Интегрированный урок «Как хлеб на стол пришёл» ( русский язык, литература, познание мира) (4 класс)

Интегрированный урок «Как хлеб на стол пришёл»
( русский язык, литература, познание мира)

Тема: 1. Повторение. Глагол.
2. Н.М. Рубцов. «Хлеб»
3. «Как выращивают хлеб»
Цель: Обобщить знания детей о глаголе, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навык выразительного чтения, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труженикам полей.
Оборудование: Иллюстрация «Как хлеб на стол пришёл», зёрна пшеницы, ростки пшеницы, цветные карандаши, индивидуальные таблички учащихся, сказочный герой Колосок.
Ход урока.

1.Орг. момент.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня говорить мы будем о самом важном – о хлебе. В ходе урока мы повторим всё изученное: о глаголе, познакомимся с очень интересным стихотворением, а также расскажем о том, как же всё-таки попадает хлеб на наш стол. На партах у вас лежат индивидуальные карточки, на которых вы будете отмечать каждый этап урока.
Если работа была интересной - вы закрашиваете часть круга зелёным цветом, если не очень интересной – красным, ну а если совсем не понравилось – чёрным.
Помогать мне будет сказочный герой, которого зовут Колосок.
3. Повторение пройденного.
Колосок – очень хороший друг, он всем помогает в трудную минуту. Он – то знает, как тяжело достаётся хлеб. А знаете ли вы об этом? Что нужно сделать для того, чтобы посеять хлеб? (вспахать)
Верно, сначала нужно вспахать землю. Пока трактор будет пахать землю, мы должны вспомнить всё самое важное о глаголе. Ведь он у нас тоже трудяга. Колосок приготовил нам тест на тему глагол, а вы приготовьте сигнальные карточки. (работа с сигнальными карточками)
4. Упражнение в определении времени и вида глаголов.
Землю мы вспахали, что будем делать дальше? (засеять). Верно, мы должны засеять поле вот такими зёрнами пшеницы. А в тетрадях вместо зёрнышек мы посеем глаголы. Эти глаголы вы должны будете выбрать из текста, который я буду читать. У глаголов нужно указать вид и время. Все ли готовы к высеву зерна?

« Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто подарил нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они вспахали землю и посеяли зерно, всё лето они ухаживали за посевами. За свой труд люди получат хороший урожай.»
5. Игра «Кто лишний?»
Вы отметили на карточках, как прошёл посев? Не успели и оглянуться, а зёрнышки уже проросли и зазеленели всходы. Вот посмотрите, как они тянутся к солнышку. Но вместе со всходами растут и сорняки. Нужно их уничтожить. Отыщите в ряду глаголов лишнее слово и объясните, почему.
Получат – глагол будущего времени . найдите теперь два лишних слова.
Лежит, подарил – глаголы единственного числа.
Закрасьте следующую часть круга.
6. Знакомство со стихотворением Н. Рубцова «Хлеб».
Давайте пройдём и посмотрим наши посевы. Посмотрите налево, а теперь направо. Снова налево и направо. Взгляните вверх. Что-то хмурится небо. Чего надо
ожидать? (дождика)
Пока идёт дождь, мы посмотрим очень хорошую инсценировку стихотворения Н.Рубцова «Хлеб».
- О чём это стихотворение?
- Как вы понимаете слова в конце стихотворения?
7. Словарная работа. Выразительное чтение стихотворения.
- Кажется дождь прошёл. Выглянуло солнышко. Лучики его попали на страницу181. Откройте учебник и самостоятельно прочтите стихотворение. Есть ли слова, которые вам не понятны? Давайте, вместе объясним их значение.
КОТОМКА- сумка, носимая за плечами.
МИНДАЛЬ - орехи овальной формы.
ВОЛОЧИТЬСЯ – очень медленно идти.
КРАЮХА – большой кусок хлеба.
- Чтобы снова отправиться в поле, нужно задобрить солнышко, чтобы оно скорее подсушило землю. Для этого нужно два раза прочитать выразительно стихотворение. (Выразительное чтение стихотворения учащимися)
Отметим на карточках следующий этап урока.
8. Упражнение в определении спряжения глаголов.
- Колосок очень доволен вашей работой. Но для того, чтобы колоски лучше налились, и никто их не повредил, нужно обработать поле средством от саранчи и других вредителей. Этим средством будут глаголы, имеющиеся в стихотворении. Нам нужно поставить все глаголы в неопределённую форму. Работу выполним у доски.
Положить, взять(1), волочиться(2), сунуть(1), сказать(1), слушаться(1),нести(1)
- Но всё же несколько вредителей осталось, давайте посигналим вертолёту своими сигнальными карточками. (Определяем спряжения глаголов.)

9. Написание глаголов 2-го лица единственного числа.
- Отметим работу на своём круге. Вырос хлеб на славу! Пора убирать. Как убирают хлеб? (С помощью комбайна.)
Пока комбайны косят, а машины возят, давайте вспомним, что особого у глаголов 2- го лица единственного числа первого и второго спряжения. Сейчас вы будете работать с пословицей. Нужно не только вставить пропущенные окончания, но и объяснить их написание.
« Что посеешь, то и пожнёшь, что пожнёшь, то и смолотишь, что смолотишь, то и смелешь, что смелешь, то и съешь.»
- Как прошла уборка? Отметьте на круге.
10. Обобщение по уроку.
- Наконец-то хлеб убрали и засыпали в закрома. Можно теперь испечь хлеб из зерна? Почему?
- Верно, сначала нужно отвезти его на мельницу. Пока зерно перерабатывают на муку, вспомним, чем занимались на уроке. Что повторили? Что нового узнали? Кто помогал? Какое настроение у вас в конце урока? Отметьте на круге.
11. Итог урока.
- Поднимите свои круги настроения, я хочу посмотреть на них и сделать вывод. Понравился вам урок? Если да, то чем именно. За урок ставлю оценки.
Колосок приготовил для вас ребус.
Глагол СПАТЬ без окончания. (спа)
Седьмая нота (си)
БОЛОТО без ЛОТО (бо)

15