ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕЛЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕЛЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

Цель: Закрепить прием письменного деления многозначного числа на однозначное число.

Алгоритм:
Запиши частное, как показано в примере.
Определи первое неполное деление.
Определи количество цифр в частном.
Деление первого неполного делимого на делитель.
Запиши первую цифру в частное.
Помножь делитель на число, записанное в частном.
Отними это произведение от первого неполного делимого.
Проверь - остаток должен быть меньшим, чем делитель.
Снеси следующую цифру. Это второе неполное делимое.
10. Продолжи деление до полного решения примера в том же порядке.

Ход обучения на данном этапе:
І. Чтение списка (стр. 140 - 162).
ІІ. Так как ученики уже знакомы с делением трехзначного числа на однозначное им предлагается прочитать объяснение к решению и обратить внимание на то, что за чем выполняется, чтобы потом они смогли вычислить пример самостоятельно.
III. Определить основные признаки действия по алгоритмическому описанию и их логической структуре и составление алгоритма.
Преподаватель (П). - Как мы записываем пример при письменном делении?
- Как показано в учебнике. То есть 1. Запиши частное как показано в
примере.
- Дальше что происходит?
Ученик (У). - Первое неполное деление
П. - Подчеркнет это действие. 2. Определи первое неполное
делимое.
- Прочитайте дальше, когда на месте каждой цифры ставим точки, какое действие выполняем?
У. - Находим количество цифр в (открывает учитель)
частном. 3. Определи количество цифр в
частном.
П. - Дальше 9000 делят на 6, что это за действие?
У. - Делим первое неполное делимое на делитель.
П. - Дальше 4 шаг. 4. (...) закрыть. Делим первое
- Что делаем дальше (после точки с неполное деление на делитель. запятой)?
У. - 1000 записываем на месте первой 5. Запиши первую (...) цифру в
точки частном.
П. - Какие действия вы осуществляете
на третьем этапе?
- Что такое 1000, 6?
У. - Нахождение произведения.
1000 - это первое число в частном,
6 - делитель.
П. - Так как 6. Помножь делитель на число,
записанное в частном.
- Что мы должны обязательно знать, что бы дальше выполнять деление?
У. - Сколько тысяч не поделили?
П. - Как об этом узнать?
У. - Надо отнять 6000 от 9000 получаем
3000.
П. - Что такое 6000 и 9000?
У. - 6000 - это найденное произведение,
а 9000 - первое неполное делимое. 7. Отними это произведение от
первого (...) неполного делимого.
П. - А как узнать, что мы правильно нашли
первую цифру частного?
У. - Проверить: остаток должен быть
меньше делителя.
П. - То есть мы верно нашли : 3000<600 8. Проверь - остаток должен
быть меньше за делитель.
- Что дальше надо сделать?
У. - Найти второе неполное делимое.
П. - А как? то есть 9. Снеси следующую цифру. Это
второе (...) неполное делимое.
- Дальше что будем делать со вторым неполным делимым?
У. - Поделим на 6 (или) на делитель.
П. - То есть, как мы уже делали. 10. Продолжи деление до полного
решения примера в том же
порядке (см. 4,5,6,7,8,9).
- Этот пункт возвращает нас на
четвертый шаг №4. Деление первое (второе и т.д.)
неполное делимое на делитель.
Подчеркнете его в учебнике.
Какой следующий шаг в алгоритме?
У. - Запиши вторую цифру в шаге №5. Запиши первую (вторую и т.д.)
цифру в частное.
П. - Как это звучит в учебнике?
Выполняем.
Что дальше?
У. - Проверяем, все ли сотни поделили?
Шаг №6. №6. Умножь делитель на (второе,
третье и т.д.) число, записанное в частном.
П. - Какое следующее ваше действие? №7. Отними это произведение
от первого (второго и т.д.) неполного делимого.
Не забудьте о шаге 8.
Мы правильно нашли вторую цифру частного?
У. - Да, 3<6.
- Дальше сносим следующую цифру шага№9 № 9. Снеси следующую цифру.
Это второй (третий и т.д.)
неполный делитель.
П. - Дальше какой идет шаг алгоритма.
У. -№10 и 4.
П. - Выполните деление до конца по алгоритму.
Какой ответ?
Ответы разные, то есть мы должны проверить. Как это сделать?
У. - Частное должна быть меньше делимого.
- Умножить частное на делитель.
П. - Итак, последнее, итоговое действие
алгоритма. 11. Сделай проверку, помножив
делитель на частное. Это число
должно равняться делимому.
Сопоставь частное с делимым,
оно должно быть меньше делимого.
III. Закрепление. По представленному образцу объясните решение следующих примеров:
7356:3,
56472:4.
На этом уроке участие учителя было очень нужным и важным, так как ученики определили правильно только первые три шага алгоритма. В остальных шагах они путались и потеряли промежуточные действий.

15