Технологическая карта к уроку математики на тему Деление многозначного числа на однозначное (3 КЛАСС)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: математика
УМК «Перспектива». Автор учебника: Л.Г. ПетерсонТема урока: Деление многозначного числа  на однозначное число, когда в записи частного есть нули.
Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные, когда в записи частного есть нули.
Планируемые результаты
Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы; осознанно следовать алгоритму  письменного деления многозначных чисел;
Метапредметные:
Регулятивные:  способствовать умению обнаруживать и формулировать учебную проблему;  планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
Познавательные: умение ориентироваться в новых понятиях и знаниях.
Коммуникативные: умение сотрудничества с учителем и сверстниками; определять план выполнения задания, применяя изученные способы действия для решения задач в типовых и поисковых ситуациях
Личностные: способствовать формированию компонентов учебной деятельности, приёмам рефлексии и самооценки;
формировать культуру общения и сотрудничества с учителем и сверстниками.
Оборудование
Мультимедийное оборудование, электронная презентация, презентация PowerPoint, раздаточный материал для работы в парах, карточки с зданиями, карточки с разноуровневым заданием (для индивидуального опроса), карточки-помощницы
учебник, тетрадь
На данном уроке используется интегративная технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ
Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
ЦелепологаниеМотивация к учебной деятельности
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством высказываний, отражающих значимость математики.
Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
- Сегодня урок я хочу начать с восточной мудрости.
Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку, спрятал ее в кулаке и спросил у первого мудреца: «Живая она, или мертвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму рук и она умрет. Если скажет: «Мертвая»- выпущу и она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мертвая?» ответил: « Все в твоих руках».
- Ребята, перенесите эту мудрость на урок математики и помните, что всё в ваших руках.
- Для чего нужна математика?
«Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит». Михаил Васильевич Ломоносов, русский ученый-энциклопедист, поэт.
Включаются в учебную деятельность.
-Математика - учит наблюдать, думать, делать выводы… Личностные:
Включение в
учебную деятельность на личностно-
значимом уровне, самоопределение
Проверка домашнего задания, индивидуальный письменный опрос.
Цель: установка на сотрудничество.
Поиграем в учеников и учителей
На карточках работают: … (Индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями)
Выберите один из уровней и найдите значения выражений
Эксперт по проверке заданий –…
А мы проверим творческое д/з, которое вы придумали для товарища.
-Поменяйтесь с соседом по парте карточками, которые составили дома
Результат проверки заносим в оценочную карту
Выполняют задание на карточках
Стр.13 №5. Задумывали своё число и составляли карточку (по аналогии) с заданием.
Выполняют задание на карточке, которую составил товарищ, затем возвращают карточку соседу по парте для проверки. Регулятивные: прогнозирование; взаимоконтроль; коррекция
Познавательные:
построение
логической цепи
рассуждений;
Коммуникативные:
Сотрудничество в
поиске решения проблемы.
Личностные: сотрудничество со сверстниками
Оценочная карта.
Ф.И. _____________________________________________________________
Поставь + за безошибочное выполнение заданий.
Творческое домашнее задание или карточка с заданием Собери алгоритм Найди ошибку Задача. Решил задачу сам до проверки. Самостоятельная работа (выполнил без ошибок) Бонусы Актуализация знаний
Цель: определить содержательные рамки урока

Цель: восстановить в памяти алгоритм деления многозначного числа на однозначное
Цель:
Находить ошибки в вычислениях при письменном делении, обосновывать своё мнение
Цель: вспомнить особые случаи деления и умножения
Цель: удержать умственную работоспособность;
обеспечить кратковременный активный отдых 1. Кластер
- Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем в своём багаже знаний. Вспомните тему, которую мы изучали на последних уроках. Хорошо ли мы научились это делать?
-Какими знаниями нужно обладать, чтобы выполнить деление углом?
2. Зарядка для ума
Восстанови последовательность алгоритма деления многозначного числа на однозначное, сверь с эталоном.
1. Найди первое неполное делимое
2. Определи число цифр в частном
3. Найди цифры в каждом разряде частного
Самопроверка (по эталону на доске)
3. Найди ошибку.
Где ошибся ученик? Выбери правильный ответ, отметь его галочкой.
___Неверно нашёл первое неполное делимое
___Не определил количество цифр частного.
___Неверно нашел первую цифру частного.
___Неверно нашёл второе неполное делимое
___Неверно нашел вторую цифру частного
___Нарушил правило: «Остаток всегда меньше делителя»

4. Зарядка для ума. Игра «Получи бонус» (+)
-За верный ответ можно получить дополнительный +
-1)В каком случае сумма двух чисел равна одному из слагаемых? (когда одно из слагаемых равно нулю.)
-2)В каких случаях делимое равно частному? (Делимое=0, тогда и частное=0, 0:а=0)
-3)В каком случае произведение двух чисел равно одному из множителей? (Когда один из множителей=0 т.е. 0*а=0 и а*0=0)
-4) Если делимое меньше делителя, чему равно частное? (0)
3:25=0 (ост.3)
Физкультминутка
Проводит ученик
+упражнение «Буратино»
Дополнительная цель: улучшение мозгового кровообращения в сосудах мозга, отдых глаз.
(Деление многозначного числа на однозначное углом).
(Ещё нужно тренироваться.)
-Запись и чтение многозначных чисел,
-табличное умножение и деление,
-деление с остатком, …
Работа в паре
Самопроверка правильности выполнения задания на слайде.
9492:4 =22173
Дети выполняют задание, затем -
взаимопроверка.
Эталон для проверки правильности выполнения задания на слайде.
Оценочная карта.
Познавательные:
общеучебные; логические;
Коммуникативные:
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные:
Построение
логической цепи
рассуждений
Коммуникативные:
Инициативное
сотрудничество в
поиске решения проблемы.
Постановка проблемы.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа деления;
Проблемная ситуация
Выполни деление углом
3192:6 =532, 312:3 – не решали
(можно проверить умножением)
-Найдите выход из ситуации
Пробное действие.
.
Предложения детей. Познавательные:
Построение
логической цепи
рассуждений;
самостоятельное
создание способов
решения проблем
поискового характера;
Коммуникативные:
Инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации со
сверстниками и с
учителем
Формулировка темы и целей урока
Цель: сформулировать тему и цель урока, опираясь на выводы после пробного действия. -Сформулируйте тему урока и цели, которые ставим перед собой.
Деление многозначного числа на однозначное число в случаях, когда в записи частного есть нули. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
VI. Первичное закрепление
Цель: Усвоение нового способа действий
1)с.17 №3 (а, б – с комментированием на доске, в,г –самостоятельно). Проверка.
2)Задача
-Немного отвлечёмся от решения примеров, сменим вид деятельности
Дополни задачу и реши её
В первый день поезд прошёл 630 км, а во второй день - в 7 раз меньше, чем в первый. …….?
Схему к задаче составляем на доске с комментированием.
-Придумай свой вопрос к задаче, запиши его на карточку и реши задачу. (Разноуровневые вопросы)
(Дети решают задачу самостоятельно, выбрав тот вопрос к задаче, который им «по силам») Исправляют ошибки, если они есть и фиксируют затруднения.
Самопроверка
1)630:7=90 (км) – прошёл поезд за 2 день
2)630+90=720 (км) – за 1 и 2 день
3) 630-90=540 (км) – на столько больше прошёл поезд в 1-й день
Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
Оценочная карта. Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Регулятивные: овладение алгоритмом деления
Личностные:- формирование мотивов достижения целей,Формирование границ «знания» и «незнания»
Цель: удержать умственную работоспособность;
обеспечить кратковременный активный отдых Музыкальная физкультминутка VII. Самостоятельная работа
Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха
1)
с.17 №4 - 1-я строчка (2 и 3-ю строчку выполните дома)
Два уровня.
Карточка-помощник выдаётся тем, у кого могут возникнуть затруднения
2)с.18 №8 Работа в парах.
Выполните вычисления, расположите ответы примеров в порядке возрастания и узнаете фамилию учёного.
-Что помните об этом учёном??
Пифагор – древнегреческий учёный. Жил в Египте в городе Вавилоне. После 40 лет жил в Италии, где основал свою школу.
-Почему мы с вами опять встретили на страницах учебника этого учёного? Самопроверка
Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
Оценочная карта.
Пифагор
- Самое главное в теме «Письменные приёмы деления» - знание таблицы Пифагора Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция
Коммуникативные:
учебное
сотрудничество
Регулятивные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Личностные:- формирование адекватной самооценки,- формирование границ собственного «знания» и «незнания».
VIII. Рефлексия учебной деятельности
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.
1)-Чему новому вы сегодня научились? Пригодятся ли эти знания вам в жизни? Кто уже научился решать эти примеры? Кто знает, как решать такие примеры, но еще сомневается? Кто не понял новый способ деления?
2)- Оцените свои знания, используя индивидуальные карточки оценки:
Утверждения Поставьте знак «+» или «?»
1) Я знаю алгоритм деления многозначного числа на однозначное2) Я сумею разделить многозначное число на однозначное, когда в частном есть нули 3)Мне необходимо поработать над…
3)Оценим своё настроение, эмоциональное состояние на уроке. ( улыбки, -, грусть)
Формируемые УУД:
Познавательные:
умение структурировать знания
Коммуникативные:
аргументировать свои высказывания
Регулятивные:
саморегуляция; самооценка
Личностные:- формирование границ собственного «знания» и «незнания».
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.