развитие элементарных математических способностей» у 48 человек из 56, что составляет 85.7%качества. Желание учиться из 56 человек положительная динамика показала у 50 человек, что составляет 89,2%.
Строгий учёт индивидуальных достижений каждого ребёнка, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником даёт возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.
Анализ успешности не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также позволяет учителю наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы.
Применение и использование в практике результатов психолого-педагогической диагностики даёт возможность учителю проводить развивающие занятия с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребёнка по различным видам деятельности. Кроме того, выявление специфики освоения программы детьми может помочь в анализе особенностей собственной работы учителя по каждому разделу программы. Результаты совместной деятельности детского сада и школы регистрируются по следующим показателям: сохранение у ребенка-первоклассника интереса к школе и учению; сохранение здоровья (физического и психического); развитие творческих начал ребенка; успехи в учебной деятельности. Анализируя уровень успеваемости детей первого класса можно сделать вывод о хорошей подготовке детей к школе, основанной на сотрудничестве детского сада со школой. Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены тесные контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.
 Все выше сказанное ещё раз показывает об эффективности работы по данному направлению.
 
Литература
1.Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений.// журнал «Начальная школа» №1 2000 г.
2.Лебедева С.А. Ещё раз о преемственности дошкольного и начального образования.// журнал «Начальная школа» №11 2005 г.
 
 3.Белошистая А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования //Начальная школа 2002. №7. С.3-10;
4. Бадулина О.И. //Начальная школа 2002 №1. С.101-104.
5. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа. 2000. №1.С.9