Рабочая программа по ИЗО 3 класс СРО Занкова


Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Работа по данному курсу осуществляется по учебникам Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса / под ред. А.А.Мелик_Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Программа рассчитана на учащихся 3 классов, обеспечивает работу с упражнениями базового и повышенного уровней,дает возможность приблизить школьников к профессиональной работе художника. Данный предмет связан с литературой, окружающим миром, русским языком. Программа рассчитана на 1 час в неделю, на 34 ч.
Содержание и общая логика последовательности его изучения полностью соответствуют авторскойпрограмме. Не было внесено никаких изменений.
Курс «Изобразительное искусство» направлен на формированиеобщей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организацииучебно-познавательной и художественно-творческой деятельности.
В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
- развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
- воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
- реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
- воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства,
формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
- расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
- знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-
творческой деятельности;
- развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между теоретическими и практическими аспектами изучения изобразительного искусства.
Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.
Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:
1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика).
2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение).
3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).
4. Человек в искусстве (портретный жанр).
Отличительной особенностью подачи материала в разделах является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку.
В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.Формы реализации программы:
-фронтальная;
-парная;
-групповая;
-индивидуальная
Методы реализации программы:
-практический;
-объяснительно-иллюстративный;
-частично- поисковый;
-наблюдение;
-информативный
Способы и средства:
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству;
- открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;
- складные мольберты;
- разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков:
-контроль качества выполненной работы ежеурочно, выставки.
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы определенныеличностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по изобразительному искусству:
3 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;
- представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;
- чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт-Петербургом;
- положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;
- представление о добре и зле, должном и недопустимом;
- первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;
- представление о содержательном досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;
- эмоционально- ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;
- мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;
- осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;
- трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;
- выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;
- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);
- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;
- выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
- воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;
- представлять информацию в виде небольшого сообщения;
- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выбирать способы решения художественной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно расширять свои представления о живописи;
- соотносить различные произведения по настроению и форме;
- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;
- обобщать учебный материал;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать аналогии;
- работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;
- сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выражать свое мнение о произведении живописи;
- принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;
- проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
- стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности;- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально- ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;
- расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона;
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
- видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;
- использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;
- использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;
- понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;
- пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;
- использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне;
- применять простые способы оптического смешения цветов;
- распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;
- различать контрасты в рисунке;
- использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры;
- создавать роспись по дереву.
Обучающийся получит возможность научиться:
- передавать движение предмета на плоскости;
- изображать построение архитектурных форм;
- смешивать краски, разбеляя или затемняя их, для создания множества новых оттенков.
- применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;
- передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами;
- передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;
- передавать в живописи объем круглых предметов;
- передавать образ человека в разных культурах;
- выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
Обучающийся научится:
- понимать, что Земля - наш общий дом и отражать это в собственной художественно- творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний;
- воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей;
- представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции;
- изображать узоры и орнаменты других народностей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в различных видах изобразительной деятельности;
- эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;
- выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица;
- передавать легкость и свежесть, красок, благодаря оптическому смешению цветов;
- передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души;
- работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике;
- самостоятельно изготовить бересту;
- передавать главную мысль в рисунке или живописи.
Содержание курса3 класс
№п\пТематическое планирование Количество часов. Характеристика деятельности учащихся
1 Азбука рисования
1ч. Овладеть приёмами работы различными графическими материалами.
Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство)
2 Природа - главный художник
7 ч. Наблюдать,сравнивать, сопоставлять геометрическую форму предмета, анализировать её, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов.
Использовать стилизацию форм для создания орнамента.
Выражать своё отношение к ней в собственной художественно-творческой деятельности.
Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.
3 Мир цвета
7 ч. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла;
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;
Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений разных видов искусства.
Рисовать по представлению на обозначенные темы;
Создавать простые художественные изделия подарочного характера;
Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
4 Искусство в человеке
5 ч. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства
Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости
Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы различных географических широт
Овладеть на практике основами новой техники- пуантилизм.
5 Человек в искусстве
9 ч. Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы различных географических широт
Овладеть на практике основами цветоведения.
Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы.
Продумывать и выстраивать композицию рисунка
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.
Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа
Создавать простые художественные изделия подарочного характера;
Знать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запечатленные в искусстве;
Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство)
6 Читаем и рисуем
4 ч. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов человека;
Видеть и воспринимать красоту узора;
Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)
Продумывать и выстраивать композицию рисунка
7 Компьютерное рисование
1ч. Использовать простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния композиции на плоскости
8. Итого: 34ч Учебно-методическое обеспечение
1. Работа по данному курсу обеспечивается учебниками и дополнительной литературой:
1. Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса / под ред. А.А.Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
2. Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.
3. Искусство в школе: общественно- педагогический и научно- методический журнал. М.: Искусство в школе.
4. Юный художник: журнал по изобразительному искусству для детей и юношества. М.: Юный художник.
2. Специфическое оборудование:
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству;
- открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;
- стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;
- складные мольберты с планшетами;
- демонстрационные столики;
- разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
3. Электронно- программное обеспечение (по возможности):
- электронные библиотеки по искусству, DVD- фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;
- записи классической и народной музыки;
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
4. Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор
- компьютер с художественным программным обеспечением;
- Интерактивная доска
- Ноутбук
- сканер, ксерокс и принтер.
Справочный материал.
1.Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1984.
3. Алексахин, Н. Матрешка. – М.: Просвещение, 1988.
4. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. – СПб., 2004.
5. Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 1997.
6. Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. – М.: Мозайский, 1999.
7. Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. – М.: Мозайский, 1999.
8. Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999.
9. Жегалова, С. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991.
10. Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи. – М.: ИД «Грааль»2002.
11. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
12.Справочник школьника 1-4 класс. Москва. АСТ-пресс, 2009
13.Большой справочник. Начальная школа. Москва. Издательство ИСТ., 2006
14..Я познаю мир. Детская энциклопедия: География. –М.: Аванта+, 2007
15.Энциклопедия для детей. – Искусство – М.: Аванта +,2007
16.Сборник загадок / сост. М.Т.Карпенко. – М.: Просвещение,2008
17.Ожегов С.И. Словарь русского языка / –М.: Рус.яз., 2006
Календарно-тематическое планирование в 3 классе
№ тема Дата по плану Дата по факту
Природа - главный художник 8 ч.
Личностные
– эмоциональное восприятие образов природы, растительного и животного мира, отраженных в рисунке, живописных работах, фотографиях;
– познавательный интерес к явлениям природы и их изучению;
– желание приобретать новые знания, наблюдая разнообразные природные явления, в том числе жизнь животных;
– понимание (на доступном уровне) красоты и уникальности природы и окружающего мира.
Регулятивные
– принимать и сохранять учебную задачу;
– понимать инструкцию учителя;
– планировать с учителем или самостоятельно процесс выполнения задания;
– понимать алгоритм выполнения работы, данный на страницах «Выражение»;
– выбирать вместе с учителем нужные инструменты и материалы для выполнения задания;
– контролировать отдельные этапы своей деятельности и вносить необходимые коррективы;
– осуществлять самопроверку.
Познавательные
– хорошо ориентироваться в структуре учебника, в текстовом и иллюстративном материалах; понимать назначение страниц «Впечатление» и «Выражение»;
– понимать информацию, представленную в разной форме; пользоваться знаками, символами, изображениями, приведенными в учебнике, и выполнять на их основе свойзамысел;
– соотносить иллюстративный материал с темой и заданием для самостоятельной работы;
– осознавать познавательную задачу и принимать ее условия;
– строить рассуждения о воспринимаемых образах;
– выполнять учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме.
Коммуникативные
– принимать участие в различных видах совместной деятельности;
– вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, обсуждать идею создания групповых работ;
– отвечать на вопросы учителя, задавать свои вопросы по теме урока;
– воспринимать мнение других людей о произведениях искусства;
– строить эмоционально окрашенные и понятные для партнера высказывания;
– выражать свое мнение о произведении живописи.
1 Композиция рисунка. Графические приемы. 2 Изображение настроения рыбок с помощью пластики движения и фактуры поверхности тела. 3 Изображение формы птицы в движении, фактура оперения. 4 Изображение любимого животного с передачей фактуры поверхности его тела. 5 Изображение различных форм насекомых. 6 Изображение бабочки, поиск передачи полёта и нежного настроения.
7 Изображение дерева, фактуры коры и листьев кроны 8 Летите, голуби! (коллективная работа) Мир цвета 7 ч.
Личностные
– интерес к восприятию и познанию красоты окружающего мира;
– эмоциональное восприятие цвета и оттенков, отраженных в произведениях изобразительного искусства и художественной фотографии;
– отзывчивость на близкие по настроению художественные произведения;
– внутренняя позиция школьника на уровне его положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство»; интерес к приобретению новых знаний и учебных действий;
– желание передавать красоту живой природы (птиц, рыб, насекомых), разные состояния природы и ее явления;
– аккуратность в работе с материалами и инструментами, самостоятельность в выполнении работы.
Регулятивные
– принимать и сохранять новую учебную задачу;
– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы;
– выполнять действия в опоре на заданный (на страницах «Выражение») ориентир;
– определять последовательность этапов выполнения задания;
– выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
– подбирать соответствующие материалы и изобразительновыразительные средства;
– организовывать свое рабочее место для работы с различными художественными материалами;
– осуществлять самоконтроль своих действий согласно заданной последовательности действий;
– осуществлять самооценку, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, сверстниками.
Познавательные
– выполнять необходимые учебно-познавательные действия на основе информации, представленной в учебнике, в том числе иллюстраций, рисунков и схем, условных обозначений;
– выбирать способы решения художественной задачи;
– осуществлять сравнение иллюстраций, представленных на страницах «Впечатление», и делать несложные обобщение и выводы;
– устанавливать причинноследственные связи; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации;
– расширять свои представления о живописи, в том числе обращаясь к справочным страницам учебника и дополнительным источникам, включая контролируемое пространство Интернета;
– передавать свои впечатления о воспринимаемых художественных произведениях.
Коммуникативные
– вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, с интересом воспринимать мнение других людей о произведениях искусства;
– строить небольшие монологические высказывания;
– понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;
– работать в группе и коллективно;
– соблюдать правила вербального и невербального общения.
9 Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство. 10 Знакомство с тенью на предметах, с падающей тенью. 11 Тень под открытым небом. 12 Разнообразие и закономерность цвета падающих теней. 13 Изображение полутени для передачи объёма предмета на плоскости. 14 Изображение предмета, похожего на шар. 15 Изображение фигуры птицы.
Райский сад (коллективная работа) Искусство в человеке 5 ч.
Личностные
– эмоциональное восприятие образов, отраженных в произведениях изобразительного искусства разных видов, жанров, отечественных и зарубежных авторов;
– осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности определенной культуре;
– интерес и уважение к культуре своего народа, культуре других народов;
– эмоциональное восприятие произведений народного творчества;
– положительное отношение к созданию собственных творческих работ;
– мотивация к приобретению новых знаний, выработке умений;
– представления о содержательном досуге.
Регулятивные
– принимать и сохранять учебную, в том числе художественнотворческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
– осуществлять (на доступном уровне) планирование своей деятельности;
– выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
– осуществлять выбор способов работы для достижения результата;
– контролировать свою работу на отдельных этапах и корректировать ее с учетом замысла;
– осуществлять самооценку достигнутого результата.
Познавательные
– осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, в том числе из дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
– осуществлять для решения учебных задач операции анализа и синтеза;
– хорошо ориентироваться в информационном и иллюстративном материале учебника, в том числе на справочных страницах;
– работать со словарем, осуществлять поиск нужной информации в списке репродукций картин, использованных в учебнике;
– выполнять задания на компьютере (в программе Paint);
– использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;
– выбирать способы решения художественной задачи.
Коммуникативные
– проявлять толерантность в общении со сверстниками;
– соблюдать правила вербального и невербального общения;
– осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности на основе стремления принимать мнение других людей и формулировать собственные мысли;
– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач.
16 Рисунок точками. Работа в новой технике -пуантилизм. 17 Счастливый принц. Моделирование фигуры мальчика и украшение её. 18 Изображение зонтика. 19 Узоры гор. Роспись деревянной доски узорами Кавказа. 20 Мечта о полете (коллективная работа). Человек в искусстве 9 ч.
Личностные
– положительное отношение к урокам изобразительного искусства;
– первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
– эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;
– образ Родины, представления о ее богатой истории, о культурном наследии России; чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством В. Верещагина и знакомство с городом-музеем Санкт-Петербургом;
– уважительное отношение к другим людям;
– желание передавать красоту человека, понимание особенностей людей, живущих в разное время и в разных странах;
– интерес к художественнотворческой деятельности;
Регулятивные
– принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;
– определять последовательность выполнения заданий в соответствии с учебной задачей, в том числе представленных в рисунках и схемах;
– выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);
– осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.
Познавательные
– расширять свои представления о живописи, осуществлять поиск дополнительной информации, в том числе в справочном материале учебника, из других источников,
включая контролируемое пространство Интернета;
– ориентироваться в способах решения художественной задачи;
– передавать свои впечатления о воспринимаемых художественных произведениях;
– использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;
– выбирать способы решения художественной задачи.
Коммуникативные
– принимать активное участие в различных видах совместной деятельности, в групповой (коллективной) работе;
– проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;
– понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;
– вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, обсуждать с одноклассниками ход выполнения коллективной работы;
– уважать мнение учителя и одноклассников, учитывать его в процессе обсуждения, предлагать свои варианты выполнения задания;
– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения, понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
– понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
– стремиться к пониманию позиции другого человека;
– выражать свое мнение о воспринимаемых образах, в том числе на примере портретной живописи;– выражать свое мнение о произведении живописи, используя разные речевые средства.
21 Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция. 22 Изображение неизвестной страны. 23 Изображения письма-рисунка. 24 Послание с Востока. Изображения письма-рисунка. 25 Привет из Европы. Изображения письма-рисунка. 26 Очарование Севера. Вариант письма-рисунка на камне. 27 Кружевное письмо. Варианты изображения. 28 Необычные письма. Варианты изображения. 29 Визитные карточки города и способы их изображения. (коллективная работа) Читаем и рисуем 4 ч.
Личностные
– эмоциональное восприятие образов, отраженных в произведениях изобразительного искусства разных видов, жанров, отечественных и зарубежных авторов;
– осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности определенной культуре;
– интерес и уважение к культуре своего народа, культуре других народов;
– эмоциональное восприятие произведений народного творчества;
– положительное отношение к созданию собственных творческих работ;
– мотивация к приобретению новых знаний, выработке умений;
– представления о содержательном досуге.
Регулятивные
– принимать и сохранять учебную, в том числе художественно творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
– осуществлять (на доступном уровне) планирование своей деятельности;
– выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
– осуществлять выбор способов работы для достижения результата;
– контролировать свою работу на отдельных этапах и корректировать ее с учетом замысла;
– осуществлять самооценку достигнутого результата.
Познавательные
– осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, в том числе из дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
– осуществлять для решения учебных задач операции анализа и синтеза;
– хорошо ориентироваться в информационном и иллюстративном материале учебника, в том числе на справочных страницах;
– работать со словарем, осуществлять поиск нужной информации в списке репродукций картин, использованных в учебнике;
– выполнять задания на компьютере (в программе Paint);
– использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;
– выбирать способы решения художественной задачи.
Коммуникативные
– проявлять толерантность в общении со сверстниками;
– соблюдать правила вербального и невербального общения;
– осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности на основе стремления принимать мнение других людей и формулировать собственные мысли;
– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач.
30 Изображение бабочки с прорисовкой узоров. 31 Разные способы изображения дерева. 32 Замок белого Лебедя. Способ заливки акварельной краской. 33 Краски гор. Работа в технике –пуантилизм
Итоговая работа - защита проекта. Компьютерное рисование 1ч.
34 Первый снег. Проталинки. Элементарное изображение рисунка в программе Paint. Нормы оценки знаний, умений и навыковобучающихся
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
  Требования к проверке успеваемости:
1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;
2) гласность – доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;
3) систематичность – проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;
4) всесторонность – учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;
5) индивидуализация учета – видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;
6) дифференцированность учета – установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.
 Оценка «5» -  учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
 Оценка «4»- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
 характерное.
 Оценка «3» - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
 -  допускает неточность в изложении изученного материала.
 Оценка «2» - учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока;