конспект урока по технологии на тему: Лоскутное шитьё. Неиссякаемый источник творчества.

Конспект открытого урока в 6 классе по теме: «Лоскутное шитьё - неиссякаемый источник творчества». Практическая работа: «Изготовление изделий из лоскута».
Учитель технологии: Родикова М.В.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока:
Образовательная – научить учащихся подготавливать ткань к работе; подбирать по цвету «лоскуты», выполнять раскрой деталей по шаблонам; знать последовательность соединения кроя лоскутного изделия в единый блок.
Развивающая - дать сведения из истории создания изделий из лоскута; правильно и точно соединять детали кроя лоскутного изделия по схеме.
Воспитательная - воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.
Оборудование урока:
- Швейные машины; - инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейка, мелки); - материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма); - шаблоны выкроек изделий; - таблица цветового шестисекторного треугольника; - инструкционные карты; - образцы готовых изделий декоративно- прикладного искусства (салфетка, прихватка, панно, одеяло); - выставка картин, сделанными учащимися.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие;
Проверка готовности к уроку.
Повторение изученного материала по «Материаловедение»
Кроссворды.
Учитель: На ваших столах находятся листочки с кроссвордом. Зная изученный материал по теме «Материаловедение», вы должны разгадать данный кроссворд и определить ключевое слово, которое определит тему сегодняшнего урока. Кроссворд состоит из 8 вопросов. На эту работу отводится пять минут. Итоги оценки кроссворда.
- ответ на 8 вопросов – 5 баллов; - ответ на 6,7 вопросов – 4 балла; - ответ на 4, 5 вопросов – 3 балла; - ответ на 2, 3 вопроса – 2 балла.
Работаем по вариантам.

I вариант


1. Специалист, работающий на прядильной фабрике. (Крутильщик) 2. Один из видов первичной обработки текстильного волокна. (Сортировка) 3. Дефект ткани. (Засечка) 4. Свойство шелковой ткани по внешнему виду. (Блеск) 5. Механическое свойство ткани. (Драпируемость) 6. Вид животного волокна. (Шерсть) 7. Инструмент для раскроя ткани. (Ножницы) 8. Нити в ткани, идущие справа налево. (Уток)
II вариант

Инструмент для ручной работы с тканью. (Иголка) 2. Дефект ткани. (Утолщение) 3. Физическое свойство ткани. (Пылеемкость) 4. Вид волокна животного происхождения. (Шелк) 5. Вид первичной обработки текстильного волокна. (Сушка) 6. Специалист ткацкой фабрики. (Ткачиха) 7. Процесс отделочного производства ткани. (Окраска) 8. Технологическое свойство ткани. (Усадка)
III вариант

Один из видов первичной обработки текстильного волокна, (Трепление) 2. Дефект ткани. (Перекос) 3. Свойство ткани на ощупь. (Гладкость) 4. Вид животного волокна. (Шелк) 5. Специалист, работающий на прядильной фабрике. (Крутильщик) 6. Механическое свойство ткани. (Прочность) 7. Нити идущие вдоль кромки ткани. (Основа) 8. Инструмент для построения чертежа. (Линейка)
(По окончанию времени учащиеся сдают кроссворды, ставят оценку в оценочный лист).
Учитель: Девочки, давайте прочтём ключевые слова, которые вы отгадали. Какое ключевое слово у первого варианта? У второго? У третьего? Правильно, у всех получилось слово «лоскуток».
Вводный инструктаж
Поэтому и тема сегодняшнего урока «Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества».
К сегодняшнему уроку было дано задание подготовить сообщения об истории лоскутного шитья. Сейчас внимательно послушайте рассказы и выполните следующие задания:
Вариант I. По ходу рассказа запишите новые для вас слова.
Вариант II. Ответить на вопрос: «В чём особенность появления лоскутного шитья в России?»
Вариант III. Какие изделия можно создавать из лоскута и для чего использовать эти изделия?
Рассказы учениц.
1 ученица: Зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем постоянно распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины X IX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани0 наполняли быт и радовали глаз. Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы X X века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
2 ученица: Шитьё из лоскута называют ещё «лоскутная мозаика», - изделия собранные из цветных лоскутов. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью. Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврик, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно – прикладного искусства. Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды. Необходимо отметить, что мастерицы экономно самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремёсла расцветают благодаря труду т творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.
Учитель: Кто ответит на заданные вопросы? (Ответы учащихся)

IV. Изучение нового материала
Учитель: В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт. Всё больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом. Проводятся фестивали, конкурсы, выставки, мастер –классы. Создаются творческие объединения; например, Ивановский клуб «Лоскутная мозаика», клубы Владимира и Суздаля. В г. Иваново каждые два года проводится Всероссийская выставка – конкурс «Лоскутная мозаика России», которая показала, как много людей увлечены этим творчеством.
Посмотрите на эти картины, сделанные руками юных мастериц. Здесь изобразили любимых героев сказок, живописную природу нашего края. Эти картины приминали участие в школьных и районных выставках детского творчества юных мастеров.
Сегодня мы научимся готовить ткань к работе = подбирать лоскуток по цвету, выкраивать детали изделия по шаблону; точно соединять их в единый блок. Но самое главное условие нашего успеха – точность, аккуратность, правильная последовательность сбора всего блока, усидчивость и, конечно, трудолюбие.
Прежде чем начать работу необходимо выполнить по теме «Основы цветовой гаммы» и ответьте на вопросы.
- Какие основные свойства цвета вы знаете? - Какую роль в работе с цветом играет цветовой треугольник? - Что понимается под пространственным смешением цветов?
Учитель: Техника лоскутного шитья включает в себя несколько её видов. К ним относятся: - шитьё из квадратов; - шитьё из полосок; - шитьё из треугольников.
Вот посмотрите на эти образцы готовых изделий, выполненные в лоскутной технике.
Вспомните, что такое декатировка? Для чего она нужна?
Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки.


Задание. Посмотрев образцы работ, выберите, каким видом вы сегодня займётесь во время самостоятельной практической работы
а) Это шитьё из квадратов, его часто применяют в мелкой мозаичной сборке, а при соединении квадратных блоков с лоскутным узором в полотно одеяло, салфетки.
Вы попробуете отработать сегодня навыки этого способа сборки на примере узора из девяти квадратов двух цветов, которые сочетаются в цветовом треугольнике.

б) Набор из треугольников часто включают в мозаичный узор. Отработав приёмы сбора треугольников, вы сможете выполнить многие традиционные узоры и самостоятельно разработать неповторимый орнамент (узор)
Несложный лоскутный узор способен превратить простой кусок ткани в прекрасную скатерть, способную украсить любой интерьер жилого дома.

в) Шитьё из полосок.
Это один из самых простых способов лоскутного шитья – сборка полотна из полосок, выкроенных по долевой нити. Выполнить эту модель легко сможет начинающая «лоскутница»

Вопрос: Какие геометрические фигуры используются в лоскутном шитье? Где применяют симметрию при раскрое ткани?
Посмотрев образцы готовых изделий, я прошу вас занять места по творческим группам выполнения изделий (кому что нравится);
Группа № 1 – изготовление изделия из квадратов. Группа №2 – изготовление изделия из треугольников. Группа №3 – изготовление изделия из полосок.
Практическая работа
Учитель: На ваших столах находятся инструкционные карты и памятки последовательности выполнения практической работы. Внимательно прочтите их. Что вам непонятно? (Учащиеся читают инструкционные карты и памятки) Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее: - умело подобрать цвет ткани, структуру ткани, рисунок; - перед шитьём лоскутки хорошо продекатировать; - вырезая детали по шаблонам, обратите внимание на направление нитей основы в ткани, на симметричность парных деталей; - приступая к работе, не спеши начинать с больших, трудоёмких изделий, попробуй свои силы и наберись опыта на изготовлении небольших, несложных изделий; - не забывай делать прибавку по 1 см; - обрати особое внимание на технические условия выполнения работы.
Повторение правил техники безопасности. Вспомните само и взаимопроверку правил техники безопасности при работе с иглой, ножницами, утюгом и швейной машиной. Оценки взаимопроверки поставьте в оценочную карточку.
Самостоятельная работа учащихся.
Текущий инструктаж
а) Целевые обходы рабочих мест учащихся: - организация рабочего места, культура труда; - соблюдение правил техники безопасности; - правильность выполнения приёмов и качество работы; - степень самостоятельности; - правильность использования технологической документации.



15