Программа курса внеурочной деятельности ТИКО-конструирование Строим мир


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
протокол № 1
от « 28 » 08 2014г УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «СОШ №18»
___________И.А. Кошкарова
Приказ № 415
от « 31 » 08 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Строим мир»
развивающие занятия по тико-конструированию
для 1-го класса
в рамках внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
на 2014-2015 учебный год
Составитель рабочей программы:
Церябина Л.В.
воспитатель группы продленного дня,
высшая категория
г. Нижневартовск, 2014Девизом данной программы стали такие слова:
«Творчество через игру, конструирование и обучение».
Содержание
№\п Название раздела стр
1 Паспорт программы 6
2 Пояснительная записка 7
3 Структура программы 8
4 Учебно -тематическое планирование. 14
5 Содержание деятельности
15
6 Календарно-тематическое планирование. 20
7 Методическое обеспечение 25
8 Литература 26
Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур. Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур. Приложение № 3. Диктанты для конструирования. Приложение № 4.. Задания на замещение ТИКО-фигур.
Приложение № 5. Логические игры и задачи.
Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.
Приложение № 7. Комбинаторные задачи.
Приложение № 8. Игры с кругами.
ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С МНОЖЕСТВАМИ Приложение № 9. Исследование фигур.
Приложение № 10
Способы сборки объёмных ТИКО-фигур
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 Наименование программы Программа курса внеурочной деятельности «Строим мир» тико-конструирование
2 Основание для разработки программы Данный курс развивающих занятий является программой внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности в рамках ФГОС
3 Основные разработчики программы Церябина Любовь Васильевна
4 Основная цель программы формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
5 Задачи программы ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;
формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
овладение навыками пространственного ориентирования;
вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
развитие воображения, умения фантазировать.
6 Условия достижения цели и задач программы Организация обучения первоклассников тико-конструированию и началам проектной деятельности.
7 Основные направления программы формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
логическую и символическую пропедевтику.
8 Сроки реализации программы 2014-2015 учебный год
9 Пользователи основных мероприятий программы Учащиеся 7-8 лет (1класс)
10 Ожидаемые результаты иметь представление о различных видах многоугольников;
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также – над, -под, -в,
- на, -за, -перед;
анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей;
конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
вычислять периметр фигуры практическим путем;
иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для работы с учащимися начальных классов во внеурочной деятельности. Разработана на основе образовательной программы внеурочной деятельности детей «ТИКО – КОНСТРУИРОВАНИЕ», на основе программы развития и воспитания детей «Детство», авторы: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, 3-е переработанное издание 2010 года выпуска, примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Цель программы – формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;
формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
овладение навыками пространственного ориентирования;
вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
развитие воображения, умения фантазировать.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности тико-конструирования «Строю мир», обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Творчество через игру, конструирование и обучение».
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Структура программы
Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
совершенствование навыков классификации;
обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
развитие комбинаторных способностей;
развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
изучение и конструирование различных видов многоугольников;
исследование «периметра» многоугольников;
овладение навыками пространственного ориентирования;
обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
обучение различным видам конструирования.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке. Очень важно сформировать у учащихся умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Тематика, предлагаемая для плоскостного проектного конструирования, расширяет кругозор и охватывает основной спектр интересов человека и его деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
формирование целостного восприятия предмета;
выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
изучение и конструирование различных видов многогранников;
усвоение алгоритма планирования и организации проектной деятельности;
развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
освоение проектной деятельности.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Учащиеся познакомятся с основными геометрическими телами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор. Так, например, для изучения темы: «План, вид сверху, сбоку» – дети строят старинные замки, крепости или здание кремля родного города. Для изучения пропорции выбраны такие темы, как «Животные», «Динозавры», «Подводные лодки». Таким образом, параллельно с достижением основной цели, учащиеся узнают много интересного о военном транспорте, животном мире, истории, архитектуре и т.д.
Модули настоящей программы базируются на общеобразовательных предметах: математика, окружающий мир, технология, наглядная геометрия, информатика.
Программа тико-конструирования «Строю мир» обеспечивает возможность создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего школьника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Программа закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Эмоционально-эстетическое развитие на занятиях творческого конструирования связано с тем, что учащиеся, так или иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам конструирования. Если педагог строит работу учащихся с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о гармоничном устройстве мира, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие также может быть эффективным, если педагог активно изучает с учащимися образы и конструкции природных объектов. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним - занятия в рамках реализуемой программы побуждают детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Важно, что эти вопросы учащиеся усваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную конструкторскую деятельность.
Конструкторская деятельность сочетает в себе умственные и физические действия, связана с определенной мускульной работой, соответственно, способствует ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребенка.
Таким образом, занятия моделирования построенные на основе творческого конструирования, имеют все возможности для углубления общеобразовательной подготовки младших школьников, становления их духовной культуры и всестороннего развития личности.
Общая характеристика
Теоретической основой данной программы являются:
системно-деятельностный подход – обучение на основе реализации теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и психические действия;
теория развития личности учащегося, основанная на освоении универсальных способов деятельности.
Основными принципами программы являются принципы диалогичности, коллективности, проектности и поддержки самоопределения воспитанника.
Принцип диалогичности предполагает, что развитие детей осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, учащихся друг с другом, содержанием которого являются совместное продуцирование объектов окружающего мира, их художественно-эстетическое оформление.
Трактовка принципа коллективности предполагает, что совместное конструирование дает учащимся опыт жизни в обществе и опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, художественно-эстетического самоопределения, творческой самореализации.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Приобретение воспитанниками опыта самоопределения происходит в процессе конкретной практической деятельности, в ходе которой, учащиеся взаимодействуют, обмениваются собственными знаниями и опытом, по собственному замыслу конструируют, тем самым формируя багаж своих интересов, выбирая жизненные приоритеты.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентации всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» младшего школьника в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. Совместное проектирование основывается на таких ценностных ориентирах, как коммуникабельность, предприимчивость, самостоятельность, организационная и управленческая компетентность.
Значительное место в программе занимает геометрический материал. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективой подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии. Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). Конструктор ТИКО помогает детям в интеллектуальном и личностном развитии, способствует повышению их мотивации к учебе, увлекает интересными проектами.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке. Очень важно сформировать у учащихся умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Тематика, предлагаемая для плоскостного проектного конструирования, расширяет кругозор и охватывает основной спектр интересов человека и его деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, техника, космос. После каждого проекта рекомендуется организация выставки ТИКО-поделок.
Модули настоящей программы базируются на общеобразовательных предметах: математика, окружающий мир, технология, наглядная геометрия, информатика.
Формы и методы работы
Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях является метод проектов.
Алгоритм организации и проведения конструкторского проекта:
1. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» учащимися проблемы.
Проблема: необходимо сконструировать башню для «принцессы» из сказки «Спящая красавица» Ш.Перро — сможем ли мы сделать ее высокой, устойчивой и красивой?
2. Целеполагание и ожидаемый результат: достижение цели способствует решению проблемы проекта.
Наша цель: высокая, устойчивая, красивая башня, построенная из конструктора ТИКО. Это позволит решить имеющуюся проблему.
3. Планирование:
а) постановка задач, исходящих из цели: какие шаги необходимо осуществить для реализации цели?
б) определение последовательности предстоящих шагов: в какой последовательности будут осуществляться эти шаги?
в) выбор способов работы (технологии): какие потребуются детали, как они будут соединяться между собой?
5. Реализация плана: осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов их соединения между собой. Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел.
6. Рефлексия: оценивание –
- удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели (построить башню);
- сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом (получилась ли высокая, устойчивая и красивая башня — опора на предложенные критерии оценивания);
- анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему, какие имеются перспективы работы);
- самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения).
7. Презентация:демонстрация проектной конструкции и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена; самопрезентация приобретенного участниками нового опыта.
На первом этапе знакомства с проектной деятельностью рекомендуется организация и проведение краткосрочных индивидуальных, парных или групповых проектов продолжительностью в одно занятие. Важно, что дети сразу видят и могут оценить результаты своей деятельности.
По мере усвоения учащимися проектных умений и навыков конструкторская проектная деятельность усложняется – педагог организовывает проекты средней продолжительности, которые реализует комплекс из пяти занятий:
1 занятие. Индивидуальная работа: конструирование отдельных фигур по теме.
2 занятие. Работа в группах: объединение тематических фигур в композиции.
3 занятие. Коллективная работа: объединение композиций в коллективную работу.
4 занятие. Презентация проекта.
5 занятие. Демонтаж построек.
В реализации проекта принимает участие весь коллективребят. В результате работы над проектом дети создают несколько ТИКО-конструкций, объединенных композиционно одной темой.
Разнообразие разного уровня сложности ТИКО-конструкций предполагает применение различных форм работы с учащимися на занятиях. Изготовление конструкций средней и высокой сложности более продуктивно в парах, в группах. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, о правилах конструктивной групповой работы.
Проектная конструкторская деятельность формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление конструкторской проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Все это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества. Особенность конструкторских проектов заключается в обеспечении высокого уровня мотивации учащихся на всех этапах реализации проекта, стремление к успеху. По итогам проведённых проектов рекомендуется организация выставок ТИКО-поделок.
Метод проектов применяется на занятиях в тесной связи с поисково-иследовательской деятельностью учащихся. Подобный тандем поддерживает и развивает в ребенке интерес к исследованию, приобретению опыта успешной собственной творческой деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 9 лет.
Сроки реализации программы – 1 год обучения, занятия проводятся - 1 раз в неделю, 33 занятия в год.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных занятий с младшими школьниками, так и возможность организовать занятия крупными блоками (проектная деятельность). Каждое занятие состоит из теоретического блока и практического задания.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.
Продолжительность занятий:
7 лет – 30 минут, 8 –9лет – 40 минут.
Программа предназначается для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями ГПД образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.
Ожидаемый результат: 1 класс (7 – 8 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
иметь представление о различных видах многоугольников;
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в,
- на, -за, -перед;
анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей;
конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
вычислять периметр фигуры практическим путем;
иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.
Способами определения результативности программы являются:
Проведение тестовых заданий после изучения ведущей темы нескольких занятий.
Диагностика, проводимая в конце года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Название модуля Тема занятия Количество часов В том числе Форма организации деятельности уч-ся дата
теория практика Плоскостное моделирование 1.1. Знакомство с конструктором. Организация работы 1 0,5 0,5 Игровая
конструкторская 1.2. Классификация 6 3 3 Игровая
конструкторская 1.3. Знакомство с конструкторской деятельностью 4 2 2 Игровая
конструкторская
проектная 1.4. Логические задачи 6 2 4 Игровая
конструкторская 1.5. Пространственное ориентирование 3 1 2 Игровая
конструкторская
проектная 1.6. Периметр 2 1 1 Игровая
конструкторская
проектная 1.7. Узоры и орнаменты. 2 1 1 Игровая
конструкторская
проектная Всего в модуле часов 24 10,5 13,5 2. Объемное моделирование 2.1. Объемные фигуры 5 2 3 Игровая
конструкторская
проектная 2.2. Разработка и реализация конструкторских проектов 4 1 3 Игровая
конструкторская
проектная Всего в модуле часов 9 3 6 Всего часов 33 13,5 19,5
Содержание деятельности
В качестве содержательной базы в данной программе предлагается формирование у младших школьников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение учащегося специфическими математическими знаниями, а тем более заучивание специальной терминологии из курса геометрии. Программа предусматривает лишь формирование представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы.
Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного мышления младших школьников. Психологи установили возрастной срок, когда объемное пространственное мышление развивается с реактивной скоростью – 7 – 8 лет. Если дети не решали в это время трехмерные задачи, у них эта способность отключается. Таким образом, выполняя функцию пропедевтики к курсу геометрии, программа «Строим мир» через практическую деятельность с конструктором для объемного моделирования ТИКО знакомит младших школьников с трехмерным моделированием.
Так как учащиеся создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды.
Программа «Строим мир » является комплексной и интегрированной в самом глубоком смысле. Содержание программы включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической работы; описание конструкции фигуры и способов ее сборки; повествование о ходе действий и построение плана деятельности; построение логических связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
математика (моделирование – конструирование моделей объектов реального мира, мысленная трансформация объектов, исследование абстрактных величин на практическом материале, построение форм на основе элементарных математических представлений, работа с плоскими и объемными геометрическими фигурами);
окружающий мир (изучение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для конструирования; деятельность человека как созидателя материально-культурной среды обитания);
технология (схематическое изображение моделей будущих конструкций, создание предметов общественно-полезной направленности);
изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление предметных моделей на основе законов и правил дизайна);
информатика (абстракция, логика).
Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления изучаемого материала. На начальных этапах первоклассник, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (словесная инструкция).
Затем педагог знакомят детей с различными видами творческого конструирования:
1) Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.
2) Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
3) Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным или совместным проектам.
В процессе занятий учащиеся много работают со схемами, выполняя задания:
- выбор по схеме комплектующих;
- сбор модели по готовой схеме или силуэтному изображению;
- создание собственной схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).
Кроме этого, на занятиях по конструированию педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.
Методической основой организации учащихся на занятиях моделирования является метод проекта. В соответствии с этим программа ориентируется на системную проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами конструкторской работы в сторону проектирования конструкций на основе сознательного и творческого использования приемов и методов моделирования.
Таким образом, программа «Строим мир», методический и дидактический материал, разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют педагогу направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
1 класс
Первоклассники в процессе конструирования на занятиях получают первоначальные представления о том, что объекты природы и предметы окружающего мира, сделанные человеком, представлены различными формами – одни формы похожи между собой, другие отличаются. С этой целью учащиеся конструируют и сравнивают простейшие формы, выделяя их из многообразия предметного мира. Специальной работы по формированию геометрических понятий и представлений на этой ступени программой не предусмотрено.
Значительное внимание в данный возрастной период приходится уделять развитию основных психофизиологических и функциональных возможностей детей, на основе которых можно построить их познавательную деятельность. В частности, у первоклассников недостаточно развита координация мелких движений руки – практическая работа с конструктором для объемного моделирования ТИКО способствует ускорению и гармонизации психофизиологического развития ребенка.
Учащиеся учатся соединять детали конструктора, конструируют фигуры различными способами, выполняют практические задания. Манипуляции с конструктором позволяют развивать основные сенсорные процессы.
Когда дети начинают «чувствовать» конструктор, не испытывают затруднений в соединении деталей, подборе цветов, они начинают экспериментировать, работать творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их тщательно продумывать подбор фигур и последовательность их соединения для того, чтобы получить устойчивую, без изъянов, эстетически оформленную конструкцию. Необходимо формировать привычку доводить начатое дело до конца. Выработанные на данном этапе приемы работы с конструктором, организованность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать настоящие поисковые, творческие задачи, не отвлекаясь на технические «мелочи».
С другой стороны, возраст 6 – 7 лет является наиболее благоприятным в плане интеллектуального развития. В этот период дети с удовольствием решают всевозможные логические задачи, любят головоломки. Программа «Строим мир » насыщена логическими играми и задачами с конструктором ТИКО, это позволяет наилучшим образом «ввести» учеников в мир разумного, интересного, творческого труда, не сводимого лишь к механическому упражнению для рук. Программа предлагает такую последовательность занятий, при которой действия руки постепенно дисциплинируются, все более подчиняясь интеллекту.
Значительное место отводится формированию у первоклассников приемов умственной деятельности и развитию познавательных процессов. Именно практические результаты могут весьма эффективно продемонстрировать ученику, насколько хорошо он сумел рассмотреть, проанализировать, запомнить то, что предлагает учитель (т.е. выявляют качество познавательных действий). А потому важно не сводить работу к механическому повторению, а заставлять детей думать, осуществлять самостоятельную ориентировку в задании и т.д. Таким образом, выполняя те или иные практические действия, первоклассник не просто изготавливает поделки, а всякий раз осуществляет активную познавательную деятельность.
Параллельно с решением разнообразных логических задач программа предусматривает и творчество иного плана – художественно-эстетического. Эти задания предполагают обязательное обогащение чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность любых видов творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений, их целенаправленное обогащение – один из главных компонентов программы первого класса. Прежде всего, на этом этапе дети учатся внимательно всматриваться в особенности объектов окружающего мира, определять их форму, сравнивать, мысленно преобразовывать, видеть прекрасное в обыденном.
Для этого в первом классе предусмотрено выполнение тематических конструкторских проектов, как плоскостных, так и объемных.
Основные содержательные компоненты программы первого класса.
Знакомство с конструктором ТИКО и организация работы
Конструктивные особенности конструктора ТИКО: шарнирное соединение, поворот деталей под любым углом, перпендикулярное соединение, наличие деталей с отверстиями (круглыми, квадратными, треугольными).
Правильное размещение конструктора на рабочем месте; поддержание порядка во время занятия; уборка рабочего места после занятия.
Знакомство с конструкторской деятельностью
Конструирование по образцу, по картинке. Конструирование по схеме (см. приложение № 1). Конструирование по контурной схеме (см. приложение № 2). Конструирование на слух – устная инструкция (см. приложение № 3). Конструирование по собственному замыслу. Тематическое конструирование.
Информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством педагога
Восприятие, анализ, оценка информации при работе с дидактическими материалами (рисунки, схемы, алгоритмы и т.д.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и полученной информацией.
Наблюдения в 1 классе: рассматривание устройств и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых, деревьев; осенний, зимний и весенний пейзажи; предметы быта; техника и т.д.).
Классификация:
Выделение признаков предметов, операции с признаками; рассуждение, дискуссирование, приведение доказательств, участие в диалоге.
Логические задачи, задания на пространственное мышление:
Конструирование одних геометрических фигур из других; составление логического квадрата; работа с кругами Эйлера – операции с множествами; комбинаторные задачи; поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов; классификация фигур по 2 – 3 признакам (цвет, форма, размер).
Для удобства работы с логическими задачами, их проверки педагогом, рекомендуем заносить результаты заданий в тетрадь (после выполнения задания с помощью конструктора, дети зарисовывают правильный ответ).
Поисковая деятельность учащихся, где есть анализ, сравнение, обобщение, организованное в коллективном учебном диалоге. В модуле «Плоскостное моделирование» учащиеся исследуют периметры различных многоугольников.
Разработка и реализация конструкторских проектов .
В процессе работы над проектами учащиеся осваивают универсальны
учебные умения: поиск проблемы; формулировка темы; участие в диалоговом общении; усвоение алгоритма проектной деятельности; пошаговая реализация проекта под руководством педагога; презентация проекта.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Строим мир»
№\п Тема занятия Кол-во часов Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки учащихся методическое обеспечение Дата по плану Дата факт
теория практика Введение в моделирование.
1 Знакомство с конструктором. Организация работы.
(2ч) 1 Виды деталей конструктора.
Изучение буклета. Логические задания на замещение фигур конструктора Правильное размещение конструктора на рабочем месте; поддержание порядка во время занятия; уборка рабочего места после занятия.
Презентация 1
«ТИКО-малыш»
(см. приложение № 4). 2 1 Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям.
Игра «Комбинат» Задание для самостоятельной работы: найдите фигуры - маленький квадрат (6 шт.), прямоугольник (1 шт.); сконструируйте дорожку.
ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;
Презентация 2 в гости с Кр.Шапочкой «(см. приложение № 5). Модуль «Плоскостное моделирование»
3 Классификация
деталей конструктора
(6ч)
1 Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям.
Игра «Комбинат». Задание для самостоятельной работы: найдите фигуры – ромб (6 шт.), прямоугольник (1 шт.), остроугольный треугольник (1 шт.); сконструируйте цветок.
ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве Презентация 3 «Цветик-семицветик» 4 1 Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям.
Игра «Комбинат». Задание для самостоятельной работы: найдите фигуры - маленький квадрат (2 шт.), маленький равносторонний треугольник (1 шт.), ромб (1 шт.); сконструируйте дом.
Презентация 4 «Строим дом». 5 1 Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям.
Игра «Комбинат». Задание для самостоятельной работы: найдите фигуры – маленький квадрат (2 шт.), равносторонний треугольник (2 шт.), остроугольный треугольник (2 шт.), ромб (1 шт.), пятиугольник (5 шт.); сконструируйте собаку.
самотоятельно подбирать детали, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
«Мы летаем»
Самолет, 6 1 Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям.
Игра «Угощение Зайчонка ТИКО» Задание для самостоятельной работы: найдите фигуры – маленький квадрат (3 шт.), равносторонний треугольник (1 шт.), прямоугольный треугольник (2 шт.); сконструируйте ракету.
Работать с контурными схемами. (см. приложение № 5).
«Плюшевая собака и щенок» 7 1 Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям.
Игра «Угощение Зайчонка ТИКО». Задание для самостоятельной работы: найдите фигуры – прямоугольник (4 шт.), большой квадрат (2 шт.), шестиугольник (2 шт); сконструируйте машину. Работать с контурными схемами, находить пути реализации проекта «Собака» 8 Знакомство с конструкторской деятельностью
(4ч) 1 Конструирование по образцу, по картинке.
Разработка и реализация конструкторских проектов. Уметь работать по алгоритму Проект «Домашние питомцы». «Кот» 9 1 Конструирование по схеме
Разработка и реализация конструкторских проектов Комбинирование по форме. Конструирование по схеме Проект «Домашние питомцы». (см. приложение № 1). 10 1 Конструирование по контурной схеме Разработка и реализация конструкторских проектов Комбинирование по форме. Конструирование по схеме Проект «Ферма». (см. приложение № 2). 1 Конструирование на слух – устная инструкция Разработка и реализация конструкторских проектов Комбинирование по форме. Конструирование по схеме Проект «Ферма». (см. приложение № 3). 11 Логические задачи (6 ч) 1 Правильный логический квадрат. Выявление способов конструирования и проверки логического квадрата Конструирование логического квадрата.
Конструирование по собственному замыслу.
Конструирование логического квадрата по заданным условиям (по определенным цветам). Проект «Ферма». (см. приложение № 6). 12 1 Вычисление возможных вариантов комбинирования фигур по цвету – красный, синий, желтый, зеленый. Задание для самостоятельной работы: конструирование по схеме – фигуры .
Комбинирование по цвету. Конструирование по схеме. Проект «Ферма». 13 1 Вычисление возможных вариантов комбинирования фигур по форме – квадрат, прямоугольник, остроугольный треугольник Задание для самостоятельной работы: конструирование по схеме – фигуры «Сова». Комбинирование по форме. Конструирование по схеме.
(см. приложение № 7).
«У медведя во бору» 14 1 Вычисление возможных вариантов комбинирования фигур по форме – квадрат, прямоугольник, остроугольный треугольник, ромб. Задание для самостоятельной работы: конструирование по схеме – фигуры .
самостоятельно подбирать детали, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
Проект «Сказка три медведя» 15 Логические операции с множествами – объединение двух множеств, пересечение двух множеств.
1 Понятие «множество». Задания с кругами Эйлера на объединение , на пересечение двух множеств
Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме –
http://det-sad1511.ru/43/?id=82(см. приложение № 8). 16 Логические операции с множествами – выделение подмножеств, вычитание множеств.
1 Игры с кругами Эйлера на выделение и вычитание одного множества из другого.
Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме –
17 Пространственное ориентирование
(3 ч)
1 . Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «между», «над», «под», «справа», «слева» Расположение фигур в пространстве в заданном направлении
Конструирование по собственному выбору – по выбранной схеме.
внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;
(см. приложение № 5). 18 1 Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали»
Конструирование по заданию педагога - устная инструкция Конструирование по собственному выбору – по выбранной схеме.
(см. приложение № 3). 19 1 Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали»
Конструирование по заданию педагога - устная инструкция Конструирование по собственному выбору – по выбранной схеме.
(см. приложение № 3). 20 Периметр
(2 ч)
1 Конструирование фигур и сравнение их периметров.
Конструирование фигур различного периметра из квадратов
конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и конструкции предметов; (см. презентацию «Периметр»). 21 1 Конструирование фигур и сравнение их периметров.
Конструирование фигур различного периметра из равносторонних треугольников и пятиугольников
(см. презентацию «Периметр»).
фигуры «Жираф», «Черепаха».. 22 Узоры
и орнаменты
(2 ч).
1 . Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера.. Понятия «узор», «орнамент» Конструирование узора по заданным условиям: чередование 3 – 4 цветов; чередование фигур по размеру. Самостоятельная работа: достраивание симметричного узора по образцу. декорировать и эстетически оформлять ТИКО-конструкции;
фигуры «Цветок», 23 1 Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера.
Конструирование узора по заданным условиям: чередование формы фигур; расположение фигур в шахматном порядке. Самостоятельная работа: составление симметричного узора по собственному замыслу.
Модуль «Объемное моделирование»
24 Объемные фигуры
(8 ч) 1 Выделение из окружающего мира и конструирование предметов кубической формы. Поиск предметов кубической формы. Конструирование куба по образцу. Самостоятельная работа: фантазия из куба – конструирование предметов окружающего мира на основе кубической формы. создавать в воображении несложный предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения; 25 1 . Разработка и реализация конструкторских проектов
Проект «Теремок» 26 1 Выделение из окружающего мира и конструирование предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. Поиск предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. Конструирование прямоугольного параллелепипеда по образцу. Самостоятельная работа: фантазирование и конструирование предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. 27 1 Разработка и реализация конструкторских проектов
«Кукольный уголок» 28 1 Конструирование многоугольной пирамиды. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами Поиск предметов, имеющих форму многоугольной пирамиды. Конструирование пирамиды по образцу. 29 1 Конструирование призмы.
Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами. Разработка и реализация конструкторских проектов
«Транспорт» 30 1 Комбинирование объемных форм. Конструирование башни на основе комбинирования четырехугольной призмы и четырехугольной пирамиды.
Разработка и реализация конструкторских проектов
«Тридевятое царство» 31 1 Конструирование ракеты на основе комбинирования шестиугольной призмы и шестиугольной пирамиды.
Разработка и реализация конструкторских проектов
«Космос» 32 Итоговое занятие 1 Игра – соревнование «ТИКО - лэнд» 33 Итоговое занятие 1 Фотовыставка работ выполненных детьми во внеурочное время. Всего занятий по плану
33 Учебно-методическое обеспечение реализации программы
курса внеурочной деятельности.
Материально-техническое оснащение занятий:
Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Малыш»,«Класс»;
Стеллаж для хранения конструктора – 1 штука;
Мультимедийное оборудование.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
Мультимедийные презентации занятий

Дидактический материал представлен:
Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 3. Диктанты для конструирования.
Приложение № 4. Задания на замещение ТИКО-фигур.
Приложение № 5. Логические игры и задачи.
Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.
Приложение № 7. Комбинаторные задачи.
Приложение № 8. Игры с кругами.
Приложение № 9. Исследование фигур.


Список литературы:
1. Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения. - Волгоград: Учитель, 2009.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. 20 игр плюс (игры с логическими блоками Дьенеша). – СПб.: ООО «Корвет», 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвящение, 2010.
5. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
Интернет-ресурсы:
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/tiko_konstruirovanie_v_nachalnoy_shkole/