Рабочая программа Химический кружок «Решение расчетных задач по химии» Расчитана на учеников 9 класса 2 часа в неделю – 68 часов


Филиал МБОУ Покровской СОШ « Ольховская ООШ»
Рабочая программа
Химический кружок
«Решение расчетных
задач по химии»
Расчитана на учеников 9 класса
2 часа в неделю – 68 часов
Учитель: Сочилина Наталья Алексеевна
Пояснительная записка.
Программа кружка « Решение расчётных задач по химии» предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы. Данная программа кружка относится к предметно – ориентированному виду программ.
В настоящее время разрабатываются новые стандарты второго поколения, но стандарты первого и второго поколения включают лишь минимум знаний, которые должны получить ученики. Этих знаний недостаточно для получения высшего профессионального образования, поэтому, чтобы помочь ученику необходимо дополнительное время на углубление знаний, конкретно на решение расчётных задач по химии, т. к. расчётные задачи входят в вопросы ЕГЭ ( часть А, В, С ).
 Данный кружок предполагает выход за рамки традиционных учебных программ: расширенный углубленный вариант методики решения  расчётных задач.
 Одной из важнейших функций реализуемой при решении химических задач, является развитие мышления учащихся, происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями.
 Содержание кружка поможет ученикам научиться решать расчетные задачи различными  способами, получить реальный опыт решения задач и ответить на вопросы «Могу ли я?», «Хочу ли я?».
Цель кружка: 
 создание условий для самооценки их подготовленности и желания углубленно изучать предмет.
обогащение познавательного и эмоционально – смыслового личного опыта восприятия химии путём расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы.
Задачи кружка:
Обучающие функции  ( их можно считать ведущими) обеспечиваются формированием важных структурных элементов знаний, осмыслением химической сущности явлений, умением применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации, создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения, развитие и укрепления интереса учащихся к химии.
Воспитывающие функции  реализуются формированием мировоззрения, осознанным усвоением материала, расширением кругозора в краеведческих, политехнических вопросах. Учебные задачи являются действенным способом воспитания трудолюбия, настойчивости, воли, характера.
Развивающие функции   проявляются в результате формирования научно – теоретического, логического, творческого мышления, развития смекалки, логики учащихся, в будущем – изобретательности и ориентации на профессию химика или профессию, связанную с химией.
 
 Учебно – тематический план.
№ Название темы Кол-во
часов
1 Основные типы расчётных задач по химии.
Химические, физические величины: обозначение, название, единицы. Формулы. 4
 
2 Расчёты по химическим формулам
  6
3 Растворы
  8
4 Вычисления по химическим уравнениям
  10
5 Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси
            8
6 Вывод формул веществ.
  8
7 Закономерности протекания химических реакций
          8
8 Задачи на погружение металлической пластинки в раствор соли.  
6
9 Электролиз. Закон Фарадея.
  4
10 Задачи, связанные с жесткостью воды.
  2
11 Комбинированные задачи
  4
 
 
 
 
 
Программа.
 
1. Основные типы расчётных задач по химии. Химические, физические величины: обозначение, название, единицы. Формулы.
Вычисление относительных молекулярных масс. Вычисление массовой доли атомов химического элемента. Вычисление массовых отношений между химическими элементами в данном веществе. Решение задач с использованием физических величин « количество вещества, молярная масса». Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Расчёты по уравнениям химических реакций. Определение массовой доли растворённого вещества. Определение масс вещества и воды, необходимых для приготовления заданной массы раствора. Вычисления по уравнениям химических реакций с использованием физической величины «молярный объём газа». Объёмные отношения газов  в реакциях. Вычисление массы ( объёма, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Вычисления массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами.
2. Расчёты по химическим формулам.
Основные формулы для решения задач.
Вычисления с использованием физических величин ( количество вещества, молярный объём газа, относительная плотность газа, массовая доля) и постоянной Авогадро.
3. Растворы.
Массовая доля растворённого вещества.
Молярная концентрация и молярная концентрация эквивалента растворённого вещества.
Растворимость веществ.
4Вычисления по химическим уравнениям.
Вычисление массы вещества или объёма газа по известной массе, количеству вещества, вступившего в реакцию или полученного в результате реакции.
Вычисление объёмных отношений газов.
Задачи, связанные с определением массы раствора.
Вычисление массы ( объёма, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
- вещество, взятое в избытке, не реагирует с продуктом реакции
- вещество взятое в избытке взаимодействует с продуктом реакции
Вычисление выхода продукта реакции.
Вычисления массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примеси.
5 Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси.
Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами.
Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами.
6. Вывод формул веществ.
Вывод формулы вещества на основе массовой доли элементов.
Вывод молекулярной формулы вещества на основе его плотности  по водороду или по воздуху и массовой доли элемента.
Вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе, объёму или количеству вещества продуктов сгорания.
Вывод формулы вещества  на основе общей формулы гомологического ряда органических соединений.
7. Закономерности протекания химических реакций
Расчёты по термохимическим уравнениям (экзотермические, эндотермические реакции, тепловой эффект, закон Гесса, стандартная энтальпия реакции)
Скорость химической реакции. Химическое равновесие.
8. Задачи на погружение металлической пластинки в раствор соли.
Расчёты по уравнениям реакций на нахождение массы вещества, получившегося в результате реакции.
9. Электролиз. Закон Фарадея.
Электролиз как окислительно – восстановительный процесс. Электролиз расплава и раствора электролита. Последовательность разрядки ионов на катоде и на анода. Катодные и анодные процессы в водных растворах солей. Закон Фарадея. Выход по току.
10. Задачи, связанные с жесткостью воды.
Карбонатная ( временная) жёсткость воды. Некарбонатная ( постоянная) жёсткость воды. Общая жёсткость воды.
11. Комбинированные задачи.
Задачи на нахождение массы, объёма вещества получившегося в результате реакции, нахождение молекулярной формулы исходного вещества.