Приемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.


Специальные подходы и приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ при инклюзивном обучении.
Инклюзия –это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под способности и потребности детей с ОВЗ.
Специальная организация работы в классе:
наличие индивидуальных правил для учащихся;
использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила;
оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся; близость учеников к учителю; наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг);
сохранение достаточного пространства между партами;
распределение учащихся по парам для выполнения проектов и заданий;
предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства;
разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
игнорирование незначительных поведенческих нарушений;
разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
2. Использование специальных ассистирующих средств и технологий:
слуховые аппараты, стационарные радиоприемники, специальные компьютерные программы, лупы, тренажеры, линейки тактильные и др.
3. Обеспечение аудио -визуальными техническими средствами обучения:
аудио/видео кассеты;
работа на компьютерном тренажере;
обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;
дополнение печатных материалов видеоматериалами.
4. Учет работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ:
замедленность темпа обучения;
упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
дробление большого задания на этапы;
поэтапное разъяснение задач;
последовательное выполнение этапов задания с контролем/самоконтролем каждого этапа;
осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
повторение учащимся инструкций к выполнению задания;
предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
сокращенные тесты, направленные на отработку правописания работы;
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
выполнение контрольных работ в индивидуальном режиме;
максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
опора на более развитые способности ребенка.
5. Использование дополнительных вспомогательных приемов и средств:
памятки;
образцы выполнения заданий;
алгоритмы деятельности;
печатные копии заданий, написанных на доске;
использования упражнений с пропущенными словами/предложениями;
использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; использование маркеров для выделения важной информации;
предоставление краткого содержания глав учебников;
использование учетных карточек для записи главных тем;
предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;
указание номеров страниц для нахождения верных ответов;
предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений;
представьте устное сообщение по обозначенной теме);
альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.