Открытый урок:Строевые упражнения: строй,шеренга,колонна


Открытый урок 1 «А» класс
Тема: “Строевые упражнения: строй, шеренга, колонна”
I. Образовательные задачи:
Совершенствовать технику строевых приёмов на месте, в движении.
Учить самостоятельному проведению строевых приёмов на месте, комплекса ОРУ.
Развивать познавательную активность, внимание, мышление, инициативу.
Научить подвижной игре “Штандер”.
II. Оздоровительные задачи:
Формировать правильную осанку.
Учить правильному дыханию при выполнении упражнений во время бега, ОРУ.
III. Воспитательные задачи:
Воспитывать умение выполнять коллективные действия.
Воспитывать чувство ответственности за порученное задание.
Инвентарь: план-конспект урока учителя, карточка с описанием подвижной игры, конспект комплекса ОРУ учащегося, набивные мячи 1,5 кг, небольшой мяч.
№ Содержание Доз-ка Организационно-методические указания
I Подготовительная часть: 12-13 мин. До начала занятий подготовить наб/мячи в установленном месте.
Отметить отсутствующих. По порядку номеров рассчитаться.
1 Построение, приветствие, сообщение темы, задачи урока. Значение строевых приёмов, без которых невозможна успешная организация учащихся на уроках физической культуры. Они обеспечивают порядок и дисциплину на уроках, настраивают учащихся с первых минут урока на серьёзное отношение к работе, формируют правильную осанку, умение согласованно выполнять коллективные действия в строю. 1-2мин.  
2 Команда: “Равняйся! Смирно!” на 1-2-й рассчитайся! 10сек.  
3 Строевые приёмы на месте:
Повороты налево (направо), кругом.
Перестроения в 1-2 шеренги, колонны. 5 мин. Вызывается один желающий, провести строевые приёмы на месте или по алфавиту. Следить за терминологией, ритмом, чёткостью выполнения. Подсказывать.
4 Анализ самостоятельного проведения строевых приёмов. 1 мин. Поблагодарить, отметить ошибки, над чем продолжить работать.
5 Ходьба с заданием:    
  И.п. – обычная ходьба
1 – левая рука на пояс, 2 - правая рука на пояс;
3 – левая на плечо, 4 -правая на плечо;
5 – левая вверх прямая, 6 - правая вверх прямая:
7 – левая в сторону прямая, 8 - правая в сторону прямая. 30 сек. Следить за осанкой, голову держать прямо, не сутулиться. Следить за дыханием.
  И.п. – руки за голову, ходьба на носках. 20 сек. Локти широко развести в стороны, спина прямая, ноги прямые.
  И.п – руки на пояс, ходьба на пятках 20 сек. Держать равнение в колонне, следить за осанкой, за дыханием.
  И.п. – руки за спину, ходьба на внешней стороне стоп. 20 сек. Голову держать прямо, локти широко развернуть в стороны, спина прямая. Профилактика плоскостопия.
  И.п. – руки за голову, в полуприседе. 20 сек. Спина прямая, локти широко развёрнуты в стороны. Следить за дыханием.
  Обычной ходьбой, марш! 10 сек Восстанавливаем дыхание.
6 Бег с заданием:    
  Обычный бег в среднем темпе. 20 сек. Равнение в колонне, соблюдать дистанцию.
  Внимание! 1-е (2-е) номера, влево в 2 колонны стройся!
1-е (2-е) номера в одну колонну стройся! 20 сек Следить за дыханием, равнение в колоннах.
  1-е (2-е) – бег с высоким подниманием бедра, 2-е
(1-е) бег с захлёстыванием голени назад. 20 сек. Через 10 сек. меняются упражнениями по сигналу свисток.
  Внимание! 1-е бег спиной вперёд, 2-е – обычный бег. 20 сек. Через 10сек. меняются упражнениями. Следить за дистанцией, не допускать столкновений.
  Бег в противоположным направлении.
Варманты:
а) вызываются сначала нечётные номера №1,3,5,7,9, затем чётные;
б)10,9,8,7,6,5,4 и т.д.;
в) повторять номера по 2 раза. 30 сек. Вызывается учащийся по порядковому номеру в строю н-р: №7, учащийся под этим номером выбегает из колонны, разворачивается и бежит в противоположном направлении, поравнявшись с колонной встаёт на своё место.
  Упражнения в парах:
2-е номера влево становись!
1-2-е лицом друг к другу становись! Руки на плечи друг другу. Приставными прыжками – марш! 20 сек. Соблюдать дистанцию, равнение в колонне, не допускать столкновений. Следить за дыханием.
7 Закончили упражнение, 2-е номера в одну колонну стройся! Постепенно переходим на ходьбу. Восстанавливаем дыхание руки через стороны. Вдох, выдох. 20 сек. Если дыхание не восстановилось, пройти ещё один круг.
  По ходу движения берут в правую руку набивной мяч. 10 сек. Вес мяча 1,5 кг. Никаких лишних движений с мячом.
II Основная часть: 27-28 мин.  
  Перестроение в 2 шеренги.
Комплекс ОРУ с набивными мячами 6-8 мин. Комплекс проводит учащийся (по очереди) проводит без подсматривания в конспект если недостаточно упражнений, то даются рекомендации(он должен знать комплекс наизусть). Конспект заранее проверяется. По ходу проведения комплекса, исправляется терминология, команды, ритмичность.
.
  Построение в одну шеренгу. Анализ проведения комплекса ОРУ. Оценка. 2 мин. Замечания учащихся, какие неточности, ошибки были допущены проводившим комплекс. Что понравилось.
8 Совершенствование техники строевых приёмов в движении:
Повороты налево, направо, кругом.
Перестроения в 1-2 шеренги, колонны.
Вариант усложненных упражнений: 5-6 мин.
6-7 мин. Следить за правильной осанкой.
 
 
  Перестроения в шеренги: 1-е (2-е) номера вперёд (назад) с поворотом налево (направо или кругом) становись! 3-4 мин. Упражнение развивает внимание, мышление, внимательность.
Перестроение на счёт 1,2,3,4, а поворот строго на второй счёт – 1,2,3,4.
Следить за равнением в строю, чётким выполнением упражнения.
  Перестроения в колонны: 2-е (1-е) номера влево (вправо) с поворотом налево (направо или кругом) становись!
1-е (2-е) номера в одну, с поворотом направо (налево, кругом) становись! 3-4 мин.
  Упражнение развивает внимание, мышление, внимательность.
Перестроение на счёт 1,2,3,4, а поворот строго на второй счёт – 1,2,3,4.
Следить за равнением в строю, чётким выполнением упражнения.
  Совершенствование техники походного, строевого шага. 5 мин.  
1 Строй в две колонны: “В обход налево за направляющими – Марш!”    
2 Через середину в две колонны – Марш!
Класс! Налево (направо) – Марш!
Класс! Кругом! 1 мин. Соблюдать равнение, дистанцию. Следить за правильной осанкой, шагом, ритмичностью, отмашкой рук.
  Противоходом налево (направо) Марш!   Выполняют задание в колоннах по двое.
  Через середину зала в колонны по 2-е – Марш!
1-е налево!
2-е направо! Марш! 1 мин.
  Через середину зала в колонны по 3 (4,5,6) – Марш!
Класс! В колонну по 1-му(2) в обход налево (направо) Марш! 1 мин.
  В колонны по двое – походным шагом – Марш! 1 мин. Равнение в колоннах, дистанцию держать, следить за осанкой.
  Класс! Строевым шагом – Марш!
Строевым – налево, направо, кругом! 1-2 мин Чёткость движений, правильная осанка.
  Класс! Обычным шагом в одну колонну – Марш! 10 сек. Учащиеся идут на первоначальное место построения.
  Подвижная игра “Штандер”. 4-5 мин. Объяснение игры с усложнённым вариантом (вместо имени выкрикивается порядковый номер учащегося). Мяч небольшого размера, но не твёрдый.
Игра заканчивается по сигналу свисток.
III Заключительная часть: 4-5 мин.  
  Построение в одну шеренгу. Подведение итогов. Объявить и выставить оценки.
Д/з – составить комплекс ОРУ с гимнастическими палками.   Отметить лучших, активных учащихся, что получилось на уроке, что не получилось, над чем нужно поработать.
  Организационный уход из спортивного зала.    

УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙКУЛТУРЫ
Отелгенова Ляззат Косаенв
Школа-лицей имени А.М.Горького