Эффективные приемы работы со словарными словами


Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко. Другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют четкие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются и запоминать их приходится только путем многократных повторений.
Существуют простые и эффективные приемы для быстрого и без зубрежки запоминания правописания таких слов.
Основной метод – это метод ассоциаций, который является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр. Что же такое ассоциация? Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с лыжами человека — вы вспоминаете о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда вас спросят, с чем у вас связано лето, вы, скорее всего, скажете, что с солнцем. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга.
Выше описанные ассоциации называются свободными, они уже сформированы в нашем сознании. А для овладения самим методом ассоциаций необходимо научиться создавать новые ассоциации (или связи) между любыми элементами (словами, цифрами, символами и т.п.), причем необычные, неожиданные, нестандартные, смешные – это главное правило эффективного запоминания.
Попробуем, например, связать слово "пирог" и слово "дрель". Сразу отказываемся от связей, подобных этой: "Я купил пирог и дрель". Это связь-перечисление, она легко забывается. Намного лучше, если связь будет такая: "Дрель сверлит пирог, брызги разлетаются в стороны".
Образуя такие неожиданные связи легко запоминать словарные слова. Объясняем ребенку, что нужно придумать какую-нибудь «зацепку» (термин О.Л.Соболевой, автора двуполушарной методики обучения). Например, чтобы запомнить слово «коньки» соединим его со словом «кони», т.к. в нем запоминаемая гласная ударная. Поднимаем глазки вверх – открываем визуальный канал - представляем «коньки», «кони» и соединяем в один образ «кони катаются на коньках». Стараемся увидеть образ объемным, ярким, добавим цвет, звук. Помним, что чем смешнее связь, тем прочнее она сохранится в памяти. Теперь, когда нужно написать слово «коньки», поднимаем глазки вверх, вспоминаем картинку, выделяем слово «зацепку» и правильно выбираем букву.
Запоминание того, что действительно интересно происходит как будто бы само по себе, без усилий.
Создавая визуально такие необычные, нелепые, смешные парочки, довольно легко выучить объём словарных слов для одного класса, потратив незначительное количество времени.
И так:
Первое слово – «зацепка», оно с ударной гласной, которую нужно запомнить во втором словарном слове из пары. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "пенал", необходимо вспомнить слово-«зацепку".
слово-зацепка словарное слово ассоциативная связь – визуальный образ
пена пенал из пенала выливается пена
яма язык язык роет яму
яблоко заяц заяц вылезает из яблока
нора народ народ выходит из норы
кости костюм костюм надет на кости
бумага карандаш карандаш протыкает бумагу
ловит челку человек человек словит свою челку
Ира лабиринт Ира идет по лабиринту
Создание ассоциаций всегда индивидуально, потому относиться к приводимым примерам нужно лишь как к иллюстрации, а вовсе не как к единственно возможному и правильному построению ассоциаций. Нужно научиться самому связывать между собой любые два слова. Поэтому ниже приведу примеры своих «Парочек». Не понравившиеся подсказки (т.е. первые слова из пары) лучше заменить на свои, соблюдая правило – в нем нужная гласная должна быть под ударением.бахча - арбуз
торф - болото топь - болото омут – болото
горох – воробей
перо – ворона
дорога – город
дочка – девочка
кочан - капуста кадка – капуста
бумага - карандаш краска – карандаш
кони - коньки каток – коньки
лист – лисица
ученик - мальчик
колыбель – мебель
багрянец - месяц
корень - морковь овощ - морковь кролик – морковь
город – Москва
шапка – пальто
пение - петух Петя – петух
мойка - посуда поднос - посуда столовая – посуда
сверстники - ребята пионеры – ребята
живопись - рисунок эскиз – рисунок
народ - Россия патриот – Россия
хвост - собака щенок – собака
хвост - сорока перо – сорока
чашка - тарелка каша - тарелка керамика – тарелка
книга - учебник ученик – учебник
тренер - учитель мел – учитель
Закончился первый этап – создали ассоциативные Парочки. Теперь как учить? Сохраняем в кратковременной памяти примерно по 10 пар. Затем проверяем результат: закрываем листом бумаги правый столбик, а проговариваем левый, потом наоборот. Для того, чтобы вспомнить всегда поднимаем глазки вверх. Устраняем ошибки, то есть там, где не удалось восстановить пару, представляем связь более четко, добавляя цвет, вкус, звук, запах. Проверяем еще раз и переходим к следующей десятке пар.
Как уже отмечалось выше, это был этап загрузки информации в кратковременную память. Для того чтобы переложить информацию в долговременную память, как писал немецкий ученый Г.Эббингауз, нужно повторять материал на протяжении 4 -7 дней. Значит в последующую неделю тратим примерно по 10 минут на повторение парочек. Всё! Словарные слова за целый класс выучены!