Контрольный тест по теме Духовная сфера общества 10 класс


Контрольный тест по теме: «Духовная сфера общества» (1-й вариант)
Часть А1. Первоначально культурой называли:
1) ораторское искусство;
2) умение рисовать;
3) способы возделывания почвы;
4) воспитанность.
2. Культура в широком смысле слова – это:
1) все виды преобразовательной деятельности;
2) виды искусства;
3) производство духовных ценностей;
4) образованность человека
3. К духовным ценностям относится:
1) микроскоп;
2) компьютер;
3) научное открытие;
4) телевидение.
4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:
1) появление новых произведений искусства;
2) углубление знаний о культуре;
3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению;
4) реставрацию памятников культуры.
5. Спецификой массовой культуры является:
1) зрелищность;
2) доступность;
3) оригинальность;
4) узнаваемость.
6. Система образования регулируется:
1) государством;
2) обществом;
3) социальной группой;
4) отдельными людьми.
7. Гуманизация образования – это:
1) уменьшение учебной нагрузки;
2) возможность получить образование в другой стране;
3) внимание к индивидуальным особенностям личности;
4) свободное посещение занятий.
8. К мировым религиям не относится:
1) христианство;
2) буддизм;
3) иудаизм;
4) ислам.
9. Искусство в широком смысле слова – это:
1) высокий уровень мастерства;
2) художественное отражение действительности;
3) правильное отражение действительности;
4) всё вышеперечисленное.
10. Верны ли следующие суждения?А. Элитарная культура враждебна массовой.Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
1) совестью;
2) убеждением;
3) талантом;
4) этикетом.
12. Осознание личностью своей значимости называется:
1) честью;
2) достоинством;
3) уважением;
4) признанием.
13. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов?
1) культурно-мировоззренческую;
2) производственную;
3) социальную;
4) нравственную.
14. Реклама является неотъемлемой частью:
1) национальной культуры;
2) элитарной культуры;
3) массовой культуры;
4) народной культуры.
15. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?А. Формы культуры определяют её носители.Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.
А) верно только АБ) верно только БВ) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
Часть В.
В1.Какие из приведённых примеров могут быть отнесены к массовой культуре?
1) фортепианный концерт;
2) философское эссе;
3) детективный роман;
4) героическая былина;
5) эпос;
6) телевидение;
7) радиотрансляция эстрадного концерта
В2. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Способность человека отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземлёнными стремлениями – это…».В3. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Создание художественного образа А. Наука
2. Выдвижение гипотез Б. Искусство
3. Эксперимент 4. Формирование чувства прекрасного 5. Новые, достоверные знания 1 2 3 4 5
Часть С.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
…Термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И, действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются в культурных контактах.
Однако, пожалуй, в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии – это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Дж. Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различий между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы. Декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).
Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универсалий:
Релятивизм, в основе которого лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из её ценностей и норм».
Этноцентризм, основанный на принципе: «Моя культура – лучшая, а остальные – хуже»
Касьянов В.В.
1) Что может означать термин «культура» в понимании автора? Приведите цитату из текста.
2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универсалии называет автор? Не противоречит ли это первому утверждению автора?
3) Сформулируйте с опорой на текст главное различие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах.
4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.