Разработка стендового доклада «Организация взаимодействия педагогов в реализации ФГОС НОО: первые результаты и опыт».

«Организация взаимодействия педагогов в реализации ФГОС НОО: первые результаты и опыт».
Назаровский район.
Федеральный государственный образовательный стандарт, о котором говорилось в послании президента РФ Д. Медведева Федеральному собранию с инициативой " Наша новая школа", можно назвать «новым взглядом» образования, поскольку именно в формате стандарта зафиксированы требования государства и общества к целям образования.
В свое время Авраам Линкольн, 16-й президент США, говорил: «Если у меня будет 3 часа, чтобы срубить дерево, то я 2 часа потрачу на то, чтобы НАТОЧИТЬ топор». Так и педагогические коллективы школ нашего Назаровского района готовились к серьезной, глубокой и длительной работе по подготовке всех условий для введения и реализации стандарта.
С 1 сентября 2010- 11 учебного года наш район приступил к введению - ФГОС НОО, а в 2011-12 учебном году все школы района вступили в режим работы по реализации Стандарта в начальной школе. Педагоги, начавшие его реализацию, сразу же столкнулись с рядом проблем.
Основными затруднениями педагогических работников на этапе введения ФГОС НОО стали:
отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
сложившаяся за многие предыдущие годы устойчивая технология проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за долгие годы;
 принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, предметных и метапредметных).
В связи с этим возникла потребность перестроить всю методическую работу, которая заключалась в разработке системы действий с четко определенными и понятными для всех результатами, с учетом ресурсного (кадрового, методического и материально-технического) обеспечения, а это повышение профессионально – педагогической компетенции каждого педагога. Кроме этого она включала в себя аналитико-прогностическое обоснование состояния системы образования Назаровского муниципального района, план мероприятий по переходу на федеральный государственный образовательный стандарт.
Цель: Создание условий для успешного внедрения ФГОС НОО, через повышение профессионально – педагогической компетенции каждого педагога.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Задачи:
Создать информационно-методическое пространство, способное обеспечить совершенствование профессионального мастерства педагогов начальной школы в условиях перехода на ФГОС;
Содействовать изучению, обобщению и интеграции положительного опыта педагогами в реализации ФГОС;
Формировать профессиональное самосознание восприимчивость к нестандартным приемам и подходам.

Вся работа с педагогическими кадрами была организована в соответствии с этой целью и задачами. Целевой аудиторией стали не только учителя 1-х классов, но и учителя всей начальной школы, вступающих в новый режим в сентябре 2010- 11уч.г. А чтобы методически, психологически, информационно подготовить педагогов, снизить риск отрицательного отношения к ФГОС НОО, а сделать Стандарт привычным, хорошо не только изученным, но и проработанным. В работе с педагогами использовались традиционные, проверенные временем и доказавшие свою эффективность формы работы. Были проведены ознакомительные и обучающие семинары, практикумы, творческие встречи, мастер- классы и т.д.
Кроме этого важный акцент на повышение профессиональной компетенции педагога. Были отведено повышению квалификации учителей начальных классов, а для этого были организованы курсы и в ИПК и в районе.
Были выделены основные этапы работы с педагогическими кадрами:
1этап: Теоретический
2этап: Методический
3этап: Практический
4этап: Творческий

1этап: Теоретический
Введен мониторинг педагогов по вопросам введения и реализации ФГОС НОО, который прошел в форме анкетирования (стартовое, итоговое). Анкетирование завершало цикл семинаров, курсов. Большое внимание было отведено самообразованию педагогов. Данное мероприятие позволило определить уровень владения педагогами информацией о ФГОС НОО; выявить их отношение к введению стандарта и определить вопросы, требующие дополнительной проработки. Это были первые шаги для планирования дальнейшей работы в данном направлении.
Диагностика готовности педагогов к введению ФГОС
Уважаемые педагоги! Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ.
1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся?
а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.
2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?
а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.
3. Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в образовательных учреждениях с введением ФГОС?
4. Сформулируйте основные отличия ФГОС (стандарт 2-го поколения) от федерального компонента государственного стандарта общего образования (стандарт 1-го поколения).
5. Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).
6. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС?
7. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?
8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?
а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.
9. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете?
10. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?
11. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?
а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.

· Благодарим за участие в анкетировании!
Анализ готовности педагога к введению ФГОС НОО:
Знания и умения, связанные с технологиями реализации стандарта:
Знать модель выпускника начальной школы как общие требования к конечным результатам начального образования
Знание содержания учебных программ в соответствии с выбранным УМК
Знание трех групп содержания и планируемых результатов освоения ООП: предметных, метапредметных, личностных
Знание критериев выбора УМК из перечня допущенных к использованию учебников с учетом специфики
Умения в разработке учебного плана с учетом специфики ОУ

Знания и умения, связанные с программой формирования УУД:
Владение основами разработки программы формирования УУД
Умение выявлять и отбирать способы и средства формирования УУД
Умение отбирать системы заданий, направленных на формирование УУД
Знания и умения, связанные с технологиями реализации стандарта:
Знание основных принципов развивающего обучения
Владение способами реализации системно-деятельностного подхода
Владение технологией проблемно-диалогического обучения
Владение технологиями формирования «умения учиться» (самостоятельная читательская деятельность. поиск информации, постановки учебных задач, способов их решения и др.)
Владение методом проектирования образовательной деятельности
Владение технологией интегрированного обучения
Знание эффективных форм организации учебной деятельности при формировании УУД
Уметь проектировать педагогическую деятельность в рамках урока (целеполагание, формулирование задач) с позиций УУД
Умение отбирать основную и дополнительную литературу
Умение создавать информационно-образовательную среду для класса
Знания и умения, связанные с системой оценки планируемых результатов:
Владение новыми формами и методами оценки результатов, ориентированных на накопительный характер оценки, объективность и открытость
Использование комплексного подхода к оценке достижений планируемых результатов
Владение способами диагностики образовательных результатов
Владение способами анализа и интерпретации полученных результатов освоения ООП

2этап: Методический
Основное предназначение – формирование и развитие педагогических, методических умений, научно обоснованных и практически проверенных. Данный этап – это лаборатория творческих замыслов и новых идей, где в коллективном обсуждении или игре (ролевой, продуктивной) проверяются,опробируются идеи и предотвращаются возможные ошибки.
Занятия- встречи являются тем, что обучение происходит почти одновременно на трех уровнях: теоретическом, методическом и технологическом. Тематика встреч была продиктована проблемами, выявленными первым этапом. Такая форма работы вызвала интерес и признана эффективной учителями района.

3этап: Практический
При подведении итогов работы предыдущих 2-х этапов педагоги всех школ, которые присутствовали на Методических практикумах уроках, работали с технологическими картами, учились определять тип урока, определять какие УУД и на каком этапе урока формируются. Такая форма эффективна в том случае, если обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у педагогов имеются первоначальные представления, полученные ранее.
Демонстрация мастерства сценирования уроков (математики, литературного чтения и окружающего мира в 1 классе) и организацию внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО по теме: «Формирование УУД на уроке и во внеурочной деятельности».

4этап: Творческий
Одним из основных требований ФГОС является: « формирование общей культуры, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование» в соответствии с Ч.III, п.14 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Эти слова можно отнести не только детям, но и, конечно же, к педагогам.
Вооружив своих педагогов теоретическими и практическими знаниями в вопросах введения ФГОС НОО, на муниципальном уровне провели конкурс для учителей начальных классов, «Фестиваль – открытых уроков», в котором педагоги продемонстрировали свое мастерство.

Формы взаимодействия педагогов в реализации ФГОС:
Семинары, мини-семинары: «Как вводится новая технология по ФГОС»;
Фестивали открытый урок: «Как я формирую компетентности»;
Методические фестивали учителей начальных классов: «Урок в условиях ФГОС»;
Методические практикумы: «Система работы с одаренными детьми», «Система оценивания результатов учащихся при реализации ФГОС»;
Творческие встречи педагогов «Современный образовательный процесс»;
Мастер – классы;
Сетевое взаимодействие педагогов;
Консультации.
Результативность:
Участие педагогов в творческих конкурсах.
Количество победителей в конкурсах с каждым годом увеличивается. (хотя как педагог я знаю как трудно бывает порой настроить себя на участие в данных конкурсах из- за занятости или других причин, но благодаря им можно привести все в систему, а главное увидеть положительный результат своего не легкого труда) ведь многие педагоги у нас в районе образованные, грамотные и скромные люди.








Отзывы педагогов района:
Работа РМО учителей начальных классов была плодотворной, интересной педагогами были предложены мастер- классы.
Очень много дополнительной, полезной информации.
Тема данного занятия содержательная, представляет ценностный
материал.
Но, тем не менее, остались Задачи, над которыми нам необходимо будет работать и в следующем году:
Использовать системно - деятельностный подход;
Организация внеурочной деятельности;
Оценка достижений планируемых результатов

Закончить свое выступление мне хочется словами В.С. Лазарева:
«Хотим мы того или не хотим, сегодня становится прошлым, а завтра – настоящим».


МБОУ «Сохновская СОШ»
Выступление подготовила Шкалина И.И.
15