Приемы работы со словарными словами. Из опыта работы учителей МО начальных классов.


йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс

Работа творческой группы учителей МО начальных классов МБОУ «Новоивановская средняя школа»
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ЗАПОМИНАНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
13.11.2015

При обучении грамотному письму необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 
 4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое чтение. Проговаривание так, как надо писать.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе использования разнообразных приёмов:
орфографическое чтение;
связь с ассоциативным образом;
письмо с постукиванием;
опорные схемы;
письмо по памяти;
комментированное письмо;
выборочное письмо;
зрительный диктант;
скоростное письмо;
дидактические игры.
Новизна предлагаемых приёмов состоит в том, что все эти виды упражнений дают положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматически и становится частью орфографического навыка.
РАССМОТРИМ НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ.
Из опыта работы Яценко И.В.
Психологи утверждают, что информация, подкреплённая эмоциями, фиксируется в памяти лучше. У детей вырабатывается большое внимание к слову, его составу, этимологии.
Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка - ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось и дети были уверены, какую именно букву писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа.
Алгоритм по составлению ассоциограммы:
Подобрать к слову созвучное слово, где проверяемая буква стоит в сильной позиции, и сочинить мини-сказку к придуманному образу.
Если это невозможно, то, используя схожесть данной буквы с каким-нибудь предметом, придумать яркий рисунок ассоциограммы и сочинить мини-сказку к придуманному образу.
Можно одновременно использовать пункт 1 и 2, опираясь на зрительную и слуховую память.
Очень интересен детям рассказ об этимологии того слова, которое нужно запомнить. Стоит один раз заинтересовать, как говорили раньше, или, как говорят в другом языке, то в работе со следующим словом они уже ждут, происхождение слова. А обычно корень из прошлого славянского языка или другого языка содержит объяснение написания той буквы, которую надо запомнить.
Для лучшего запоминания слова с непроверяемой буквой я придумала интерактивную игру «Лишняя - ошибка». Следуя китайской пословице «Скажи мне – я забываю. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда». Раздаю детям карточки с буквами этого слова и ошибкой. Дети пытаются сложить слово без подсказок – уже идет мыслительный процесс, общение друг с другом, споры, они переставляют друг друга сами. Если не могут сложить слово, я предлагаю задать мне наводящий вопрос, например, они спрашивают: Какая первая буква, последняя. Когда слово разгадано, приходит время постановки правильной буквы или ошибки. Оказывается, буква лишняя. Теперь надо доказать, какая. Смотрим в орфографический словарь. Отрабатывается навык работы со словарем. Далее можно работать с этим словом. Это и звукобуквенный анализ, и составление предложений, и работа с пословицами, или соедини несоединимое: например, составь предложение со словами картина, молоко, сорока. Развивается бурная фантазия. Когда этот способ «Лишняя ошибка» отработан, он занимает на уроке 2-3 минуты.
Задать условие – найти зверя , растение, явление природы. Например, заяц, малина, ветер. Составить с ними предложение, объединив их в одном. Получается веселое предложение, повышающее настроение на уроке. Записать, подчеркнуть орфограммы.
Шифровка. С помощью алфавита зашифровать словарное слово. Например, первая буква алфавита(а), буква между К и М(л), буква после У(ф), буква перед б(а), послеБ(в), буква й, но без шапочки(и), буква между С и У(т) – алфавит. Подчеркнуть орфограмму. Решается задача запоминания, ориентации в алфавите, занимательность.
Из опыта работы Казаковой Т.В.
Каждый творческий учитель стремится к накоплению собственного теоретического и практического багажа , придумывает свои оригинальные решения . Растет методическая копилка , увеличивается опыт работы , и постепенно количество переходит в качество . Так появился в моей практике один из интересных вариантов работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Учителя знают, как трудно дается младшим школьникам освоение таких слов. Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными. Почему? Ответ прост.
При знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Кроме того, наглядно-иллюстративный метод запоминания данных слов лишь привлекает внимание учащихся, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.
Таким образом, в формировании орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.
Дети любознательны, находчивы, изобретательны. Этот огромный потенциал необходимо направить в нужное нам русло.
Примером может служить метод обучения учащихся запоминанию словарных слов, разработанный мною в ходе изучения опыта работы В. Лайло.
Сущность этого метода заключается в следующем :
разделение словарных слов с 1 по 4 класс в зависимости от «опасного места» - буквы, в написании которой можно ошибиться
составление из этих слов небольшого связного текста
придумывание опорного слова ко всем словам рассказа, в котором невозможно допустить ошибку
рисунок к своему рассказу
Дело в том, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо " оживить " букву, создать ее " образ " в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком и должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву. Кроме данного метода в работе со словарными словами также предлагаются задания на классификацию, систематизацию, обобщение и т.д.
Например, по опорному слову вспомнить весь набор словарных слов рассказа, получив слова вперемешку – разбить их на группы, из набора слов найти лишние и т.п. Ведется работа и с отдельно взятым словом. После того, как учащиеся сфотографируют его на карточке, им предлагается:
написать буквы этого слова в алфавитном порядке,
выписать все глухие ( звонкие), мягкие ( твердые) согласные, выписать гласные,
Записать, вторую букву слова считая с начала, третью, считая с конца и т.д.
выписать второй (третий, четвертый) слог с начала (с конца)
дополнить этот слог до какого-нибудь слова (существительного, прилагательного, глагола),
используя буквы слова, составить другие слова
Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).
Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.
Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.
При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться , тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.
4 класс
№ Опорное
слово Словарные слова Опасное
место
1 Горе Костер, гореть, командир, оборона, богатство, победа, около Буква о
2 Свет Вчера, адрес, правительство,
путешествие, впереди, везде, издалека Буква а
3 Море Корабль, свобода, горизонт,
потом, портрет Буква о
4 Электрик Теперь, восемь, железо, электричество, телефон, желать, сверкать, беседа Буква е
5 Змей
Горыныч Справа, налево, слева, направо, вперед, назад, вверх Правописание наречий
6 Обруч Агроном, автомобиль, шофер,
хозяйство, километр, электростанция,
хлебороб, комбайн, электровоз, самолет,
космонавт Буква о
7 Удача Багаж, вагон, газета, завтра, салют, календарь Буква а
8 Речь Сегодня, инженер, председатель, двенадцать, шестнадцать, семена,
интересный, прекрасный, сейчас Буква е
9 Книга Библиотека, билет, экскурсия,
директор Буква и
10 О –го-го Медленно, пассажир, Россия,
шоссе, расстояние, одиннадцать, аккуратно, аллея, килограмм, металл Двойные согласные
Из опыта работы Сотолюк Н.В.
Приёмы запоминания словарных слов.
Загадываю загадки, отгадками являются словарные слова. Дети записывают отгадки. Затем разбираем кто и где совершил ошибку.
Записывают словарное слово у доски, а затем проговаривают, и ищут то место где можно сделать ошибку. Подчеркивают опасное место.
На доске были записаны словарные слова. Предлагаю внимательно прочитать, проговорить, запомнить, а затем записать по памяти.
Из опыта работы Шевчук С.В.
Систематическая и направленная работа со словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов, способствует их прочному и успешному запоминанию.
Вот некоторые приёмы, используемые мной в работе над словарными словами.
Со 2 полугодия 1 класса заводим картинные словарики, в которых записываем словарные слова и рисуем к ним картинку. Так дети быстрее запоминают слово, т.к. они его представляют зрительно.
В начале каждого урока русского языка провожу словарный диктант по темам «Овощи», «Инструменты», «Посуда» и т.д.
Или наоборот, я называю название группы слов «Одежда», «Дикие животные», а дети записывают самостоятельно слова этой группы.
На доску вывешиваю 10 словарных слов. С этими словами на протяжении нескольких уроков работаем – пишем диктанты, списываем тексты. Закрепили, меняю на следующую десятку слов.
Пишу на доске словарные слова 7-10. Дети читают, запоминают. Закрываю доску – пишут по памяти сколько запомнили и проверяют как написали. Лучше оценка тому, кто больше слов запомнил и правильно написал. Развивается память и орфографическая зоркость.
Работаем по карточкам, в которых необходимо выполнить задания: вставить пропущенную букву в словарное слово, составить с ним предложение.
Ещё такая работа с карточками. Записан текст или группа словарных слов со специально допущенными ошибками, которые детям нужно исправить, написав слова правильно.
А также – текст на доске с допущенными ошибками. Работа коллективная. Дети все вместе исправляют ошибки в словах, доказывая почему надо писать эту букву – сочетание оро, оло.
Творческий диктант. Заменить развернутое понятие – одним словом. Например, дерево с белой корой – береза.
Диктант – загадки. Отгадки – словарные слова дети записывают в тетрадь.
Игра. Из одного слова составить новые слова. Например, ромашка: мак, Маша, каша, ком.
Картинный диктант. Показываю картинку, дети записывают словарное слово.
Комментированное письмо. Диктант словарных слов.
Списывание с карточки предложений со словарными словами.
Казакова Т.В.
Шевчук С.В.

Яценко И.В.
Сотолюк Н.В.