Консультация Основные направления работы по коррекции различных форм дисграфии и дислексии


Консультация
«Основные направления работы по коррекции различных форм дисграфии, дислексии»
Форма нарушения Основные направления коррекционной работы
Формы дисграфии.
Акустическая:
Заменяет буквы фонетически похожими звуками, но правильно произносит.
Смешивает звонкие и глухие (Б - П, Д - Т).
Путает свистящие и шипящие (С - Ш, З - Ж).
Ошибочно обозначает мягкость согласных: «лубит», «больит». 
Расстройство языкового анализа и синтеза.
Пропускает буквы и слоги.
Меняет местами буквы и (или) слоги.
Не пишет окончания.
Пишет лишние буквы в слове.
Повторяет буквы и (или) слоги.
Смешивает слоги из разных слов.
Слитное написание предлогов. («настуле»).
Раздельное написание приставок («на шла»).
Аграмматическая.
Расстройство грамматического строя речи (например, черный перчатка», «солнечная день»).
Не может склонять слова по падежам, числам и родам.
Ошибается в окончаниях слов.
Не согласует слова между собой.
 Оптическая.
Расстройство зрительного и пространственного гнозиса.
Буквы пишутся при помощи «черточек» и «кружочков».
Не дописывает элементы букв, например «Г» вместо» Р». Добавляет лишние элементы в буквы.
Не соединяет две буквы.
Путает печатные и письменные буквы.
Зеркальное отображение букв Ведущие (и традиционные) направления работы:
совершенствование фонематической дифференциации звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме — при коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания (или акустической);
коррекция дефектов звукопроизношения и совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме — при коррекции акустико-артикуляторной дисграфии;
совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить на письме звукослоговую структуру слов и структуру предложений — при коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
совершенствование   синтаксических   и   морфологических обобщений,  морфологического анализа состава слова — при коррекции аграмматической дисграфии;
совершенствование зрительного восприятия, памяти; пространственных представлений; зрительного анализа и синтеза; уточнение речевого обозначения пространственных соотношений — при коррекции оптической дисграфии.
Формы дислексии.
 Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:
фонематическую;
семантическую;
аграмматическую;
оптическую;
мнестическую;
тактильную;
Фонематическая
Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.
Семантическая
Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.
Аграмматическая
Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.
Оптическая
При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).
Мнестическая
Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.
Тактильная
Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.
Направление коррекционной работы зависит от конкретной формы заболевания:
Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.
Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений чтения
Занятия по устранению нарушения чтения необходимо проводить на протяжении всего учебного года, привлекая к обследованию ребенка и дальнейшей работе с ним специалистов из смежных с логопедией областей.
Основные направления логопедической работы при недоразвитии фонетико-фонематического компонента языка:
1. Развитие фонематического восприятия;
2. Работа над звукопроизношением;
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
а) выделение из предложения слов, из слов слогов и звуков;
б) дописывание недостающих букв и слогов;
в) распределение слов по количеству слогов;
г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т.д.
Все эти упражнения эффективно работают на формирование точной дифференциации фонем русского языка; дают ребенку полноценное представление о звуковом составе слова; закрепляют навыки звуко-слогового анализа и синтеза речевых единиц; корректируют дефекты звукопроизношения.
Основные направления логопедической работы при недостаточной сформированности лексико-грамматического строя речи:
Количественное и качественное обогащение активного словаря ребенка, развитие умения практического использования словарного запаса;
Развитие навыков словоизменения;
Развитие грамматических навыков;
Уточнение значений синтаксических конструкций;
 Развитие связной речи (устной и письменной).
Основные направления логопедической работы при несформированности зрительных функций
Развитие и коррекция гностических зрительных функций:
-   развитие произвольного зрительного внимания;
-   развитие навыков зрительного анализа и синтеза;
-   развитие зрительной памяти.
 
Развитие и коррекция зрительных моторных функций:
-   формирование зрительно-пространственных представлений;
-   выработка зрительно-моторных координаций.