Роль изучения немецкого языка в профессиональном становлении студентов


Роль изучения немецкого языка в профессиональном становлении студентов
Шешина Н.В
Преподаватель немецкого языка
ГАПОУ БТЭиР(Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники)
Профессиональное образование - одно из составляющих обучения иностранному языку. Студенты приобщаются к профессиональному общению в процессе изучения профессиональной лексики, чтения текстов по специальности, учатся общаться на профессиональном языке.
Профессиональное обучение преследует практические и воспитательные цели, которые дают возможность учащимся  с помощью иностранного языка научиться пользоваться источникам информации связанной с изучаемой профессией, расширить общий и профессиональный кругозор, овладеть умением общаться с зарубежными коллегами, относиться с уважением и пониманием к своей будущей профессии.
Иностранный язык в современном мире рассматривается как фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Поэтому иностранный язык является предметом служащим развитию личности и профессиональному становлению.
Иностранный язык способствует ориентированию учащихся в обширном выборе современных профессий, а также помогает сформировать профессионально важные качества личности.
Следующие причины определяют возможности данного учебного предмета.
    Во-первых, основой обучения иностранным языкам является обучение коммуникативной деятельности и умению общаться.
Данное умение можно назвать основой организации производства и общественного мнения, сферой управления и сферой обслуживания, семейных отношений, искусства и спорта.
Следовательно, можно утверждать, что овладение базовыми навыкам общения на иностранном языке служит своеобразной платформой для профессионального становления личности студента.
        Во-вторых, иностранный язык выступает в роли средства профориентационной работы со студентами, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности студента.
     В-третьих, преподавание иностранного языка, ориентированное на профессию, объясняется связью данного предмета с другими предметами, как гуманитарными, так и специальными.
Обучение иностранному языку, имеющее профессиональную ориентацию, можно объяснить, причинами объективного и субъективного характера.
        Основой объективной причины служат потребности в специалистах средней квалификации, владеющих иностранным языком. Чем раньше начнётся овладение навыками общения на иностранном языке в профессиональной отрасли  знания и обучению будет придан профильный характер, тем больше вероятность того, что иностранный язык будет использоваться в профессиональных целях.
        
Субъективная причина определяется следующими понятиями.  Для того чтобы успешно овладеть иностранным языком, он должен быть включён в систему жизненных интересов личности. Одним из таких интересов для студентов является всё, что связано с их профессиональной деятельностью. Если студент в процессе изучения иностранного языка поймёт, что занятия помогают ему узнать что-то новое о своей профессии и углубиться в ее область знания, что иностранный язык необходим для его будущей работы и повышения его культурного уровня, изучение иностранного языка  приобретёт для студента личностный смысл, станет постоянно действующим фактором мотивации.
При выполнении программы профессионального обучения, нужно ставить перед собой определённую цель и стараться её конкретизировать - овладеть элементами непосредственного иноязычного общения для дальнейшего использования выработанных умений в профессиональной деятельности.
Чтобы такая профессиональная программа была выполнена, нужно соответствующее методическое обеспечение. Преподаватели иностранного языка нашего техникума с помощью студентов и консультаций с мастерами производства подбирают тексты по таким специальностям как автоматизация технологических процессов и производств, сварщик, автомеханик, радиомонтажник, электрик. Тексты подбираются через интернет, газеты, профессиональные журналы. Согласно программе, темы с профессиональной направленностью начинают изучаются на втором или третьем курсе и продолжается на четвертом.
Хочется отметить, что рабочие программы, рабочие планы преподавателей ориентированы на профессиональные интересы студентов.
И весь цикл профессиональной программы посвящён именно профессиональному обучению, хотя работу по профессиональному обучению мы начинаем проводить на продуктивном уровне уже на первом курсе. Выполняется такая работа в форме изучения профессиональных терминов, составлением небольших диалогов, построением вопросов и переводом текстов . На втором  и третьем курсе работа продолжается уже на продуктивном и творческом уровне. Она включает работу с профессиональной лексикой, выполнение различных лексико-грамматических упражнений, чтение и перевод профессиональных текстов, составление схем и словарей профессиональной лексики, проведение деловых игр. Здесь хорошо просматривается один из дидактических принципов – принцип межпредметных связей. Например, при прохождении темы в группах специальности «Автомеханик» изучаем и сравниваем марки машин отечественного автопрома и марки немецкого производства, дискутируем. Такая работа заставляет студентов мыслить, развивает логическое и критическое мышление.  Отобранные тексты преследуют цель обучения всем четырём идам чтения: ознакомительному, поисковому, изучающему и аналитическому.
        
Важнейшим методом формирования профессиональной компетенции является проведение практических занятий на уроках немецкого языка.   В группах  специальности «Сварщик» переводим инструкции по использованию оборудования с немецкого языка на русский. Стараемся в своей работе использовать методы интерактивного обучения. С группами НТО (наладчики технологического оборудования) пытаемся воспроизвести доклад вышестоящему начальству о внеплановом ремонте станка, предоставление информации о причине неисправности и виновнике происшествия.
         После прохождения студентами практики на производстве студенты делают  небольшие сообщения на немецком языке о том, что им понравилось и не понравилось, смогли ли они использовать немецкий язык в работе. Соответствующий лексический словарь даётся заранее  или записывается на доске.
 В работе используется метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в том, что содержание учебного материала даётся в составе проблемной задачи, т.е студенты помещаются в проблемную ситуацию и должны не получить готовый ответ, а прийти к нему сами. Проблемная задача может быть поставлена перед студентом преподавателем, но может быть выявлена самим студентом. Например, студенты автомеханики, зная, промахи отечественного автопрома и достоинства немецкого, предлагают пути решения этой проблемы.
Такая работа выполняется студентами самостоятельно. Предлагаются различные варианты решения проблемы. Сообщения делаются на немецком языке, но в доступной для понимания содержания форме. Чтобы проверить хорошо ли студенты поняли содержание сказанного, можно задать им вопросы. Проблемные вопросы могут задаваться не только преподавателями, но и самими студентами.
      Вся эта работа способствует готовности к профессиональному общению. Наряду с практическими целями профессиональное обучение преследует и воспитательные цели.  Они дают возможность приобщить студентов  с помощью иностранного языка к источникам информации, расширить общий и профессиональный кругозор, овладеть умением общаться с зарубежными коллегами, повысить культуру речи, относиться с уважением и пониманием к своей будущей профессии.