Урок математики по теме решение текстовых задач с помощью уравнений


Урок по математике
в 5 классе
«Решение текстовых задач
с помощью уравнений»
Учитель математики Бойнарович С.Н.

Цель: обобщение и актуализация знаний по данной теме; формирование умений рациональной работы при составлении уравнений к задачам; привитие интереса к математике через выполнение нестандартных заданий.
Тип урока: обобщение изученного материала
Ход урока.
I.Организационный момент
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нет и проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
II. Постановка целей и задач урока.
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ, дал известный учёный Ал – Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
На прошлых уроках мы рассмотрели решение уравнений, упрощение уравнений и самое главное мы рассмотрели решение задач с помощью уравнений. Сегодня наша задача закрепить все наши знания, и подготовиться к выполнению контрольной работы.
III. Разминка
1.В одной команде у человек, а в другой – на 2 человека больше. Сколько человек во второй команде? Сколько человек в двух командах вместе?
2. Ботинки стоят х рублей и они на 20 рублей дешевле шляпы. Сколько стоит шляпа? Сколько стоят ботинки и шляпа вместе?
3. Старик поймал в речке 51 рыбку. Несколько рыбок он продал, а остальные, 37, принёс Старухе. Сколько рыбок Старик продал?
4. В одной капле сидит х микробов, а в другой на 17 микробов больше. Сколько микробов засядет в ученом Иннокентии, если он перепутает эти капли с валерьянкой и выпьет их залпом?
5. В доме а чашечек, а блюдечек на 3 меньше. Сколько чашек и блюдец разбили дети, если после их игры в доме не осталось никакой посуды?
6. В комнате веселилось у мух. К ним на праздник прилетело 12 мух, но отважный кот Васька все же сумел выгнать 7 мух. Сколько мух продолжают веселиться в комнате?
7. Рост Митеньки сейчас 86 сантиметров. Сколько месяцев потребуется ему, чтобы дотянуться до верхней полки шкафа, на которой стоит клубничное варенье, если полка находиться на расстоянии 1м 24 см и он подрастает в месяц на 2 см?
IV. Устная работа.
Раскройте скобки:
8(4x+3)
(9-y)5
2(x+1)-1
(2y-3)5+4y
Вычислите наиболее удобным способом:
318 – (118 + 25)
851 – (45 + 541)
320*45 – 320*35
254*43 + 254*57
В одном бидоне х л, а в другом – у л молока.
1. Расшифруйте выражения:
а) х + у
б) x + 3
в) y – 2
г) x – y
2. Расшифруйте равенства:
а)  х + у = 90
б)  x + 5 = y
в) 3x = y
г) x – 15 = y + 25
4. Назовите, какой компонент уравнения неизвестен и сформулируйте правило его нахождения:
5+y=25;25-x=7;5y=35;
48∶y=12;x∶2=100.(одновременно у доски работает 6 человек)
V. Индивидуальная работа у доски:
1. Решите уравнение:
600-x∙32=1609000∶210+y=36

2. Раскрыть скобки и упростить выражение:
3x+24+5x58-2x-1213x+8-7x+415+4x-11+17xVI. Проверка решения на доске.
VII. Самостоятельная работа (с последующей проверкой)
Решите уравнение:
7х – 5х = 14
4х + х = 30
18х + 12х = 600
9х – 5х = 28
9х – х = 48
11х + 29х = 800
Физкультминутка:
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем…
VIII. Работа на закрепление:
Задача 1.
Бабушка старше мамы на 20 лет, а мама старше дочери в 2,5 раза. Вместе им 116 лет. Сколько лет каждой из них?
Задача 2.
На клумбе расцвели тюльпаны и ирисы, причём тюльпанов было в 5 раз больше чем ирисов. Сколько ирисов расцвело на клумбе, если их было меньше, чем тюльпанов на 24 штуки?
Задача 3.
В одном кульке было в 3 раза больше конфет, чем в другом. Сколько конфет было в каждом кульке, если всего их было 12 кг?
IX. Создание проблемной ситуации.
Сейчас мы с вами попытаемся разгадать один из математических фокусов с которым мы познакомились при проведении устной работы:
Загадайте число
Увеличьте его в 2 раза
К полученному результату прибавьте 10
Умножьте сумму на 3
Прибавьте задуманное число
Отнимите от суммы 20
Сегодня не торопитесь сообщать мне результат. Подумайте, как я так быстро могу угадать число задуманное вами?
(дети дают ответы, возможно, кто-то из них догадается, что составляется уравнение, если нет, то учитель «подталкивает» к ответу)
Действительно, при выполнении фокуса составляется уравнение
2∙x+10∙3+x-20=….Подставьте в правую часть результат, который вы получили, решите и проверьте, получиться ли у вас задуманное число. (ученики решают и могут убедиться, что данный способ работает)
X. Рефлексия.
XI. Итог урока
Подводя итог нашему уроку, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Если бы вас спросили, для чего вы решаете уравнения, что бы вы им ответили?
Я думаю, своей работой на уроке сегодня мы подтвердили, что трудолюбие и упорство помогут не только в решении уравнений, задач, выполнении других заданий, но и при достижении своих целей. И если в чем- то вы сомневаетесь, то вспомните высказывание Льва Толстого
«В минуту нерешительности действуй быстро и старайся
сделать первый шаг, хотя бы и лишний…»