Урок математики в 4 классе по теме Деление многозначного числа на однозначное


Математика 4 класс
Учитель: Киселёва Татьяна Ивановна МКОУ «Ленинская СОШ», I квалификационная категория
Тема: Деление многозначного числа на однозначное
Цели
Способствовать развитию умений применять алгоритм письменного деления многозначных чисел с использованием подробной и более короткой записи, решать задачи на пропорциональное деление, находить периметр квадрата. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока
Обобщение и систематизация знаний

Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся применять алгоритм письменного деления многозначных чисел с использованием подробной и более короткой записи, решать задачи на пропорциональное деление, находить периметр квадрата.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе

методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, в группе. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы
1. Математика 4 класс : поурочные планы по программе «Школа России». – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Оборудование
Интерактивная доска , компьютер, изображение царицы Математики, ребусы, сигнальные карточки, конверты с пунктами алгоритма деления, молоток, деревянный диск, маршрутные листы.

Основные понятия и термины
Деление многозначного числа на однозначное

Ход урока:
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формы
организации взаимодействия
на уроке

I. Организация начала урока.
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Всем-всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Фронтальная, инд.

II. Самоопределение к деятельности
– Итак, урок математики. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Откройте учебники на с. 87 и попробуйте назвать тему урока. Определите задачи урока, можете пользоваться опорными словами.




Сегодня мы отправляемся на математический аукцион.
Кто знает, что это такое?
– Найдите, как объясняет Ожегов значение этого слова в своем словаре.
– На аукционе разыгрываются лоты. Обратимся опять к словарю Ожегова.
– Проводить аукцион сегодня буду я, а лоты нам предложила Королева Математики.
На аукционе знания будут заменять баллы. Сегодня выставлены следующие лоты:
Устный счет – 4б.
Решение примеров на деление – 10 б.
Эстафета 15б
Алгоритм – 5 б.
Задача – 15 б.
– Ваша задача сегодня – набрать как можно больше баллов.

Записывают число , классная работа
Отвечают на вопросы, определяют тему и задачи урока
Мы продолжим знакомиться с ...
Мы научимся
Мы вспомним
Мы будем уметь.
Мы поразмышляем..



Находят в словаре значение слов
Аукцион – публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
Лот – мера веса, равная 12,8 г.
Сверяют лоты по маршрутному листу.


Фронтальная

III. Актуализация опорных знаний
1. Устный счёт
Начинается игра. Выставляется первый лот – «Устный счет».
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счета

·Не сдвинется с места любая работа.
Решите ребусы:

-Геометрическая задача № 409.
– Найдите периметр квадрата со стороной 3 см 2 мм.
– Подсчитайте баллы. Кто больше всех набрал баллов? 1, 2, 3. Продано!
Выполняют задание








периметр



квадрат



находят периметр квадрата, объясняют






в паре










инд.

IV. Работа по теме урока. Практическая деятельность.
Предлагается следующий лот “Решение примеров на деление».
1) Знакомство с краткой записью деления столбиком.
– Рассмотрите подробную и более краткую запись примеров в тех случаях, когда в частном есть нули, на странице 87 вверху.
-В этих случаях можно устно умножать на нуль, не записывая полученного результата.






2) Решение примеров № 404.


Подсчитайте баллы. 1,2,3- продано!
Рассматривают запись примера, объясняют решение
Если новое неполное делимое будет меньше делителя, то в частное сразу пишем 0.
Если новым неполным делимым будет 0, то в частное сразу пишем 0.



Решают под руководством учителя.1-2


Решают остальные примеры самостоятельно, затем производят взаимопроверку по эталону
Фронтальная
















индивидуальная

в паре

Физминутка

Мы в строю шагаем дружно,
Мы науки познаём:
И налево, и направо,
И, конечно же, кругом.
Это правая рука, это левая рука,
Ох, наука нелегка.
Это правая нога, это левая нога,
Ох, наука нелегка!

Выполняют движения по тексту
Фронтальная


3) Следующий лот «Эстафета»
Вам необходимо пройти 3 уровня, по хлопку останавливайте работу.

1,2,3- продано!
выполняют задание в электронном пособии ( выбирают героя ,определяют количество цифр в частном, находят правильный ответ)
работа в группе


4) Выставляется следующий лот «Алгоритм»
Предлагает разложить пункты алгоритма деления по порядку и назвать.
Выделить первое неполное делимое
Определить количество цифр в частном
Разделить неполное делимое
Умножить делитель на полученное число
Найти остаток
Сравнить остаток с делителем
Есть следующее неполное делимое?
Если новым неполным делимым будет 0? Если новое неполное делимое будет меньше делителя?
1, 2, 3. Продано!

Составляют и называют алгоритм деления










В частное сразу пишем 0.
работа в паре


5)Решение задачи № 407
Условие задачи кратко записывают в таблице.
на 1 платье
Количество
платьев
Всего метров

Д- 2м
32п
?

одинаково

В- ?
16п
?


32* 2= 64 (м)- весь кусок
64: 16= 4(м)- на взрослое платье
Ответ: 4 метра ситца идёт на каждое платье для взрослых.
1, 2, 3. Продано!
решают задачу и сравнивают решения друг у друга ( анализируют, доказывают правильность решения)







работа в паре

V. Итоги урока.
Рефлексия
– Сегодня на математическом аукционе были проданы все лоты.
– Чему научились на уроке?
– Какой материал повторили?
Где и когда вы можете применить свои знания на практике?
Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня поработали, многое повторили. Королева Математики благодарит вас за урок.
– А теперь я предлагаю ваши балльные знания поменять на отметки.
На доске:
25 б. и больше – 5
24 б. – 15 б. – 4
14 б. – 8 б. – 3.
Как оцениваете свою деятельность на уроке?




По диаграмме анализирует результат голосования.
Отвечают на вопросы









Оценивают свои знания, осуществляют голосование: зелёная кнопка «Я всё знаю, могу помочь другим», красная «Мне нужно быть внимательным», синяя- «Обращусь за помощью к одноклассникам и учителю»
Фронтальная, индивидуальная




групповая

VI. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
С. 87 №408 (1 столбик – 1 гр. – 5 б., 2- 2 гр. – 10 б.; 3- 3 гр. – 15 б.).

Задают уточняющие вопросы
Фронтальная, индивидуальная