Мастер-класс Изготовление хантыйской игольницы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Угутская средняя общеобразовательная школа»
Мастер - класс
«Изготовление хантыйской игольницы –«Намт»
12465054003675
Угут
Цель: расширить и обобщить знания воспитанников о промыслах искусства народов Севера.
Задачи урока:
Ознакомить детей с национальным искусством, с обычаями и традициями народов Севера. Знакомство с работой изготовления игольницы.
Развивать внимание, точность, творческие способности детей.
Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям коренного населения Ханты – Мансийского округа – Югры, любовь к родному краю.
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока:
Фронтальная.
Индивидуальная.
Методы работы:
Объяснительно – иллюстративный (изложение учебного материала)
Наглядности
Практический (отработка навыков)
Оборудование: для учеников – альбом, баночки, палитры, карандаш простой, гуашь, кисти, цветная бумага; для учителя – учебные таблицы, карта поэтапного построения рисунка, пособия, готовые изделия, элементы символики; фотографии, слайды, шаблоны, трафареты элементов орнамента; рисунки учащихся. Презентации поэтапного выполнения рисунка игольницы.
Зрительный ряд: фото, слайды, презентации, фильм телеканала “ЮГРА”. “Финно-угорский мир”; “Город мастеров”, образцы игольниц, изделия, рисунки воспитанников.
Основные правила безопасной работы со швейными принадлежностями
Правила работы с иглой
Шить наперстком, чтобы не уколоть палец.
Не брать иглу в рот.
Не вкалывать в одежду.
Не  оставлять иглу в изделиях.
Не шить ржавой иглой.
Правила работы с ножницами
1.Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2.Ножницы кладите кольцами к себе.
3.Не оставляйте ножницы раскрытыми.
4.Передавайте ножницы кольцами вперед.
5.Используйте ножницы по назначению.
Программное содержание.
Знакомство учащихся с изготовлением игольницы. Последовательность выполнения работы, украшение середины и краев игольницы. Развивать чувство ритма и цвета. Словарная работа: “намт”– игольница, “ёнтты хурам”– шить узоры и т.д.
Ход выполнения работы игольницы: Сначала приготовляют все детали игольницы. Используют тонкое сукно. Для изготовления понадобиться мастерице – сукно, бисер, кусочки меха. Пришивают орнамент в центре квадрата маленькими стежками к сукну, затем к готовой детали пришивают подклад. Игольницу украшают бисером, из кусочка ткани или тесьмы делают петельку и пришивают. Красочно украшают центр игольницы, боковые части детали темным сукном и вышивают светлым бисером, а края часто обшивают мехом.
План:
Организационный момент урока.
История промыслов Югры.
Анализ практического задания.
Повторение опорных заданий учащихся.
Практическая работа: фронтальная, индивидуальная.
Анализ работы.
Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
Проверка готовности класса к уроку
2. Вводная беседа.
– Где и на какой территории России мы с вами живем?(Предполагаемые ответы учащихся.)
– Сколько лет нашему округу – Югре?(Предполагаемые ответы учащихся.)
– Скажите, пожалуйста, какие коренные народы населяют наш Ханты – Мансийский округ – Югра?(Предполагаемые ответы учащихся.)
Сегодня у нас необычный урок. Мы знакомимся с национальным промыслами народов Севера, с обычаями и традициями народов ханты и манси.
3. Демонстрация фильма телеканала “ЮГРА”. “Финно-угорский мир”. “Город мастеров”:
– Беседа с учащимися о фильме.– Вы просмотрели фильм “Город мастеров”.– Что же вы там увидели?– Что нового узнали о коренном населении севера?– Что вам понравилось?– Что заинтересовало вас?(Предполагаемые ответы учащихся.)
4. Беседа:
– Хантыйский и мансийский народ – необычайно суеверный народ, владеет элементами колдовства, но вместе с тем – дружелюбный и трудолюбивый.– Исторически художественное творчество ханты и манси – оленеводов, охотников, рыболовов – связано с их полукочевым бытом, определившим круг необходимых для пользования вещей.– Искусство северных народов образно называют “Искусством, рождённым на снегу”. На севере, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека особенно необходимо разнообразная игра красок.– Ярко горят на снегу кусочки сукна красного, жёлтого, зелёного, светятся крупинки бисера, искрится мех, любовно и тщательно подобранный.– Каждый погост, каждая семья старается оберегать себя, свою семью, свой быт, хозяйство, а в этом им помогают обереги, сделанные своими руками.
(Предполагаемые ответы учащихся.)
– Правильно, вы очень наблюдательны.– Есть ещё такая версия учёных, что раньше украшали изделия не треугольниками из ткани, а это были “сушёные гусиные или утиные перепонки” – очень похожие по форме на треугольник.– Об этом упоминается и в сказках. Но данная своеобразная форма украшения предметов сохранилась на Севере.– Перед вами небольшая выставка народного искусства Ханты – Мансийского округа – Югры. Посмотрите, пожалуйста, может быть вам что-нибудь знакомо? – Какие-нибудь детали?
(Предполагаемые ответы учащихся.)
– А что же такое игольница? Как вы думаете?– Хорошо, а сейчас давайте вместе рассмотрим нашу небольшую выставку.– Какой формы вы видели игольницы. – Да вы правы – эти квадратной, круглой и овальной формы и есть игольницы, которые мы сегодня с вами будем выполнить эскизы.– Вы заметили, что присутствуют во всех этих вещах орнаменты.
(Предполагаемые ответы воспитанников.)
– Вот перед вами игольница – кусок (квадрат или окружность) сукна, пришиты элементы орнамента полоски тесьмы и бисера.
Обычно мастера располагают орнаменты в центре изделия. По периметру пришивается тесьма, все это сшивается нитками с бисером. По краю часто вшивают полоски меха оленя, лисы.
Выделены четыре главные функции народного орнамента.
Игольница, так же как и оберег – это магическая функция.
Украшение – это декоративно-эстетическая функция.
Воспитательная функция – любовь к родному краю, семейные традиции и т.д.
Информационная функция – это средство передачи информации.
– А здесь вы видите – это игольница из сукна, украшенные треугольниками из цветного сукна и бисера.– Кстати у ханты и манси: сколько девочек в семье – столько должно быть игольниц. Это считается сугубо личная вещь. Заметьте, что игольница тоже украшена оберегами.– В каждой семье есть свои родовые знаки. И они передаются из поколения в поколение.
5. Символика.
Значение знаков в основном остаётся загадкой. Но вот перед вами некоторые символы, которые используются в декоративной работе.
(Показ символов, разъяснение.) Каждая точка и каждый знак что-нибудь означает.
Используют ханты пять цветов: белый, красный, синий, жёлтый, зелёный. Каждый цвет что-то обозначает: основной цвет – красный;
Красный – цвет жизни.
Жёлтый – знак огня.
Зелёный – тайга.
Синий – цвет рек, воды, неба.
Чёрный цвет – цвет смерти, его не используют и не носят.
– Каждое время года тоже соответствует разному цвету.– Поднимите руку те, кто родился летом.– Ваш цвет – красный, ведь лето соответствует красному цвету брусники.– А кто родился зимой?– Зима – синий цвет, как ягода черника.– Рождённые осенью?– Ваш цвет жёлтый, а как вы думаете, какая ягода имеет подобный цвет? (Предполагаемые ответы учащихся)– Правильно, это морошка.– И наконец – весна. Поднимите руку те, кто родился весной.– Весной всё зелено, поэтому и цвет такой, как мох.
6. Работа со словарём:
Игольница (намт);
шить узоры (ёнтты хурам);
красный (вурты),
желтый (вусьлом),
зеленый (восты),
синий (этрхары),
7. Описание работы.
– Теперь вы знаете, какой цвет соответствует вашему дню рождения. Игольницы вы будете делать для себя или для своих родных и близких.
8. Беседа о выполнении работы игольницы:
В недавнем прошлом ханты широко использовали в быту сукно. Цвета для суконных изделий обычно выбирали самые сочные: зеленый (восты), желтый (вусьлом), красный (вурты), синий (этрхары), промежуточные цвета практически не применялись.
Игольница “Намт”.
Приложение 1.Приложение 2.В традиционном национальном искусстве имеется очень красивое, оригинальное изделие – игольница “Намт”.
1. Центральная часть игольницы представляет собой квадрат из сукна, размером 10х10 см. с орнаментальным мотивом из материи контрастного цвета. В центре расположен основной орнамент типа “язык карася”, “солнце”, “кострище” и т.д. Орнамент здесь прорезной, а не аппликативный, шов прикладывается на изнаночной стороне (шов через край). К центру орнамента к каждой стороне квадрата пришивается по паре параллельных полосок сукна, соблюдая контрастность цветов, прокладывая третий цвет между двумя полосками. После двух рядов полосок пришивается мех выдры, лисы, оленя.
2. Затем берут грубую ткань (брезент, которую пришивают к меху. Когда не было брезента, обычно обшивали кожей).К одному из углов приплетают петельку, чтобы игольницу можно было повесить на гвоздь к стене.
К нижнему противоположному углу приплетали двужилочную раздваивающуюся плетенку, два их конца скрепляли вместе на одинаковых расстояниях от угла и к полученной плетенке прикрепляли косточку от ног утки, сюда подцеплялся наперсток, под этой косточкой еще одна перекладина, куда вшивали жилки.
Для украшения по другим двум углам подвешивали симметричные подвески, которые представляют собой двойные бисерные плетенки, в концы которых вдеты большие бусинки.
– Это хантыйский вариант изготовления игольницы. У манси игольница отличается оформлением, где присутствуют только два цвета: фон и цвет, которым оформляют.
– Символику мы уже с вами рассматривали – вот она.
15709905969635
15627356901815
Форма игольницы – квадрат, круг, овал.
Подобрать элемент орнамента по цвету – контраст
Начать рисовать с центра.
Бисер рисовать гуашью – точки. Каждая рисуется отдельно.
Рисовать только в центре и по краям. Орнамент должен дышать.
А сейчас я прочитаю стихотворение – Эльвиры Галкиной.
Бусинка к бусинке ровненько ляжетЧётким узором на ярком сукне. Каждый узор подробно расскажет,О мастерстве на снегу, при луне.Четыре цвета – готовы.Красный цвет – жизни и очага.На нём крупинки голубого,Это – озёра, реки – вода. Жёлтый ласкает и радует глаз,Это луч солнца просунулся в щель.Дополняет узор белый снег, как алмазЗасыпаны им берёзы и ели…Пусть предки не знали тогда букварей,Их мысли и разум – в тех чётких узорах,В них – жизнь, красота,
А сколько в них солнца!А сколько простора!
– Спасибо, очень красивые стихи.
(Предполагаемые ответы учащихся.)
Работа с игольницей требует тщательной подготовки. До занятия учащиеся рассматривают в альбомах, тетрадях эскизы образцов орнамента. Игольницы рассматривают на доске и на стенде, на телеэкране, учащиеся отмечают, что орнамент расположен в центре игольницы, а мелкие орнаменты по краю, для изготовления подбирают матовую цветную бумагу, внешне схожая с тонким сукном.
Учащимся демонстрирую, как расположить в центре орнамент. Работа выполняется по образцу, подбор цветовой гаммы учащиеся делают самостоятельно, но при этом, предлагаю варианты подбора цвета
– Как вы думаете, что поможет сделать ваше изделие по-настоящему красивым?
Аккуратность.
Точность.
Вера.
– И ещё самое главное над изделием работают молча, думая только о хорошем, вкладывая в изделие свою любовь и доброту.– Как мы уже говорили, игольница будет выполнять магическую функцию. Оберегать от злых духов, болезней и разных неприятностей.
– На изготовление игольницы у вас 15 минут.
Работать нужно аккуратно, точно, а самое главное с верой.
9. Требование к изделию (оценка).
Требования к изделию такие:
Работа происходит по этапам.
Карта поэтапного изготовления оберега и инструкционные карты перед вами. (У каждого на столе карта и описание работы).
Те, кто быстро и аккуратно работали, получают оценку “отлично”.
На каждой парте – карта с поэтапным выполнением работы:
10. Поэтапный план работы.
(Разбор поэтапного изготовления игольницы.)
– Внимательно прослушайте план работы. Есть у вас на каждой парте. Мы его сейчас разберём
1. Изготовление основы (по трафарету).

2. Соединение деталей по временам года.
Первый слой соответствует вашему дню рожденья.
Элемент орнамента подбирайте по цвету верхнего слоя.
Соединение деталей как пришивание бисеринки выполните точечным соединением – гуашью.
3. Нанизываете магическое число (3, 7, 11) бисеринок, цвет подбираете сами индивидуально.
7. Рисуем по периметру тесьму – полоску,
5. Выбираете символику (на стенде вывешены, на столах разложены).

9. Соединение деталей – рисуем бисер (точечное нанесение мазков)
10. Мех прорисовываем гуашью.
I вариант рисования игольницы квадратной формы:

II вариант рисования игольницы круглой формы:

– Игольница готова.
– По окончанию работы вы молча подходите ко мне для оценки вашего труда, затем подходите к стенду (классной доске) и прикалываете свой оберег на любое из свободных мест.
(После работы с мехом ханты и манси обязательно выполняют – это традиционно: вымыть руки, прополоскать рот, выпить молоко (вода для полоскания и молоко стоят на столе), привести в порядок своё рабочее место).
11. Подготовка к работе.
Карта поэтапного изготовления оберега;
трафареты;
гуашь;
кисти;
вода;
– Будьте внимательны. Желаю вам удачи.
12. Самостоятельная работа учащихся.
13. Оценка изделия.
14. Выставка работ.
15. Пожелание учителя.
– Посмотрите, какая у нас получилась замечательная выставка, а самое главное все ваши игольницы не похожи друг на друга.
16. Итог.
– С работой справились все, молодцы!
– Оценка “отлично”!
– Да сегодня и не может быть другой оценки. Со своей задачей справились все.
Понравилось ли вам занятие?
Что вы узнали нового?
Так почему же обереги свои вы делали именно треугольной формы?
Какие новые слова вы узнали?
Появилось ли у вас желание сделать ещё кому-нибудь оберег?
(Предполагаемые ответы воспитанников.)
17. Домашнее задание: закончить работу самостоятельно, тем, кто не успел.
Приложение 3.
Список литературы:
Е.А. Белявская – Ерныхова “Этнографическая лаборатория “АЛ' АНГ ХÖНЬЛ'” (Утренняя заря).
Е.А. Белявская “Конспекты уроков по декоративно– прикладному искусству угорских народов”.
Выставка народного искусства Ханты – Мансийский округ – Югра 2008 г., окружной центр художественных ремёсел.
Документальный фильм теле канала “Югра”, “Фестиваль народных промыслов Югры”.

 Раздаточный материал