Выпускная работа на тему: «Комплексное решение задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей в воспитательно-образовательном процессе по ФГОС ДО».


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Ульяновский государственный педагогический университетимени И. Н. Ульянова»(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова»)Факультет дополнительного образованияКафедра педагогических технологий дошкольного и начального образованияВыпускная работа
на тему:
«Комплексное решение задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей в воспитательно-образовательном процессе по ФГОС ДО».
Выполнила: слушатель гр. Д- 7-16
музыкальный руководитель МОУ Загоскинской СОШ им. Зимина
Ставская Надежда Владимировна
Научный руководитель:
Ульяновск 2016
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u
Введение. PAGEREF _Toc446254579 \h 31.Теоретические основы исследования. PAGEREF _Toc446254580 \h 41.1.Анализ задач и содержания работы с детьми по Программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. PAGEREF _Toc446254581 \h 41.2.Обзор других образовательных программ дошкольного образования, в том числе парциальных программ и авторских пособий, через призму комплексного решения задач по пяти образовательным областям. PAGEREF _Toc446254582 \h 102.Практическая часть PAGEREF _Toc446254583 \h 21Музыкальное развлечение в разновозрастной группе (средняя, старшая, подготовительная) «У нас в гостях сказочные герои». PAGEREF _Toc446254584 \h 21Заключение PAGEREF _Toc446254585 \h 28Список литературы. PAGEREF _Toc446254586 \h 30
Введение.Приказ Министерства образования и науки РФ N 1155 от 17.10.2013 г. г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внес изменения в профессиональную деятельность педагогических работников детских садов.
Новый стандарт ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Основное содержание образовательной области "Музыка", к которой мы успели привыкнуть в логике ФГТ, теперь представлено в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции.[20]
Программа дошкольного образования строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей.
Новые требования побудили меня к поиску способов тесной взаимосвязанной работы со всеми специалистами дошкольного учреждения. Мне, как музыкальному руководителю, захотелось более полно изучить способы интеграции образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями.
Задачи:
на основе анализа современной литературы изучить способы комплексного решения задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей в воспитательно-образовательном процессе по ФГОС ДО;
описать опыт работы в аспекте требований ФГОС ДО;
оценить результативность проведенной работы.
Теоретические основы исследования.Анализ задач и содержания работы с детьми по Программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП ДО).
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Программа «От рождения до школы»:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. [18]
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области. Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). [16]
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). [16]
Но и в других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребёнка.
Так, например, касательно образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
В образовательной области «Речевое развитие» речь идет о развитии звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, крупной и мелкой моторики рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Круг задач музыкального воспитания в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов, природы, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. [17]
Обзор других образовательных программ дошкольного образования, в том числе парциальных программ и авторских пособий, через призму комплексного решения задач по пяти образовательным областям.Посмотрим, как достигается комплексное решение задач по 5 образовательным областям в разных программах.
Возьмем, к примеру, Программу «Детский сад – 2100». Главная особенность этой программы – это организация непосредственной образовательной деятельности не по привычным в практике работы ДОО «предметам» и даже не по образовательным областям, а по видам детской деятельности, овладев которой вместе со взрослым на первом шаге дошкольники могут в дальнейшем действовать самостоятельно по своей инициативе. Проведение занятий по видам деятельности автоматически влечёт за собой реализацию идей деятельностного подхода и комплексное развитие ребёнка.
Авторы-разработчики программы приводят в качестве примера сюжетно-ролевую игру «Больница». Она способствует социально-коммуникативному развитию (участие в групповой игре, смена ролей: доктор, медсестра, пациент, знакомство с посещением больных членами семьи и друзьями, развитие чувства заботы и симпатии и т.п.); познавательному развитию (роль доктора, медсестры, знакомство с медицинскими инструментами, разными специальностями врачей, лекарствами и расписанием их приёма и т.п.); речевому развитию (знакомство с названиями больничной мебели и инструментов, частей тела и органов человека, болезней, персонала больницы и т.п.); художественно-эстетическому развитию (оформление больницы); физическому развитию (лечебная зарядка, развитие мелкой моторики при застилании кроватей и т.п.).
Именно при таком подходе можно достичь целевого ориентира, который, не случайно поставлен в тексте ФГОС ДО на первое место: «…ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности…»[17]
Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Красота – радость – творчество».  Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру - это комплекс из нескольких программ по эстетическому развитию.
Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет    «КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО» (Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина.) разработана авторским коллективом преподавателей кафедры эстетического воспитания МГОПУ им. М.А. Шолохова — Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой и М.Б. Зацепиной, под редакцией доктора педагогических наук, профессора Т.С. Комаровой. Программа эстетического воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания. Основывается на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного — как классического, так и народного, театрального), осуществляемых  средствами природы,  эстетической развивающей средой, разнообразием  художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной: рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной.
Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота, Радость. Творчество» содержит разделы:
«Искусство в жизни ребенка»,
«Эстетическая развивающая среда»,
«Красота природы»»
«Знакомство с архитектурой»,
«Литература»,
«Изобразительная деятельность»,
«Музыкальная деятельность»,
«Досуг и творчество»,
«Творчество»,
а также Приложения.
Программы направлена на познание  красоты окружающего мира (природы, людей), произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других), как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.
Программа нацелена на развитие ребенка и в приобщении детей к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
В программе большое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей, развитию их восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического), перцептивных действий, постоянному обогащению сенсорного опыта детей как основы познания предметов и явлений.
При разработке программы авторы опирались на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности и др.) и дидактики частных методик (методики музыки, изобразительной деятельности, художественно-речевого развития). Эти принципы связаны со спецификой того вида искусства, который лежит в основе той или иной художественной деятельности. Авторы к ним относят:
Тесную связь с базовым видом искусства и другими видами, дополняющими и углубляющими образное познание действительности.
Направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятельности.
Принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования творческой личности.
Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа.
Строится на основе обучения, которое носит развивающий характер, а оно ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.
Важный принцип данной программы — принцип интеграции как важнейшей качественной характеристики, определяемой глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности. Интеграция базируется на ряде положении, вытекающих из специфики искусства и заключающихся в следующем:
на образном содержании искусства базируется та или иная художественная деятельность, при этом для каждого вида искусства и основанной на нем художественной деятельности характерны свои специфические способы создания образа;
образ одного и того же предмета, явления может быть передан в разных видах искусства путем использования специфичных для каждого искусства средств выразительности;
в интеграции один из видов искусства выступает в роли стержневого, другой — помогает более широкому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами;
принципиально важно единство психических процессов, лежащих в основе каждого вида художественной деятельности и обеспечивающих ее успешное осуществление. В то же время та или, иная художественная деятельность ребенка способствует развитию у него этих психических процессов.
Интеграция рассматривается авторами программы как глубокая форма взаимосвязи  образования детей, охватывает все виды художественно-творческой деятельности: игры — дидактические, подвижные, игры — драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительная, музыкальная и театрализованная, а также художественно-речевая деятельность. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание).
Особое внимание в программе обращено на такие принципы как принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы исходят из того, что важное значение в формировании личности имеет народное искусство.
Большое место в программе отводится детской художественной литературе и фольклору (потешки, пословицы, поговорки, загадки) как искусству, которое используется в работе с детьми достаточно широко и в разных формах. При этом литература рассматривается как важнейший вид искусства, а не только как средство развития речи и ознакомления с окружающим миром. К средствам эстетического воспитания и условиям его эффективного осуществления авторы программы относят и эстетически организованную среду.[21]
Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.
В программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраст, воплощающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей с разнообразными видами детской деятельности.
В центре программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает пробуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. Детям  с трудом даётся  усвоение раздела «слушание музыки»,  им тяжело воспринимать и понимать классическую музыку и это понятно почему, наши дети не имеют возможности ходить в театр, в филармонию, слушать живое исполнение музыки
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма).
В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры
Основные задачи по музыкальной деятельности в детском саду по программе “Музыкальные шедевры” О.П. Радыновой
Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);
Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка, музыки, жанра и др.);
Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);
Расширять знания детей о музыке;
Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки,  представления о красоте;
Побуждать к оценки музыки (эмоциональной и словесной), поддерживать проявления оценочного отношения
Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:
музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
песня, танец, марш;
музыка рассказывает о животных и птицах;
природа и музыка;
сказка в музыке;
музыкальные инструменты и игрушки
По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». В разделе методических рекомендаций автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще. О музыкальном мышлении дошкольника, об интонации музыкальной и речевой, о восприятии. Также анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей: словесный, наглядный, практический. Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей. Нам видится, вполне вероятным адаптировать данную программу и для раннего возраста. Основным положительным качеством данной программы, несомненно, является большое количество изучаемых произведений. Сама автор говорит о более 350 образцов! Целесообразно слушать больше, ведь чем богаче внутренний опыт, тем ярче и эмоциональный отклик ребенка. Чем легче ребенку выразить свои эмоции о музыке, тем сильнее он будет чувствовать потребность самовыражения через музыку.
   Разработанные циклы занятий предоставляют возможность выбора и творческого поиска. Сочетание разнообразных методических приёмов, таких, как: сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова, сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, оркестрирования, танцевальные и игровые импровизации - всё это значительно обогащает процесс слушания музыки, делает его интересным и увлекательным. [22]
«Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.
 Первая её особенность - богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Перед музыкальным руководителей всегда стоял вопрос - выбора танцевального материала. Не имея хореографической подготовки, постановка новых танцев становилась проблематичной. Эта программа предоставляет 100 различных танцевальных и ритмических композиций для детей от 3 до 9 лет.
Вторая  её особенность и может быть наиболее важная - это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из художественных фильмов. Сейчас дети имеют возможность петь не только любимые песни, такие как: «Антошка», «Чебурашка» В. Шаинский, «Разноцветная игра» Савельева, «Кошки мышки», «Волшебный цветок» В. Чичкова и т. д., и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.
Третья особенность этой программы заключается не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движений под музыку. Это, прежде всего, сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Большое место уделяется в ней и развитию творческих способностей: умению сочинять несложные танцевальные композиции, импровизировать в драматизации, воображению, фантазии, умению находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки.
Основные задачи по музыкальной деятельности в детском саду по программе “Ритмическая мозаика” А.И. Бурениной
Развитие музыкальности (говоря языком ФГОС ДО, задачи образовательной области «художественно-эстетическое развитие») :
Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
Развитие музыкальной памяти
Развитие двигательных качеств и умений (по ФГОС ДО это образовательная область «Физическое развитие»):
Развитие ловкости,   точности, координации движений;
Развитие гибкости и пластичности;
Воспитание выносливости, развитие силы;
Формирование правильной осанки, красивой походки;
Развитие умения ориентироваться в пространстве;
Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
Развитие творческого воображения и фантазии;
Развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
Развитие и тренировка психических процессов:
Развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воли.
С точки зрения ФГОС ДО задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.[22]
Практическая частьМузыкальное развлечение в разновозрастной группе (средняя, старшая, подготовительная) «У нас в гостях сказочные герои».Предшествующая работа: изготовление ширмы, декораций и «кукол на гапите» (на палочке)для кукольного театра
Виды детской деятельности: музыкально-художественная, коммуникативная, игровая.
Программные задачи:
Социально - коммуникативное развитие: формирование готовности детей к совместной деятельности; учить коллективным играм; развитие навыков игровой деятельности.
Познавательное развитие: учить различать на слух танцевальную музыку от колыбельной с помощью музыкально-дидактической игры «Мишка пляшет, мишка спит»;
Речевое развитие: развитие диалогической речи, формирование умения выражать своё мнение; развитие интонационной культуры речи;
способствовать коррекции речевых нарушений через использование логоритмического упражнения;
Художественно-эстетическое развитие: формировать умение петь мелодию чисто, четко произносить слова; побуждать к инсценированию содержания песни «Мы на луг ходили»; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений; воспитание желания и умения слушать сказку, следить за развитием действия;
Планируемые образовательные результаты (целевые ориентиры как возможные достижения развития):
ребенок проявляет интерес к слушанию, эмоционально откликается на музыкальные произведения контрастного характера;
выразительно передает в движении характер игровых персонажей;
принимает активное участие в музыкальных играх;
доброжелательно взаимодействует со сверстниками в совместной деятельности;
заинтересованно следит за развитием сюжета сказки;
проявляет положительные эмоции и интерес к участию в кукольном представлении.
Оборудование: баян, компьютер, муз центр, игрушки (мишка, коза, зайчик, гномик), карточки для дидактической игры «Мишка пляшет, мишка спит», маска зайчика, ширма для кукольного театра, декорации, игрушки на палочках для сказки «Теремок» (мышка, лягушка, ёжик, зайчик, белка, петушок, собака, лиса, волк, медведь).
План.
«Здравствуйте» - ритмичная игра с пением.
ВСТРЕЧА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ:
Медвежонок. Музыкально - дидактическая игра «Мишка пляшет, мишка спит».
Коза. Логоритмика.
Зайчик. «Мы на луг ходили».
Гномик. Сказка «Теремок».
Сказочные герои прощаются с ребятами.
Ход развлечения:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Давайте споем нашу приветственную песенку.
«Здравствуйте» - ритмичная игра с пением. Музыка и слова С. Коротаевой.
Ребята я открою вам секрет, сегодня к нам в гости кто-то придет.
Отгадайте загадку:
Зверь забавный сшит из плюша:Есть и лапы, есть и уши.Меду зверю дай немногоИ устрой ему берлогу! (Плюшевый мишка).
Мишка появляется на сцене кукольного театра.
Музыкальный руководитель: Посмотрите-ка, ребята. К нам в гости пришел Мишка. Я случайно узнала, что наш Мишка очень любит танцевать, но после танца он так устает, что сразу засыпает. Мишка приготовил для вас задание. Сейчас я каждому раздам по 2 картинки с изображением мишутки. На одной картинке он пляшет, а на другой – спит. Когда вы услышите музыку, постарайтесь определить, что же делает мишка, пляшет или спит.
Музыкально-дидактическая игра «Мишка пляшет, мишка спит».
(Детям предлагается послушать 4 муз примера: 2 колыбельных и 2 плясовых)
Молодцы, ребята. Верно определили, что делает Мишка. Ну, Мишка, оставайся с нами. Посиди вот здесь, посмотри на ребят. А к нам ребята еще кто-то спешит. Отгадайте, кто?
Дает она нам молочко,Но это не корова,Рога наставит, если чтоНе нравится с порога,Стоит у ручейка с водой,Пасется, жует травку,Чтоб вечером придя домой,Всех напоить в достатке. (Коза)
Коза появляется на сцене кукольного театра.
А вот и наша Коза! Посмотрите – ка, ребятки! Коза уже не первый раз приходит к нам в гости. Давайте вспомним, какую необычную песенку мы выучили в прошлый раз, когда Коза приходила к нам.
Давайте постараемся и споем эту песенку специально для нашей гостьи, будем стараться пропевать каждый слог выразительно
Логоритмическое упражнение КОЗА.( пропевается на 2 звуках – соль-ми)
ЗЫ, ЗЫ, ЗЫ, ЗЫ, стало скучно без козы,
ЗЕ, ЗЕ, ЗЕ, ЗЕ, я нарвал травы козе,
ЗУ, ЗУ, ЗУ, ЗУ, я привез домой козу,
ЗА, ЗА, ЗА, ЗА, у меня живет коза.
Как вы думаете, Понравилось Козе, как мы исполнили песенку про нее?
Коза! Оставайся с нами, посмотри, как ребята играют.
А к нам, ребята, спешит еще один гость:
Любит он морковку кушать, Оттопырив кверху уши.Наш пугливый  «попрыгайка»,Детки, кто же это?.......(Зайка)
Появляется игрушка Зайки.
Музыкальный руководитель: А вот и зайка к нам пришел! Зайка хочет посмотреть, как вы умеете водить хоровод. Давайте возьмемся за руки и поиграем в игру «Мы на луг ходили».
«Мы на луг ходили». (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко)
Умеете вы, ребята, веселиться и играть. Думаю, зайке понравилось!
Зайка спрашивает, можно ли ему остаться с вами ?
Садись, Зайка.
Кто же еще спешит к нам?
Он пришел из сказки к нам,
Постучал тихонько в дом,
В ярком красном колпачке —
ну, конечно, это …(гном)
Появляется игрушка Гномика.
Ой, ребята, это же сказочный гном. А вы знаете, что , когда приходит гном, он всегда рассказывает детям сказки. Ребята, а давайте сегодня мы расскажем Гномику сказку сами. И не просто расскажем, а покажем!
Гномик, садись, а мы с ребятами покажем тебе сказку.
Ну, артисты, разбирайте игрушки. Будем показывать сказку Гномику и нашим гостям.
Кукольный театр. Показ сказки «Теремок»
Заключение.
А теперь, артисты, выходите из-за ширмы, мы на вас посмотрим!
Роли исполняли…..(Музыкальный руководитель представляет каждого ребенка, кто какую роль исполнял)
Как вы думаете, Гномику, Мишке, Зайчику и Козе понравилось наше кукольное представление? Спасибо вам, ребята. А сейчас нам пора прощаться со сказочными героями. Но они обязательно придут к нам еще, и не раз.
А теперь встаем парами и идем в группу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕРЕМОК
Примечание: сценарий представления взят из методического пособия Екатерины Железновой «Музыкальные сказки». Мною дополнительно были введены герои (Белка, Петушок и Собака) с целью задействовать в представлении всех детей группы.
Действующие лица: мышка, лягушка, ёж, заяц, белка, петушок, собака,
лиса, волк, медведь
№1 ВСТУПЛЕНИЕ
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок не высок, не высок
Стоит в поле теремок, теремок…
Прибежала мышка – норушка
№2 МЫШКА
Мышка: Терем – теремок, кто в тереме живёт?
Рассказчик: Никто не отзывается.
И стала мышка – норушка жить в теремке.
Прискакала лягушка-квакушка
№3 ЛЯГУШКА
Лягушка: Терем – теремок, кто в тереме живёт?
Мышка: Я, мышка норушка. А ты кто?
ЛЯГУШКА: Я – лягушка-квакушка.
Мышка: Иди ко мне жить
Рассказчик: И стали мышка с лягушкой в теремке вдвоём жить.
Прибежал ёжик - ни головы, ни ножек
№4 ЁЖИК
Ёжик: Терем-теремок, кто в тереме живёт?
Мышка: Я, мышка норушка.
Лягушка: Я - лягушка-квакушка. А ты кто?
Ёжик: Я – ёжик, ни головы ни ножек.
Мышка и лягушка: Иди к нам жить!
Рассказчик: Стали жить в теремке втроём.
Прибежал зайка-побегайка
№5 ЗАЙКА
Зайка: Терем-теремок, кто в тереме живёт?
Мышка: Я, мышка норушка.
Лягушка: Я - лягушка-квакушка.
Ёжик: Я – ёжик, ни головы, ни ножек. А ты кто?
Зайка: Я - зайка-побегайка.
Ёжик, мышка и лягушка: Иди к нам жить!
Рассказчик: Стали жить в теремке вчетвером.
Прискакала Белочка- Пушистый хвост.
№6 БЕЛОЧКА….
…впятером.
Прилетел Петушок-золотой гребешок.
№7 Петушок.
…вшестером.
Прибежала Собака-Пустолайка.
№8 Собака
…всемером.
Прибежала лисичка-сестричка.
№9 ЛИСИЧКА
Лисичка: Терем-теремок, кто в тереме живёт?
Мышка: Я, мышка норушка.
Лягушка: Я - лягушка-квакушка.
Ёжик: Я – ёжик, ни головы, ни ножек.
Зайка: Я - зайка-побегайка.
Белочка: Я – белочка-пушистый хвост.
Петушок :Я – петушок – золотой гребешок.
Собака: Я – собака – пустолайка. А ты кто?
Лисичка: Я – лисичка-сестричка!
Ёжик, мышка, лягушка, зайка, белочка, петушок, собака: Иди к нам жить!
Рассказчик: Стали жить в теремке ввосьмером.
Прибежал волк-зубами щёлк
№10ВОЛК
Волк: Терем-теремок, кто в тереме живёт?
Мышка: Я, мышка - норушка.
Лягушка: Я - лягушка-квакушка.
Ёжик: Я – ёжик, ни головы, ни ножек.
Зайка: Я - зайка-побегайка.
Белочка: Я – белочка-пушистый хвост.
Петушок :Я – петушок – золотой гребешок.
Собака: Я – собака – пустолайка.
Лисичка: Я – лисичка-сестричка! А ты кто?
Ёжик, мышка, лягушка, зайка и лисичка: Иди к нам жить!
Рассказчик: Стали жить в теремке вдевятером.
Вот приходит медведь.
№11 МЕДВЕДЬ
Медведь: Терем-теремок, кто в тереме живёт?
Мышка: Я, мышка - норушка.
Лягушка: Я - лягушка-квакушка.
Ёжик: Я – ёжик, ни головы, ни ножек.
Зайка: Я - зайка-побегайка.
Белочка: Я – белочка-пушистый хвост.
Петушок :Я – петушок – золотой гребешок.
Собака: Я – собака – пустолайка.
Лисичка: Я – лисичка-сестричка! А ты кто?
Медведь: Я мишка, вашему домику крышка.
Все: Приглашаем с нами жить, будешь домик сторожить!
Рассказчик: И стали они жить в теремке вдесятером.
Дружно в тереме у нас,
Начинаем перепляс!
№12 ПЛЯСКА
ЗаключениеВсе виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включенными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества. Более того, это способствует углублению психологической подготовки детей к школе в направлении предпосылок к успешному овладению деятельностью учения за счет развития образны представлений (Т.С. Комарова, В.И. Слободчиков).[12]
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровня обучения. Это значение мы видим в следующем:
- взаимосвязь различных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования, что способствует развитию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально-эстетическому развитию;
- взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно-значимой для каждого ребенка;
- интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания; целостное представление о мире и о взаимосвязи всех его составляющих;
- включение в процесс эстетического воспитания разных видов искусства и соответствующей художественной деятельности предопределяет развитие разнообразных художественных способностей;
- интеграция способствует более эффективному формированию эстетических качеств личности ребенка, эстетической оценки, эстетического отношения;
- интеграция позволяет сократить количество занятий и время их проведения, что имеет большое педагогическое значение, так как предотвращает перегрузки детей, освобождает время для самостоятельной деятельности;
- интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний, умений; повышает эффективность воспитания и развития детей.
Интеграция также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей (Е.А. Пелих).[12]
Развитие психических процессов является основой интеграции разных видов искусства и художественной деятельности и успешного овладения детьми разными видами художественно-творческой деятельности, установления их взаимосвязи.
Таким образом, работа по изучению мною теоретического материала о современном образовательном стандарте дошкольного образования и о путях комплексного решения задач пяти образовательных областей, проведена не зря. Я проанализировала программу «От рождения до школы», которую взяла за основу при составлении своей рабочей программы. Также ознакомилась с другими примерными основными программами дошкольного образования и парциальными программами и пришла к выводу, что свою рабочую программу нужно дополнить, обратив внимание на комплексный подход к решению задач в воспитательно-образовательном процессе по ФГОС ДО.
Особо хочу выделить 3 направления:
связь музыки и изобразительного искусства (комплексный подход к решению задач внутри образовательной области «художественно-эстетическое развитие»;
связь физического воспитания и музыки (комплексное решение задач образовательных областей «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»;
направление «Кукольный театр», которое позволяет реализовать на практике решение задач социально-коммуникативного, речевого и художественно-эстетического развития детей.
Планирую продолжить работу в этих трех направлениях для накопления практического опыта комплексного решения задач развития детей в воспитательно-образовательном процессе по ФГОС ДО.
Список литературы.Адеева, Д. Б. Нормативное обеспечение ФГОС дошкольного образования // Дошкольная педагогика. — 2014 .— № 10 .— С. 19-22.
Бабинова Н. В., Мельцина И.В. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-128с. (Служба ранней помощи в ДОО).
Багаутдинова, С. Дошкольное образование: от качества условий - к качеству результатов // Дошкольное воспитание. — 2014 .— № 3 .— С. 8-12 .
Батаева М.В. Использование проектного метода в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников// Современный детский сад. - 2015.- №2.
Белова Е.А. Использование игровой технологии в процессе музыкального развития детей раннего возраста в дошкольных учреждениях//Современный детский сад. - 2015.- №1
Бережнова, О. В. Нормативные аспекты разработки основной образовательной программы ДО [Текст] / О. В. Бережнова // Педагогика. — 2015 .— № 3 .— С. 70-75 .
Бодраченко И. В. Кукольные представления для детей 2-4 лет // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения - 2014. - №9. -
Булагина Л.В., Куракина Л.Т. Приобщение детей к музыке через музыкальную игру-сказку//Современный детский сад. - 2015. -№5. – с. 31 – 32.
Десятова Ф.Г. Мюзикл в детском саду// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2014. - №5. – с. 24 – 27.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96с.
Зубачевская Н.А. Музыка как путь к жизнерадостности и оптимизму ребенка//Детский сад: теория и практика. – 2015. - №7(55). – с. 76 – 83.
Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160с.
Кузнецова Г.В. Продолжаем изучать ФГОС ДО//Музыкальный руководитель. - 2015. - №1
Микляева Н. В. Методы интеграции в развитии языковой, коммуникативной и художественны способностей детей дошкольного возраста// Современный детский сад. – 2015. - №8
Муличенко В. М. Место художественной литературы в досуговой деятельности дошкольника// Детский сад: теория и практика. - 2015. - №3(51). – с. 100 – 103.
Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования// Вестник Образования России. – 2013. - №24
Основная образовательная программа дошкольного образования «Дет-ский сад 2100». Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста /Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Баласс, 2016. – 528 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — с.
Федеральный Закон РФ № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования России № 3-4 – 2013.
Шаляпина А.А. Музыкальное образование дошкольников в соответствии с ФГОС ДО// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.– 2014. - №12.- с. 12-15.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/user/611549/page/eto-yahttp://nsportal.ru/vu/razdel/detskii-sad/teoreticheskie-osnovy-muzykalnogo-vospitaniya-detei-doshkolnogo-vozrasta/ispol