Внеклассное мероприятие Мы в ответе за свои поступки


«Мы в ответе за свои поступки»

Цели проведения:
-профилактика правонарушений несовершеннолетних;
- пропаганда правовых знаний;
-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
- формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
- формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
Ход классного часа
        Я рада приветствовать всех учащихся, учителей, гостей, которые находятся в этом зале, являются зрителями и участниками нашей деловой игры « Мы в ответе за свои поступки»
В игре принимают участие две команды. Я хочу представить капитанов команд.
Я представляю гостей нашей встречи, которые оценят нашу игру.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки» .   Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
         Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем не менее количество малолетних преступников растет.
Почему это происходит? Почему невинные шалости часто превращаются в правонарушении? И как этого избежать?
Давайте для начала разберем понятия: проступок, правонарушение, преступление? Определения на экране. 
Проступок-это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.
Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. (слайд 4)
Преступление- это общественно-опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит: « Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность.
Ребята, как вы знаете, существует четыре вида юридической ответственности при нарушениях: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, подробно на видах ответственности мы останавливаться не будем сейчас, вы немного знаете от них, тем не менее на столах перед вами лежат памятки с видами ответственности , при ответах можете ими пользоваться
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, а социальный педагог поправляет и дополняет примеры)
плохо учатся, а потом бросают школу;
курят и выпивают;
грубят и сверстникам и взрослым;
унижают маленьких и слабых;
лгут даже без причины;
стараются выяснить отношения только с помощью силы;
играют в карты;
разрисовывают стены;
портят школьное имущество и многое другое.
        Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.
Почему такое происходит?
        Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Объявляется 1 конкурс, который называется « Секунда на размышление». Уважаемые игроки, вам необходимо без обсуждения дать ответ на поставленные вопросы. Каждая команда получает по семь вопросов и по одному баллу за правильный ответ.
Вопросы:
Назовите основной нормативный документ школы, регулирующий права и обязанности учащихся. (Устав школы)
Закончите утверждение: « Твои права кончаются там, где начинаются… ( обязанности).
С какого возраста ученик может быть исключен из школы за нарушение Устава школы (14).)Какая продолжительность рабочей недели для подростка. (24 часа)
Опасное виновное деяние, посягающее на собственность, личность, права и свободу граждан .( Преступление).
С какого возраста человек имеет право поступить на работу ( 15).
Какое наказание предусматривается за курение в общественном месте. (Штраф)
Акт противоправного поведения, влекущий ответственность дисциплинарную или административную. (Проступок)
Очевидец преступления - это... (Свидетель)
Доказательство в уголовном и гражданском процессе - это... (Улика)
Назовите одно из наиболее ядовитых веществ для организма. (Никотин)
Какой странный вирус был найден во многих видах наркотиков. (Вирус СПИДа)
Место, где споры решают цивилизованным путем. (Суд)
С какого возраста человек имеет право управлять мопедом.( 16)

А теперь рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске) (слайд 7)
«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ
«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;
«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;
«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;
2) «Вымогательство» ( Инсценировка)

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается:
ограничением свободы;
арестом;
лишением свободы».
Ситуация № 3. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? (Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? (Да.Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
4) «Хулиганство
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно.
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
- арестом на срок до 2-х лет;- до 5 лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения
говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
5) «Мошенничество»( Инсценировка)
На скамейке сидят две девочки.
1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?
2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в старом пальто деньги забыли.
1-я девочка: А где же ты их взяла?
2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.
1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны...
Лена оценивающе смотрит на Катю.
2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница... Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится!
1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!
Девочки шепчутся.
1-я девочка: Слушая, а если они пожалуются?
2-я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался... И потом, мы же в другой район поедем, а там нас никто не знает.
1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.
Девочки уходят.
На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.
1-я девочка: Да ты что? Украли?
2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали...
1-я девочка: Ужас! А ты в милицию обращалась?
2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет милиция из-за одной сережки шум поднимать. (Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же милиция не поможет.
3-я девочка: А что случилось?
1-я девочка: У нее вчера сережки украли.
3-я девочка: Дорогие?
2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила. Ой, вот точно как у тебя.
3-я девочка: Мне тоже мама подарила.
1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама... А может ты и украла...
3-я девочка: Да вы что, девочки!
2-я девочка: Подожди, может мы зря человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе...
Девочка снимает сережку
1-я девочка: Похожа?
2-я девочка: Вроде похожа.
1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?
2-я девочка: Ты что, с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом спрашивает.
3-я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме.
2-я девочка: Ага, ненормальных нашла.
1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, да не волнуйся, мы вон в том доме живем.
2-я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя из под земли достанем…
3-я девочка: Хорошо, хорошо, я вас здесь буду ждать.
Девочки уходят.
Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит.
На сцене Катя и Лена.
2-я девочка: Вот видишь, как просто.
1-я девочка: Да, а эта дурра и не знает, что подъезд сквозной.
2-я девочка: теперь в скупку, рублей 200 дадут за сережки.
1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая.
2-я девочка: И никто ничего не узнает…
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:
штрафом,
обязательными работами,
исправительными работами».Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
6).Конкурс капитанов
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (Гражданско-правовое)
№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (административное)
№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (уголовное)
№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать? (административное)

7). «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ). Вечером на школьной дискотеке от Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору.
Дети поднимают карточки.
- Это правонарушение. Дима находился в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения.
- Верно, это ст.20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях – появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».
Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.

В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться.

О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Ведь алкоголизм это еще и разрушенное счастье, искалеченные души, подорванное здоровье, это слезы матерей, жен, детей. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.
Задание 8.Выберите из данных преступлений те, за которые учащиеся несут ответственность с 14 лет:
- совершение убийства ( ст.105);
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111);
- изнасилование (ст.131);
- похищение человека (ст.126);
- разбой (ст.162), грабеж (ст.161), кража (ст.158);
-вымогательство (163);
- угон транспорта (ст.166);
- умышленное уничтожение и похищение чужого имущества (ст.167);
- вандализм (ст.214);
- хищение оружия, взрывчатых веществ (ст.226);
- приобретение, хранение наркотиков (ст.228);
- терроризм (ст.205), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207).
За все другие преступления наказывают с 16 лет.

        А теперь посмотрите на экран, я подготовила вам небольшие рекомендации: как избежать правонарушений.
9).»Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)
пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.
стремление к примитивному времяпровождению.
зависть
преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.
жадность.
резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;
неуверенность в завтрашнем дне.
стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.
Низкий материальный уровень жизни населения.
Низкий уровень правовой культуры граждан. 
 Алкоголизм и наркомания
Ответственное отношение к учебе, знаниям.
Обладание внутренним миром
Общение и искусством, природой
Доброта
10) Следующее задание: Вопрос гостя.
Слово жюри. Пока жюри подводит итоги, давайте попробуем ответить на вопрос.
Что приводит к правонарушениям?
Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям.
Как же формируется бездуховность?
Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.
Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.
Третий источник – преобладание материальных потребностей над духовными, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.
У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут.         Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное.
Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.
        Удачи вам
И в завершении нашего занятия исполним песню «Дорогою добра»
Какой идти дорогой? Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за Солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Забудь свои заботы, Падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба ведёт Себя не как сестра, А если с другом худо - Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра! Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь - Не детская игра! Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!