Конспект урока математики по теме «Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число, основанные на знании разрядного состава трехзначного числа».

Новикова Ирина Юрьевна.
МБОУ «Гатчинская СОШ №11»
Педагогический стаж: 24 года
Высшая квалификационная категория

Конспект урока математики
по теме «Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число, основанные на знании разрядного состава трехзначного числа».



УМК: «Школа России».
Учебник: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С. В. Степанова; 2 часть, 2012 год
Класс: 3-б, общеобразовательный, 28 человек ( инклюзия- 9 человек с ОВЗ- задержка психического развития).
Тип урока: изучение нового материала.




Гатчина
2016 год
Тема урока. Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число, основанные на знании разрядного состава трехзначного числа.
Цель урока. Формирование представления об устных приемах умножения и деления трехзначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число, основанных на знании разрядного состава трехзначного числа.
Задачи урока.
Предметные: П-1 формировать знание способов нахождения значения выражений вида:180* 4, 900: 3;
П-2 совершенствовать навыки устных вычислений в концентре 1000;
П-3 совершенствовать навыки решения простых и составных задач с взаимосвязанными величинами: расход ткани на 1 изделие- количество изделий- общий расход ткани, используя для составления краткой записи в форме таблицы.
2. Метапредметные: М-1 развивать способность формулировать, принимать и сохранять цель учебной деятельности;
М- 2 формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность;
М-3 формировать умение определять круг своего знания и незнания для решения познавательных задач;
М-4 формировать умение пользоваться различными источниками информации для достижения поставленной цели;
М- 5 формировать умение работать с различными источниками информации (текст, таблица, общение с одноклассниками).
3. Личностные: Л-1 формировать уважительное отношение к домашним животным;
Л-2 развивать умение сочувствовать и сопереживать, радоваться;
Л-3 развивать нравственные качества и формировать моральные принципы;
Л-4 формировать представление о законодательной базе Российской Федерации в области защиты животных от жестокого обращения;
Л-5 формировать культуру труда.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, доска, мел, учебники, тетради, сигнальные карточки для рефлексии, раздаточные карточки с изображениями домашних животных для подведения итога урока и выставления оценок, карточки с примерами (устные приемы сложения и вычитания в пределах 1000 для сильных учащихся, карточки с таблицей умножения для детей с ОВЗ.
Ход урока.

Этап урока
Время
Описание сути приема
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
Примечания
Решаемые задачи

Организационный
1 мин
Построение класса. Рассаживание по группам. Проверка готовности к уроку.
Выдача карточек с примерами группе №1. Объяснение порядка работы с карточками (только при наличии свободного времени). Выдача карточек с таблицей умножения- Марине, Паше, Монике из группы №3. Объяснение этим учащимся, что на протяжении всего урока они могут пользоваться таблицей умножения.
Построение, проверка готовности, рассаживание, получение раздаточных материалов.
1 группа- наиболее способные к обучению учащиеся ( Марк, Антон, Саша Н., Саша О., Вова).
2 группа- Соня, Артем, Настя, Дима, Паша А., Егор, Ксюша, Миша, Никита, Максим, Катя, Полина, Андрей, Маргарита).
3 группа- учащиеся с ОВЗ (Марина, Паша С., Моника, Коля, Вика, Оля, Костя, Сергей, Денис).

Л-5

Мотивационный
3 мин
Просматривание видеоролика. Беседа.
(слайд 2)
- Сейчас вы посмотрите видеоролик. Во время просмотра наблюдайте за собой: какие чувства и эмоции вы испытываете. После просмотра нужно будет поделиться своими ощущениями с одноклассниками.
- Безусловно, этот ролик вызывает чувство жалости к несчастным животным. А кто виноват в том, что наши любимцы оказываются в таких ситуациях?
- А кто может сделать так, чтобы не допустить таких ситуаций?
- Правильно, люди. Люди это общество, а общество живет по определенным правилам- Законам. В нашей стране у общества есть закон "О защите животных от жестокого обращения". Сегодня на уроке математики мы будем знакомиться с некоторыми положениями этого закона. Каждый, удачно пройденный этап урока, позволит вам узнать один из пунктов закона.
Просматривание видеоролика, описание своих чувств- свободные высказывания детей, ответы на вопросы.
Все.
Л-1
Л-2
Л-3
Л-4

Актуализация имеющихся знаний
10 мин.
Устный счет- презентация.
(слайд 3,4,5,6,7,8,9)
-За каждое, правильно выполненное задание, вы будете получать карточку с изображением домашнего животного. Каждое задание необходимо комментировать: каким знанием вам пришлось воспользоваться.
- Вы достаточно быстро справились с заданиями. Допущено было- ошибок. И у нас на экране появляется пункт 1 статьи 17 закона «О защите животных от жестокого обращения»:
1. Условия содержания животного должны соответствовать его биологическим особенностям.
Как вы понимаете этот пункт?
Выполнение заданий устного счета. Комментирование статьи закона.
Фронтальная работа в быстром темпе (опрос следующим образом: задания на табличное умножение и деление, умножение и деления нуля, разрядный состав чисел в пределах 1000 (группа №3);
внетабличное умножение и деление, простые задачи, сложение и вычитание в пределах 1000(группы№1 и №2).
П-2
П-3
М-1
М-3
М-4
Л-1
Л-4

Формулирование темы и цели урока
3 мин
Эврестическая беседа.
(слайд 10,11)
- Проанализируйте задания устного счета со следующих позиций:
- какие арифметические действия выполняли;
- в каких концентрах выполняли вычисления.
Подумайте, что вы уже знаете и умеете, а чего еще не умеете и сделайте вывод о том, какова тема нашего урока. Какую цель поставим на сегодняшнем уроке.
-Молодцы! И мы продолжаем знакомиться с законом «О защите животных от жестокого обращения» пункт 2 статьи 17: Условия содержания животного должны удовлетворять его естественные потребности в пище, воде, сне, движениях, контактах с человеком или себе подобными, в естественной активности и иные потребности.
Как вы понимаете этот пункт?
- Выполняли все 4 арифметических действия. Работали в пределах 100 и в пределах 1000.
- Складывать, вычитать. Умножать и делить в пределах 100 умеем. В пределах 1000 умеем вычитать и складывать, но не умеем умножать и делить. Значит тема урока: умножение и деление в пределах 1000. Цель- научиться умножать и делить в пределах 1000.
Комментирование статьи закона.
Группы №1 и №2.
М-1
М-3
М-5
Л-1
Л-3
Л-4

Изучение нового материала
5 мин
Проблемная ситуация, поиск пути выхода из проблемы, аргументация собственного мнения для групп №1 и №2.
Работа с учебником (стр.82)- группа №3.
(слайд 12,13)
Итак, вы хотите научиться умножать и делить в пределах 1000. Учитесь. Найдите значения выражений. Группы №1 и 2- самостоятельно.
- Как вы думаете, где можно найти подсказку о том, как решить эти примеры.?
Группа №3- сначала прочитает материалы учебника на странице 82, а потом произведет вычисления. При решении было допущено ошибок, без ошибок .
Почему вы сами смогли научиться умножать и делить в пределах 1000?

Закон о «О защите животных от жестокого обращения» пункт 3 статьи 17: Число животных, содержащихся в жилых помещениях, ограничивается возможностью обеспечения им условий содержания в соответствии с требованиями настоящего закона. Как понимаете?
Нахождение способа получить информацию о вычислительных приемах. Выполнение вычислений.
Объяснение способа вычисления. Комментирование круга знания.
Комментирование статьи закона.
Группе №1- дополнительное задание: выполнить умножение и деление многозначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число.
П-1
М-1
М-2
М-3
М-4
М-5
Л-1
Л-3
Л-4

Физкультминутка
3 мин
Копирование ритмических движений.
(слайд 14)



Л-1
Л-2
Л-3

Закрепление изученного материала
5 мин.
Стр. 82 №2 (2, 3, 4 столбики)
(слайд 15)
Кто уверен, что справится с умножением и делением трехзначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число?
Группа №1- работает самостоятельно, записывает кратко.
Группы №2 и №3 решают с подробной записью и комментированием у доски.
При решении было допущено ошибок, без ошибок .
Закон о «О защите животных от жестокого обращения» пункт 4 статьи 17: Место содержания животного должно быть оснащено и оборудовано таким образом, чтобы обеспечить животному необходимые пространство, температурно-влажностный режим, естественную освещенность, вентиляцию, возможность контакта животного с естественной для него средой. Как понимаете?
Объяснение:
300*3= 3 с.*3=9 с.=900
300- это 3 сотни, умножу три сотни на 3, получу 9 сотен, 9 сотен- это число 900. При решении понадобилось знание таблицы умножения и разрядного состава числа.
840: 2=84 д.:2=42д.=420 При решении понадобилось знание таблицы деления, разрядного состава числа и умение делить в пределах 100.
2 столбик комментирует учащийся из группы №3;
3 и 4 столбики- учащиеся группы №2.
П-1
П-2
М-2
М-3
Л-4

Работа над задачей
8 мин
Стр.82 №4
(слайд 16,17,18)
- Прочитайте задачу про себя.
- Прочитайте задачу вслух.
- О чем задача? Как удобнее составить краткую запись? Почему?







- Какие величины есть в задаче?


Подготовьте таблицу для составления краткой записи.
- анализируем задачу и составляем краткую запись. Найдите первое числовое данное. Что обозначает это число, какая это величина?

- Найдите второе числовое данное. Что оно обозначает?

- Найдите третье числовое данное. Что оно обозначает?

- Что можно сказать об общем расходе ткани? Почему?

- Что нужно узнать в задаче, каков главный вопрос задачи?

- Составим план решения задачи. Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

- А можем ли мы узнать общий расход ткани на взрослые плащи? Почему?



- Каким действием? Почему?


- Узнаем общий расход ткани, что потом будем узнавать?

- Каким действием? Почему?



- Повторим план решения.
Что узнаете сначала? Каким действием? Что узнаете потом? Каким действием?

Запись решения с пояснениями.

- Проверим решение задачи. Сколько взрослых плащей получилось?

- Запишите ответ к задаче, пользуясь вопросом задачи в учебнике.
Успешная работа над задачей позволяет нам дальше знакомиться с законом о «О защите животных от жестокого обращения» пункт 2 статьи 8: Граждане и общественные объединения имеют право в установленном порядке давать предложения и принимать участие в выработке решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам защиты животных от жестокого обращения.
Как понимаете?
Чтение задачи



Эта задача о детских и взрослых плащах и о ткани, которую тратили на пошив этих изделий. Краткую запись удобнее сделать в форме таблицы, т. К. в задаче три взаимосвязанных величины.


- Расход ткани на 1 плащ, количество плащей и общий расход ткани.

Построение таблицы.

Заполнение таблицы:
- 12- обозначает количество плащей.






- 2м- расход ткани на 1 детский плащ.


- 4м- расход ткани на 1 взрослый плащ.


- Общий расход ткани одинаковый, т.к. в условии сказано « из этого куска».

- Необходимо узнать количество взрослых плащей.


- Мы не можем сразу узнать количество плащей, т. к. не знаем общий расход ткани на взрослые плащи.



- Можем, т.к. на взрослые плащи израсходовали столько же ткани, что и на детские. А сколько израсходовали на детские плащи, мы можем узнать.

- Узнаем умножением, т.к. по 2м тратили 12 раз, 2 повторяется 12 раз.

- Количество взрослых плащей.



- Узнаем делением, т.к. от большого куска отрезали по 4 м несколько раз, т. е. разделяли по 4.

Сначала умножением узнаем общий расход ткани, потом делением узнаем количество взрослых плащей.





- Получилось 3 взрослых плаща.
Группа №1 работает самостоятельно после выделения взаимосвязанных величин.
Группа №2 работает самостоятельно после полного разбора задачи.
Группа №3 работает полностью под руководством учителя.
П-3
М-1
М-2
М-3
Л-4
Л-5

Самостоятельная работа
3 мин
Практическая работа.
(слайд 19)
- Мы плавно подошли к финалу нашего урока. И, конечно, вы должны показать, чему вы научились сегодня на уроке. Подпишите листочки. Задания на слайде. На работу отводится 3 минуты. По моему сигналу листочки собрать и сдать. А итоги подведем на следующем уроке.
Оформление работ, выполнение заданий, сдача работ.
Все.
П-1
П-2
М-1
М-2
Л-5

Домашнее задание
1 мин
Разъяснение и рассматривание.
Стр. 82 №5
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Теперь рассмотрите задание в учебнике. Какие знания вам будет необходимо применить при выполнении домашнего задания?
Рассматривание и анализ.
- Для выполнения задания необходимо знать порядок выполнения действий; уметь складывать, вычитать и умножать в пределах 1000; уметь умножать и делить ноль на число.
Все.
М-2
М-3

Рефлексия
3 мин
Оценочная деятельность, просматривание видеоролика.
(слайд 20)
- Мы заканчиваем работу. Пришло время оценить свою работу. Поднимите:
красный квадрат- те, кто считает, что ему было легко на уроке, он все понял и успешно справился со всеми заданиями;
желтый квадрат- те, кто испытывал определенные трудности, но справился с ними;
зеленый квадрат- те, кто не смог преодолеть трудности на сегодняшнем уроке. Спасибо за работу!

- Сосчитайте свои картинки. Оценку: «5» получают те, кто набрал картинок;
«4» получают те, кто набрал картинок;
«3» получают те, кто набрал картинок. Спасибо за работу!

-Кроме того, мы познакомились с некоторыми пунктами закона«О защите животных от жестокого обращения» . Если все люди будут выполнять законы, то у нас не будет таких печальных роликов, который мы посмотрели в начале урока, а будут только вот такие ролики
Самооценка и внешняя оценка учебной деятельности. Просматривание видеоролика.
Все.
М-2
Л-1
Л-3














15