Планируемые результаты освоения учебного предмета Русский язык


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные универсальные учебные действия
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу первого года обучения.
Обучающиеся должны уметь:
различать звуки и буквы;
различать буквы и их основные звуковые значения;
различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
делить слова на слоги, определять ударный слог;
пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
пользоваться способом обозначения звука [й,] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
различать предложение и слово;
определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи;
правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
писать прописную букву в именах собственных;
делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
писать под диктовку текст объемом  18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами  правописания;
списывать небольшой текст по правилам списывания;
читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу второго года обучения
Обучающиеся должны знать:
названия букв русского алфавита;
признаки гласных и согласных звуков;
гласные ударные и безударные;
согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
правила переноса.
Обучающиеся должны уметь:
каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами и ь;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, в кличках животных;
писать слова с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, чт;
правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз), безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
писать слова с двойными согласными (типа Анна, группа, класс, суббота), слова с разделительным ь, слова с непроверяемыми написаниями по программе 2 класса);
писать раздельно предлоги со словами;
производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв (в словах типа конь, сова, стриж);
правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?;
устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов; выделять подлежащее и сказуемое;
составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знакв конце предложения;
определять тему текста и озаглавить его с опорой на тему;
делить сплошной текст на предложения (3-4 предложения);
устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх частей);
составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
употреблять при записи текста красную строку.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу третьего года обучения.
Обучающиеся должны знать:
части слова; корень, окончание, приставку, суффикс;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Обучающиеся должны уметь:
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изучение орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением, безударные гласные, не проверяемые ударением, звонкие и глухие согласные, не проверяемые ударением, звонкие и глухие согласные, разделительный твердый и мягкий знак, непроизносимые согласные, мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки);
производить разбор слов по составу находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
изменять имена существительные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени по родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
 распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
 производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам);
 интонационно правильно произносить предложения;
 писать изложение и сочинение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
 определять тему и основную мысль текста;
 делить текст на части, соблюдать красную строку;
 устанавливать связь между частями текста;
 устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
 озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
 распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
 писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
 составлять устный ответ-рассуждение.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу четвёртого года обучения.
Обучающиеся должны знать:
изученные части речи и их признаки;
признаки однородных членов предложения.
Обучающиеся должны уметь:
находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имён существительных и имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и не соединёнными союзами;производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьник, площадь);
производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имён существительных; начальная форма, род, падеж, число имён прилагательных; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;
составлять план текста;
распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение – и использовать их в речи;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
писать сочинение повествовательного характера.
Планируемые результаты и содержание образовательной области «Филология» на уровне начального общего образования.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на уровне начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографическихи пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковыхи неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета, курса.
Виды речевой деятельности . Слушание.
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо.
Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте.
Фонетика.
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
•раздельное написание слов;
•обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
•прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
•перенос слов по слогам без стечения согласных;
•знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика).
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
•разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки;
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, везде- ход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
•безударные падежные окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов с именами существительными;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
•мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
•мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
•безударные личные окончания глаголов;
•раздельное написание предлогов с другими словами;
•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
•запятая при обращении в предложениях;
•запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
1 класс
Тематическое планирование Содержание учебного предмета. Практическая часть программы
2 класс
Тематическое планирование Содержание учебного предмета. Практическая часть программы
3 класс
Тематическое планирование Содержание учебного предмета. Практическая часть программы
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. 1 класс 2 класс 3 класс (4ч)
Наша речь. Виды речи. Наш язык. 4 класс (3ч)
Знакомство с учебником «Русский язык».Наша речь и наш язык. Язык и речь. Графика Графика.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. 1 класс 2 класс 3 класс (4ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. 4 класс (6ч)
Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Состав слова (морфемика) Состав слова (морфемика).
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. 1 класс 2 класс 3 класс (15ч)
Что такое корень слова? Как найти в слове корень? Сложные слова. Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Что такое приставка? Как найти в слове приставку? Значения приставок. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Значения суффиксов. Что такое основа слова? Обобщение знаний о составе слова.
Диктант 2
4 класс (8ч)
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Правописание приставок и суффиксов. Морфология Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение. 1 класс 2 класс 3 класс (66ч)
Части речи. Имя существительное и его роль в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Род имён существительных. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Склонение имён существительных. Падеж имён существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Все падежи. Обобщение знаний.
Имя прилагательное.
Значение и употребление имён прилагательных в речи. Роль прилагательных в тексте. Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам. Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по падежам. Обобщение знаний. Обобщение знаний. Проект «Имена прилагательные в загадках». Обобщение знаний. Изменение личных местоимений по родам. Местоимение. Значение и употребление глаголов в речи. Неопределённая форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами. Обобщение знаний.
Диктант- 3
4 класс (91ч)
Имя существительное.Распознавание падежей имен существительных. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в Р.п. ,В.п.,Д.п. Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах. Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. 2-е склонение имён существительных. Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. 3-е склонение имён существительных. Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Именительный и винительный падежи. Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже. Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Склонение имён существительных во множественном числе. Именительный падеж имён существительных множественного числа. Родительный падеж имён существительных множественного числа. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательноеИмя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных. Склонение имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
Именительный, винительный, родительный падежи .
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Выборочное изложение описательного текста. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Склонение имён прилагательных женского рода.
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода .Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Закрепление знаний. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Анализ контрольного диктанта. Повторение
Местоимение Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Изменение личных местоимений I-го и 2-го лица по падежам. Изменение личных местоимений 3-голица по падежам. Изменение личных местоимений по падежам.
Обобщение по теме «Местоимение» . Повторение.
Глагол Роль глаголов в языке. Неопределённая форма глагола. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по временам. Изложение повествовательного текста по цитатному плану. Спряжение глаголов. Спряжение глаголов. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Наши проекты. I и II спряжение глаголов настоящего времени. I и II спряжение глаголов будущего времени. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах .Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Повторение
Обобщение по теме «Глагол. Проверка знаний по теме «Глагол».Повторение.
Диктант- 5
Синтаксис Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. 1 класс 2 класс 3 класс (10ч)
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложения с обращением. Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетание. Диктант- 1
4 класс (15ч)
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Диалог. Обращение. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения (общее понятие). Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Диктант -1
Орфография и пунктуация Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
•разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки;
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, везде- ход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
•безударные падежные окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов с именами существительными;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
•мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
•мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
•безударные личные окончания глаголов;
•раздельное написание предлогов с другими словами;
•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
•запятая при обращении в предложениях;
•запятая между частями в сложном предложении 1 класс 2 класс 3 класс (48ч) 4 класс (50ч) Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Правописание наречий. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже . Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.. Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже. Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Развитие речи Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. 1 класс 2 класс 3 класс (23ч)
Обучающее изложение «Путешественница».
Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал». Проект «Рассказ о слове». Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». Обучающее изложение (упр.191). Проект «Семья слов». Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». Обучающее изложение «Клесты».
Проект «Составляем орфографический словарь». Обучающее изложение (упр.278). Проект «Тайна имени». Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Обучающее изложение (упр.101). Проект «Зимняя страничка». Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках». Обучающее изложение (упр.242). Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». Обучающее изложение (упр.265). 4 класс (22ч)
Обучающее изложение (упр.8) . Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». Обучающее изложение (упр.56). Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» Обучающее изложение (упр.110). Наши проекты . Описание игрушки. Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова “Мика Морозов”». Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. Изложение описательного текста . Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» . Сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» . Изложение повествовательного текста с элементами описания. Изложение повествовательного текста по цитатному плану. Наши проекты . Изложение повествовательного текста по вопросам. Изложение повествовательного текста . Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина “Рожь”». Изложение повествовательного текста по цитатному плану. Игра «По галактике Частей Речи». Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
3 класс
170ч
№п\пТема Часы
1 полугодие: 79ч 1 Наша речь. Виды речи 1
2 Наш язык 1
3-4 Текст. Типы текстов 2
5 Предложение 1
6 Виды предложений по цели высказывания 1
7 Виды предложений по интонации 1
8 Предложения с обращением 1
9 Обучающее изложение 1
10-11 Главные и второстепенные члены предложения 2
12-13 Простое и сложное предложения 2
14-15 Словосочетание 2
16 Контрольный диктант по теме «Предложение» 1
17 Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова 1
18 Синонимы и антонимы 1
19 Омонимы 1
20 Слово и словосочетание 1
21 Фразеологизмы 1
22 Обучающее изложение 1
23 Части речи 1
24 Имя существительное 1
25 Имя прилагательное 1
26 Глагол 1
27 Что такое имя числительное? 1
28 Однокоренные слова 1
29 Звуки и буквы. Гласные звуки 1
30 Звуки и буквы. Согласные звуки 1
31 Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак 1
32 Обучающее изложение 1
33 Обобщение и закрепление изученного1
34 Проект «Рассказ о слове» 1
35 Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» 1
36 Что такое корень слова? 1
37 Как найти в слове корень? 1
38 Сложные слова 1
39-40 Что такое окончание? Как найти в слове окончание? 2
41 Что такое приставка? Как найти в слове приставку? 1
42 Значения приставок 1
43 Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? 1
44 Значения суффиксов 1
45 Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» 1
46 Что такое основа слова? 1
47 Обобщение знаний о составе слова 1
48 Контрольный диктант по теме «Состав слова» 1
49 Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова 1
50 Обучающее изложение 1
51 Проект «Семья слов» 1
52 В каких значимых частях слова есть орфограммы? 1
53-55 Правописание слов с безударными гласными в корне 3
56-60 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне 4
61 Обучающее изложение 1
62-64 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне 3
65-66 Правописание слов с удвоенными согласными 2
67 Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» 1
68 Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» 1
69-72 Правописание суффиксов и приставок 4
73-74 Правописание приставок и предлогов 2
75 Правописание слов с разделительным твёрдым знаком 1
76-78 Разделительные твёрдый и мягкий знаки 3
79 Обучающее изложение 1
2 полугодие: 91ч 80 Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» 1
81 Проект «Составляем орфографический словарь» 1
82 Части речи 1
83-84 Имя существительное и его роль в речи 2
85-86 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 2
87 Обучающее изложение 1
88 Собственные и нарицательные имена существительные 1
89 Проект «Тайна имени» 1
90-91 Число имён существительных 2
92-93 Род имён существительных 2
94-95 Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих 2
96 Обучающее изложение 1
97 Контрольный диктант по теме «Имя существительное» 1
98 Склонение имён существительных 1
99-100 Падеж имён существительных 2
101 Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» 1
102 Именительный падеж 1
103 Родительный падеж 1
104 Дательный падеж 1
105 Винительный падеж 1
106 Творительный падеж 1
107 Предложный падеж 1
108 Обучающее изложение 1
109 Все падежи 1
110 Обобщение знаний 1
111 Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» 1
112 Контрольный диктант по теме «Имя существительное» 1
113 Проект «Зимняя страничка» 1
114-115 Значение и употребление имён прилагательных в речи 2
116 Роль прилагательных в тексте 1
117 Текст-описание 1
118 Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» 1
119 Род имён прилагательных 1
120-121 Изменение имён прилагательных по родам 2
122-123 Число имён прилагательных 2
124-125 Изменение имён прилагательных по падежам 2
126-127 Обобщение знаний 2
128 Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками» 1
129 Обобщение знаний 1
130 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 1
131 Проект «Имена прилагательные в загадках» 1
132 Личные местоимения 1
133 Изменение личных местоимений по родам 1
134-135 Местоимение 2
136 Обучающее изложение 1
137-139 Значение и употребление глаголов в речи 3
140-141 Неопределённая форма глагола 2
142-142 Число глаголов 2
144 Времена глаголов 1
145 Времена глаголов. 2-е лицо глаголов 1
146-147 Изменение глаголов по временам 2
148 Обучающее изложение 1
149-150 Род глаголов в прошедшем времени 2
151-152 Правописание частицы не с глаголами 2
153-156 Обобщение знаний 4
157 Контрольный диктант по теме «Глагол» 1
158-159 Обобщение и систематизация изученного о частях речи 2
160 Обучающее изложение 1
161 Обобщение изученного о слове, предложении 1
162 Правописание окончаний имён прилагательных 1
163 Правописание приставок и предлогов 1
164 Правописание безударных гласных 1
165 Правописание значимых частей слов 1
166 Итоговый контрольный диктант 1
167 Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова 1
168 Текст 1
169 Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» 1
170 КВН «Знатоки русского языка» 1
4 класс ( 170ч)
№ п/пТема Кол –во
часов
Первое полугодие–79 ч Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык 1
Язык и речь. Формулы вежливости 1
Текст и его план 1
Обучающее изложение 1
Анализ изложения. Типы текстов 1
Предложение как единица речи 1
Виды предложений по цели высказывания и по интонации 1
Диалог. Обращение 1
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения 1
Контрольный диктант по теме «Повторение» 1
Словосочетание 1
Однородные члены предложения (общее понятие) 1
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1
Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1
Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 1
Наши проекты 1
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного1
Сложное предложение и предложение с однородными членами 1
Обучающее изложение 1
Контрольный диктант по теме «Предложение» 1
Слово и его лексическое значение 1
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова 1
Синонимы, антонимы, омонимы 1
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов 1
Состав слова. Распознавание значимых частей слова 1
Правописание гласных и согласных в корнях слов 1
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах 1
Правописание приставок и суффиксов 1
Разделительные твёрдый и мягкий знаки 1
Обучающее изложение 1
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи 1
Склонение имён существительных и имён прилагательных 1
Имя числительное. Глагол 1
Наречие как часть речи 1
Правописание наречий 1
Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» 1
Контрольный диктант по теме «Части речи» 1
Распознавание падежей имен существительных 1
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных 1
Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в Р.п. ,В.п.,Д.п. 1
Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах1
Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные 1
Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных 1
Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения 1
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» 1
2-е склонение имён существительных 1
Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения 1
3-е склонение имён существительных 1
Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения 1
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного 1
Обучающее изложение 1
Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных 1
Именительный и винительный падежи 1
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже 1
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 1
Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже 1
Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах1
Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже 1
Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже 1
Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже 1
Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже 1
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах 1
63-64 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 2
65. Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» 1
66 Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» 1
67 Анализ контрольного диктанта. Повторение 1
68 Склонение имён существительных во множественном числе 1
69 Именительный падеж имён существительных множественного числа 1
70 Родительный падеж имён существительных множественного числа 1
71 Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа 1
72 Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа 1
73 Обучающее изложение 1
74 Контрольный диктант за первое полугодие 1
75 Анализ контрольного диктанта. 1
76-77 Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе 2
78 Наши проекты 1
79 Повторение. 1
2 полугодие: 91ч Имя прилагательное как часть речи 1
Род и число имён прилагательных 1
Описание игрушки 1
Склонение имён прилагательных 1
Склонение имён прилагательных 1
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 1
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже 1
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже 1
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже 1
Именительный, винительный, родительный падежи 1
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах 1
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода 1
Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты 1
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода 1
Склонение имён прилагательных женского рода 1
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода 1
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода 1
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода 1
Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных 1
Изложение описательного текста 1
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных 1
Склонение имён прилагательных во множественном числе 1
Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» 1
Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа 1
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа 1
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа 1
Закрепление знаний. 1
Обобщение по теме «Имя прилагательное» 1
Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний 1
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 1
Анализ контрольного диктанта. Повторение 1
Местоимение как часть речи 1
Личные местоимения 1
Изменение личных местоимений I-го и 2-го лица по падежам 1
Изменение личных местоимений 3-голица по падежам 1
Изменение личных местоимений по падежам 1
Изложение повествовательного текста с элементами описания 1
Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение» 1
Контрольный диктант по теме «Местоимение» 1
Анализ контрольного диктанта. Повторение 1
Роль глаголов в языке 1
Неопределённая форма глагола 1
Неопределённая форма глагола 1
Контрольный диктант за 3 четверть 1
Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам 1
Изменение глаголов по временам 1
Изложение повествовательного текста по цитатному плану 1
Анализ изложения. Спряжение глаголов 1
Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» 1
Спряжение глаголов 1
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе 1
Наши проекты 1
I и II спряжение глаголов настоящего времени 1
I и II спряжение глаголов будущего времени 1
55-56 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени 2
57 Возвратные глаголы 1
58-59 Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах 2
60 Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок 1
61 Правописание глаголов в прошедшем времени 1
62 Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени 1
63 Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени 1
64 Изложение повествовательного текста по вопросам 1
65 Контрольный диктант по теме «Глагол» 1
66 Анализ контрольного диктанта. Повторение 1
67-68 Обобщение по теме «Глагол» 2
69 Изложение повествовательного текста 1
70 Проверка знаний по теме «Глагол» 1
71 Анализ изложения, тестовой работы. Повторение 1
72 Язык. Речь. Текст 1
73-75 Предложение и словосочетание 3
76 Лексическое значение слова 1
77 Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина “Рожь”» 1
78 Итоговый контрольный диктант 1
79 Анализ контрольного диктанта. Повторение 1
80 Состав слова 1
81 Контрольное изложение 1
82 Состав слова 1
83-84 Части речи 2
85 Изложение повествовательного текста по цитатному плану 1
86 Анализ изложения. Части речи 1
87-88 Звуки и буквы 2
89 Игра «По галактике Частей Речи» 1
90-91 Итоговый урок 2