Обучение младших школьников выразительному чтению басни

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ








ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на высшую категорию


Обучение младшего школьника выразительному чтению басни.




Выполнила: Ксенафонтова Ольга Михайловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 3
г. Бузулука»


Руководитель: Холопова Т. Г., кпн, ст.преподаватель кафедры ДиЧМ






Оренбург
Содержание.
Введение3-6
Глава 1. Теоретические аспекты обучения младших школьников выразительному чтению7-24
Содержание понятия «выразительное чтение».7-10
Басня как литературный жанр..11-16
Анализ методического опыта обучению выразительности чтения17-24
Глава 2. Практическая работа по обучению младших школьников выразительному чтению..25-39
2.1 Анализ программы и учебника «Любимые страницы» О.В Кубасовой с точки зрения формирования навыка выразительного чтения.25-29
2.2 Система работы по обучению младших школьников выразительному чтению.30-35
2.3 Результаты работы по обучению выразительному чтению36-39
Заключение...40-42
Список использованной литературы и источников..43-44
Приложение..45-48












Введение.
Актуальность исследования обусловлена потребностью общества в личности с развитой эмоциональной сферой, способной тонко воспринимать искусство слова и способной правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения выразительному чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.
Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от нечитателей в своем интеллектуальном развитии. Они способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Однако развитие "общества читателей" возможно лишь в определенных социальных условиях. Чтение рассматривается некоторыми социологами как "чуткий, надежный и даже универсальный индикатор состояния общества". Соглашаясь с вышесказанным, можно добавить, что детское чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. Вот почему во многих развитых странах проводится государственная политика в области чтения, и особые усилия прилагаются для ее поддержки
Являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание. Развитие навыка выразительного чтения можно рассматривать как результат более качественной социализации учащихся. В тоже время выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.
Учитель на уроке чтения может развивать навык выразительного чтения в качестве составляющей в общей работе по развитию навыка чтения у младших школьников.
Уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова./Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках чтения // Начальная школа. - 2000. - № 11. с. 6.// Практика выразительного чтения обогащает речь учащихся, вырабатывает чуткость к языку, которая так необходима для общения
Достаточно часто дети, читая художественное произведение, воспринимают изображенное неточно и даже неверно, потому что, на уроках чтения учитель не работает над развитием способностей, связанных с художественной рецепцией, целенаправленно.
Существует ряд противоречий, которые отрицательно влияют на развитие выразительного чтения детей:
* Во – первых по программе начального обучения урокам чтения отведено всего 4 часа в неделю, отсутствуют уроки внеклассного чтения. А ведь именно на уроках внеклассного чтения дети учились работать с книгой, самостоятельно прочитывали, а затем анализировали произведения, выражали свое отношение к героям и их поступкам. Учились ориентироваться в мире книг.
* В настоящее время отсутствует практика семейное чтение, чтения на ночь. Дети не слышат дома образца правильного чтения. Чтение детских книг чаще всего заменяется просмотром мультипликационных фильмов.
* Средства массовой информации не являются эталоном правильной и красивой речи. Все чаще на экранах телевизоров дети видят не лучшие образцы зарубежных мультипликационных фильмов и боевиков.
* У многих детей, поступающих в школу, не развита эмоциональная сфера.
В программах литературного чтения мало уделено внимания такому жанру как басня. А ведь именно она учить ребенка правильной красивой, богатой пословицами и поговорками речи.
Проблема исследования – как обучать выразительному чтению басни?
Цель: описать основные методические приемы работы по формированию навыка выразительного чтения басен у учащихся младших классов.
Объектом исследования является обучение младших школьников выразительному чтению басен.
Предметом исследования является изучение басни на уроках литературного чтения.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание и понятие «выразительное чтение».
2. Охарактеризовать басню как литературный жанр.
3. Сделать анализ методического опыта обучению басне.
4. Выявить сформированность навыка выразительного чтения жанра басни у детей младших классов






























Содержание понятия «выразительное чтение».
К вопросу выразительного чтения, методике работы над выразительным чтением обращались такие видные деятели как Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, П. Д. Боборыкин, В. П. Острогорский, В. П. Шереметевский, Д. Д .Коровяков. Авторы по – разному подходили к вопросу выразительного чтения, но в одном они были едины - выразительное чтение должно присутствовать. Потому, что именно при выразительном чтении стихов и прозы художественные образы раскрываются особенно полно. Живая речь, ритм, интонации способны донести до слушателя такие оттенки знания, такие качества образа, которые теряются при чтении «про себя». Без выразительного чтения не может быть полноценного изучения литературы
Различные авторы по-разному определяют понятие выразительного чтения. К.Д Ушинский, например, различал два вида выразительного чтения: «одно исключительно посвященное логическому развитию, другое - чтению плавному и изящному». Первым читаются деловые статьи, вторым - художественные произведения. «Для плавного чтения я бы советовал преподавателю сначала рассказать содержание избранной статьи, потом самому прочесть эту статью вслух и уже тогда заставлять учеников несколько раз читать вслух рассказанное и прочитанное». Как видим, К. Д. Ушинский, рекомендует обучать детей выразительному чтению путем подражания учителю. Кроме индивидуального чтения, рекомендуется хоровое. «Если учитель не умеет петь, пусть приучит детей произносить целым классом какие-нибудь молитвы, стихотворения, пословицы: это может заменить отчасти пение как средство, освежающее утомленный и расстроившийся класс».
Автор Т.М. Стоева выделяет такие компоненты выразительного чтения, как соблюдение норм литературного произношения, интонирование, эмоциональный фон» (Стоева, 1975, с. 80).
Автор Л.А. Горбушина характеризует выразительное чтение как «... воплощение литературно-художественного произведения в звучащей речи». Выразительно прочитать произведение, по – мнению автора - значит найти в устной речи средства, с помощью которых можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. (Горбушина, 1975, с. 4).
М.А. Рыбникова называет выразительное чтение «... той первой и основной формой конкретного, наглядного обучения русскому языку и литературе, которая для нас часто важнее всякой наглядности зрительного порядка» (Рыбникова, 1985, с. 75).
При выразительном чтении художественного произведения чтец передает его содержание как можно ближе к замыслу автора, исходя из идеи произведения он бережно хранит стиль речи автора , композицию произведения. Чтобы произведение было, как можно лучше понято слушателями, эмоционально воспринято, чтец использует весь комплекс выразительных средств: главным образом интонацию, в известной степени жест и мимику. Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.
Велика роль выразительного чтения в формировании мировоззрения учащихся Выразительное чтение помогает ученику почувствовать, что литература прекрасна, полюбить ее, отсюда рождается желание выразительно читать наиболее взволновавшие художественные произведения, пережить радость творчества. Первая удача служит действенным стимулом для дальнейшей работы, в процессе которой будут совершенствоваться умения в области выразительного чтения, развиваться эстетические и нравственные чувства учащихся.
Выразительное чтение пронизывает всю деятельность и учителя, и ученика в процессе изучения литературы. По мнению Рыбниковой М.А., выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. И если ученики читают бесстрастно, думая. только о формальной стороне чтения, не представляя себе картин, о которых рассказывают, т. е. просто «проговаривают слова», то, что тут говорить о воздействии художественного слова на их чувства, о понимании и толковании ими поэтического текста? Исполнение должно иметь целью, произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла, считает М.А.Рыбникова. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, басни тот или иной строй прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, того, что называется орфоэпией; оно должно быть, само собой разумеется, громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово. 
По мнению М.А.Рыбниковой, первая и основная задача преподавателя литературы истолкование внутреннего содержания произведения, выявление темы, предмета изображения, и главное, выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение).
Выразительное чтение отличается от других видов чтения, прежде всего тем, что направлено не на извлечение информации, а на ее передачу. Если другие виды чтения имеют определенные тематические границы (например, художественное чтение относится к исполнению только художественных произведений, поисковое чтение наиболее употребительно в научной работе), то выразительное чтение применимо к любому тексту: научной лекции, сводке новостей на телевидении, защитительной речи в судебном заседании, и, особенно, при преподавании русского языка и литературы.
При таком подходе к определению выразительного чтения важным является отбор художественных средств языка. И таким художественным средством является басня. Ведь именно чтение басен, по – мнению М.А Рыбниковой, приучает к более живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных вопросных и восклицательных интонаций































1.2 Басня как литературный жанр.
Ба
·сня   (в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дано следующее определение: «<...> вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными»).
Или же второе определение басни - короткий рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера, где в аллегорической форме изображаются человеческие поступки и социальные отношения. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение  так называемая мораль.
Известный критик В.Г. Белинский так дает определение басни: «Басня как нравоучительный род поэзии в наше время - действительно ложный род; если она для кого-нибудь годится, так разве для детей... Но басня как сатира есть истинный род поэзии» (11. С. 575).
Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. Басенное повествование иносказательно, что, однако, не противоречит его нравоучительному характеру. Басенная нравоучительность подчеркивается тем, что вначале или в конце обычно формулируется мораль – поучение, ради которого басня и писалась. Как правило, басне высмеиваются пороки людей: невежество («Мартышка и Очки»); трусость «Мышь и Крыса»); несогласованность действий («Лебедь, Щука и Рак»); беспечность («Стрекоза и Муравей»); бездушность, высокомерность (Чиж и Голубь»).
Басня - очень древний жанр, имеющий богатую историю в мировой литературе. Для более глубокого понимания роли жанра, места его в развитии мировой культуры необходим небольшой исторический экскурс.
Первые басни были известны еще в глубокой древности. Считается, что первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод (кон. 9–8 вв. до н.э.) и Стесихор (6 в. до н.э.) Древний мир знал множество басен, недаром уже в древней Греции проводилась классификация различных произведений этого жанра. Судя по всему, их сочиняли в различных местах Средиземноморья. Наиболее распространенные варианты – басни сибаритские (происходившие из города Сибариса), в которых действовали люди, и эзоповы басни, героями которых были животные. Эзоп (сер. 6 в. до н.э.) – наиболее известный древний баснописец. Его произведения стали классическими и неоднократно переводились на языки мира. Их сюжеты послужили основой для творчества многих литераторов последующих эпох. Эзоп – полулегендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов, в которых переплетались, правда и вымысел. Традиционно родиной Эзопа называют Фригию – область в Малой Азии. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенесшим много злоключений. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Произведения фригийского раба или приписывавшиеся ему составлялись в сборники под названием Эзоповы басни. Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть. Басни Эзопа стали одним из самых популярных произведений в античном мире. Их сюжеты оказали влияние на сирийскую, армянскую, арабскую, еврейскую, индийскую литературу. Именно с именем греческого баснописца связано понятие «эзопова языка», которое начало широко применяться в России с конца 18 в. Эзопов язык использовался авторами, желавшими скрыть свои идеи от цензуры, но при этом донести их до читателей в достаточно доступной и понятной форме.
С 16 в. басни сочинялись и публиковались на всех западноевропейских языках. Во Франции вышли в свет сборники Жиля Коррозе (1542). Гийома Одана (1547) и др. В Германии – Ганса Сакса, Эразма Альберта и Бурхарта Вальдиса. В Италии на латинском языке писал басни Габриэле Фаэрно, Дж.М.Вердицотти – на итальянском (1570).
Безусловно, самым знаменитым из западноевропейских баснописцев является Жан де Лафонтен (1621–1695). Этот французский поэт большую часть своей жизни провел в Париже, пользуясь благами, предоставлявшимися ему знатными вельможами. Все это не умалило влияния, оказанного Лафонтеном на развитие жанра басни. Впервые его сочинения были изданы в 1668 под названием Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном. Позже автор дополнял и расширял это издание. Его последняя прижизненная версия, появившаяся в 1694, состоит из 12 книг. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора. Постепенно он выработал совершенно новый подход. Нравоучение не являлось его главной целью. Куда важнее для него было выразить собственные чувства или настроения. Отсюда многочисленные лирические отступления и философские размышления в его баснях. Лафонтен продемонстрировал все возможное разнообразие человеческих типов и жизненных ситуаций, избегая при этом прямого нравоучения и предпочитая обращаться не к назидательным, а к забавным или трогательным сюжетам. Мастерское владение языком, умелое балансирование между изображением обобщенного человеческого типа и обрисовкой характера конкретного животного, разнообразие поэтических форм – все это обеспечило басням Лафонтена многовековую славу.
В русской литературе было создано много басен – особенно в 18 – первой половине 19 вв., хотя и в средневековой Руси были известны и любимы как упоминавшиеся выше Стефанит и Ихнилат, так и басни Эзопа. Известно, что в 17 в. в России читали жизнеописание Эзопа, содержавшее множество замысловатых анекдотов и сопровождавшееся иллюстрациями. В 18 в. это жизнеописание уже издавалось в виде лубочной книги.
Однако настоящее развитие жанра басни произошло, естественно, в послепетровскую эпоху. Первым литератором 18 в., написавшим шесть подражаний Эзопу, был Антиох Кантемир (1708–1744). В это же время В.К.Тредиаковский (1703–1769) издал Несколько Эзоповых басенк для опытка гекзаметрами. После Кантемира и Тредиаковского басня стала одним из любимейших жанров поэтов 18 в. Много басен было написано А.П.Сумароковым (1718–1777), который называл их баснями-притчами. Всего им было создано 334 басни, часть из которых являются вольным переводом Лафонтена, однако большинство – оригинальные произведения. Сумароков, подобно Лафонтену, раздвинул рамки басенной традиции, превратив свои произведения в живые бытовые сценки и разработав для них новую для русской литературы форму – вольный стих, созданный на основе разностопного ямба. Басни Сумарокова отличаются нарочитой грубостью языка, так как, в соответствии с классицистской иерархией басня относилась к низкому жанру, а, следовательно, требует соответствующей лексики.
Следующей ступенью в развитии русской басни стало творчество И. И. Хемницера (1745–1784). Он также переводил произведения Лафонтена и немецкого баснописца Геллерта. Кроме того, им было создано множество собственных басен, впервые изданных анонимно в 1779 под названием Басни и сказки NN в стихах. Имя автора обнародовали уже после его смерти, когда впервые в 1799 была издана книга Басни и сказки И.И.Хемницера. Хемницер еще следовал эстетике классицизма, но он постепенно отходил от традиционной басенной нравоучительности и, в духе развивавшегося во второй половине 18 в. сентиментализма, стремился быть в своих сочинениях чувствительным и ироничным. Вслед за Сумароковым он использовал разностопный стих, считавшийся наиболее подходящим для комических сочинений.
Всех баснописцев 18–19 вв. затмил И.А.Крылов (1768–1844). Басни Крылова написаны ярким и метким народным языком, пленяют своей образностью и неожиданностью. Несмотря на то, что Крылов переводил Эзопа и Лафонтена, большая часть его произведений совершенно оригинальна. Образы крыловский басен оказались настолько популярны, что многие из них давно уже превратились в нарицательные понятия. Некоторые из его басен были написаны по тому или иному поводу, связаны с конкретным политическим или общественным событием, однако давно уже вышли за рамки произведений «на злобу дня».
Начиная с середины – второй половины 19 в. жанр басни встречается все реже, как в России, так и в Западной Европы. Нравоучительно-иронические повествования, аллегорические образы, мораль, завершающая рассказ, – все эти черты басенного жанра начинают казаться устаревшими. Сатирические и дидактические произведения облекаются в совершенно иные формы.
Возродить жанр басни пытались советские поэты-сатирики, например, Демьян Бедный или С.В.Михалков. В Италии популярный поэт Трилусса (1871–1950) создал басни на современном римском диалекте. Некоторыми авторами сочиняются басни либо переделываются на иной лад известные басенные сюжеты.
Жанр басни был и остается одним из наиболее характерных явлений в типологии жанрового развития литературной культуры. В ней отражаются реальная действительность и разнообразные события общественной жизни. Однако от других жанров литературы басня отличается присущей ей художественной спецификой. Наиболее существенные признаки басни, прежде всего, сюжетность, сжатость действия. Сюжет является одним из основных элементов басни. Вне сюжета, вне развития действия басня не существует. Искусство повествования, построения сюжета - неотъемлемая и важнейшая сторона мастерства баснописца. Именно сюжет организует все повествование, позволяет в максимально экономной, драматической форме раскрыть характеры действующих лиц, их взаимоотношения. Второй признак басенной структуры - ее аллегоричность, иносказательность. Персонажи басни являются носителями определенных моральных качеств, раскрывающихся в басенном действии. Третий признак басни - нравоучение, мораль, вытекающая из действия. В ней ощущение традиции, общности структуры особенно сильно и наглядно. Нравоучение в басне вытекает из осмеяния в ней тех или иных отрицательных человеческих черт и свойств, которые и являются ее предметом.
Характерные особенности басни как жанра художественной литературы вытекают из специфики изображения баснописцем такого мира, где:
1) отсутствуют подлинно положительные персонажи, поскольку все они, даже по-своему привлекательные, являются носителями качеств, разрушительных и вредоносных либо для других, либо для них самих;
2) образы басенных персонажей обладают устойчивой семантической доминантой и сохраняют максимально проявленные типичные признаки в разных драматических ситуациях;
3) в этом мире антагонистичные по отношению друг к другу персонажи либо действуют по законам зла, либо принимают эти законы, так как не восстают против них
4) демонстрация зла нужна баснописцу для того, чтобы вызвать у читателя отторжение этого мира, нежелание жить по его законам и походить на его персонажей.















1.3 Анализ методического опыта обучения выразительного чтения басен.
Проблемой обучения чтению басен занимались такие методисты, как К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, В.Я.Стоюнин, В.П.Острогорский, В.П.Шереметьевский, Н.Н.Щепетова, М.А.Рыбникова, Л.И.Тимофеев, В.В.Голубков, Н.Я.Мещерякова, Т.Ф.Курдюмова, Л.В.Тодоров, И.И-.Коровин и др. В России басня включается в учебные книги с 1699 года ("Краткое и полезное руковедение в арифметику...") и по настоящее время признается обязательным учебным материалом для уроков чтения с первого класса начальной школы. Однако принципиальных изменений в отношении методики обучения младших школьников чтению басен за истекшее время нам отметить не удалось: в учебном процессе в начальных классах традиционно и до сих пор в основном используются возможности басни как жанра дидактической литературы (Е.А.Адамович, В.И.Яковлева, Н.Н.Щепетова, М.Е. и А.Е.Адриановы, В.Г.Горецкий, М.Ф.Климанова и др.), то есть учащиеся чаще всего, читая отдельные басни, оттачивают технику чтения, находят с помощью учителя в тексте басни мораль, анализируют ее, заучивают басни наизусть, инсценируют их. При этом внимание обучающих и обучающихся сосредотачивается главным образом на композиции и языке читаемой басни, а цель работы представляется абсолютно ясной.
В методическом пособии «Литература как предмет эстетического цикла» для 2 класса авторы Г.Н Кудина и З.Н Новлянская предлагают вначале определить, как построена басня, ее ритмический рисунок, рифмы. Объясняется это тем, что у басни есть некоторые хитрости. Чтобы приблизить басню к разговорной речи, Крылов легко меняет длину строки стихотворной - то она у него длинная-длинная, то короткая всего порой в одно слово. И чтецу надо помнить об этом, голосом выделить это слово. Автор вольно обращается со стихотворной строкой. Такие стихи так и называются – «вольный стих». У жанра басни есть специальная задача, которая решается с помощью определенной картины жизни, особого настроения и отношения рассказчика
Во –первых ,басня смешит. Оказывается, басня обязательно рассказывает о чем-то смешном, рассказывает смешной случай, смешную историю. Кроме смешного случая, читатели узнают такие черты характера героев, которые вызывают у них улыбку, и не просто улыбку, а насмешку. Басня смешит, не только самим случаем, который в нем рассказывается, но и смешными чертами характеров героев. Поскольку основными героями басен являются животные, то их поведение как человека тоже кажется нелепым и смешным. Отношение автора к героям выявляется в оценке в конце басни. Такие концовки прямо оценивают ситуацию, часто они присутствуют в баснях и носят название «мораль» - нравоучение, поучительный вывод. Автор басни сначала рисует картинки, а потом «выводит» из нее нравоучение: прямо говорит, что его не устраивает в людях
Помочь выразительному чтению басен, по мнению авторов, может не только знание ее собственных особенностей, но и знание того, какие из этих особенностей проявляются в других жанрах. Можно ли найти какое-то сходство с другими жанрами, и по каким признакам? Оказывается много общего у басен с бытовыми сказками, сказками о животных и еще побасенками.
Также немалую роль при работе над выразительным чтением басен имеет сравнение басни с пьесой. Здесь так же идет распределение по ролям. Актеры играют свои роли. Но кроме актеров присутствует и «автор», который в рассказе или сказке является рассказчиком.
Г.Н.Кудина и З.Н Новлянская в пособии для 3 класса предлагают знакомство с опознавательными жанровыми признаками басни. К какому роду относится басня? Они вводят понятие- сюжет басни. Основными моментами сюжета басен являются – завязка, вершина, развязка. Акцентируется внимание не только на внешние действия героев, но и на их внутренние, душевные переживания. Душевные переживания героев неотделимы от их внешних поступков. Басня имеет мораль в начале или в конце. В чем же разница? Если в конце басни, то, как вывод, урок, а если в начале – то она «задает» оценки заранее.
Иной путь работы над басней описан Л. В. Занковым. По его мнению, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им ставится второй вопрос: «Какова мораль басни?» «Уже после того, пишет Л. В. Занков, как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов. И то и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни. Наполняются истинным значением неповторимые выразительные средства языка Крылова...».
Итак, в рассмотренном подходе Л. В. Занкова анализ басни идет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию. По всей вероятности, мы не вправе полностью отрицать возможность такого подхода. Многое зависит от того, какова главная мысль и мораль басни (возможно, что они просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения). Однако, как показывают исследования психологов и методистов, а также школьный опыт, учащиеся начальных классов в своем восприятии художественного произведения проходят два этапа: непосредственное восприятие (эмоционально-образное) и опосредованное (обобщенно-оценочное, связанное с раскрытием подтекста, с пониманием идеи). В этом плане чтение басни не представляет исключения. Напротив, басня, как произведение, которому свойственна высокая степень обобщенности, заключенная в морали, требует четкого восприятия конкретно-образного содержания. От правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни учащиеся переходят к выделению ее главной мысли. Процесс раскрытия морали басни представляет для учащихся абстрагирование наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль вывод из конкретной части басни, а мораль обобщенное выражение идеи.
О значение выразительного чтения басен для школьников писала М.А Рыбникова: «Чтение басен приучает к более живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных вопросных и восклицательных интонаций.
Обычные недостатки детской речи отсутствие громкой и четкой речи, основные ошибки в произношении преодолеваются начальной школой. Лучшие учителя младших классов учат выделять логические ударения, делать паузы, учат читать стихи, разучивать по ролям баснивсе это воспринимается детьми с большой чуткостью и способствует лучшей постановке литературного чтения на первых его ступенях в 1-4 классах. Работа над выразительным словом оформляется в ряде уроков, посвященных чтению или рассказыванию текста, но, кроме того, учитель наблюдает за произношением, фразировкой и интонациями учащихся на каждом уроке. Исправляются ошибки в произношении: не молодежь, а молодёжь, не ётот, а этот, не поезия, а поэзия и т. д. Каждый ответ, цитата из стихотворения, пример по грамматике должен приводиться в соответственной голосовой подаче. «Не спеши, говори громко, ясно. Повтори еще раз, произнеси так, все тебя слышали и поняли». Все, что можно сказать на память, следует произносить без книги, наизусть, так как устная речь естественнее, живее, проще, а потому выразительнее. Приводя цитату, ученик повторит ее без книги, наизусть. Загадки, пословицы, над которыми работают в классе, все это материал для шлифовки дикции и для культуры живых интонаций.
Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов, басен все это постоянный пример для ученика. И потому педагог должен говорить громко (но не крикливо), ясно и четко (но живо), эмоционально (но без нервных и с минимальным количеством жестов). Как только является возможность, словесник должен произносить стихи наизусть; давая учащимся заучивать на память, учитель не должен освобождать себя от этого задания. На класс производит исключительное впечатление, когда новое произведение доходит до слуха из уст учителя, а не из книги.
Итак, прежде всего повседневное внимание к произношению, к четкости и ясности слова, к живости и простоте речи. И во вторую очередьсистема уроков, посвященных выразительному чтению стихов и прозы, хоровым выступлениям класса, рассказыванию художественной прозы.
Учитель подводит к выводу, что прочитать это значит подать голосом идею, тему произведения. Причем далеко не каждый ученик способен схватить сразу тональность произведения и выразить ее в голосе. Над этим приходится работать.
Выразительное чтение также имеет несколько форм: индивидуальное, диалогическое (по ролям и лицам) и хоровое (многоголосое). Другую классификацию можно представить исходя из стиля языка и жанра читаемого текста.
Анализируя урок в 3 классе по теме «И А Крылов» (Н. Н. Туний, учителя начальных классов, г Кореновск, Краснодарский край)видим, что учитель ставит своей целью не только обобщить знания учащихся о творчестве И.А Крылова, но и развивает интерес к чтению басен, формирует умение работать с книгой, развивает творческую активность детей, воспитывает взаимовыручку, справедливость. Урок начинается с сообщения цели и темы урока. Выступающие дети знакомят класс с творчеством И. А Крылова, с его биографией и творчеством. Затем класс делится на 4 команды. Каждая команда выбирает название и связывает его с другими баснями, где есть это с
·лово. Например: команда «Лисица» подбирает другие басни: «Ворона и Лисица»; «Лисица и Виноград»; «Волк и Лисица»; «Добрая Лисица», «Лиса»; «Лиса и Осел». Детям ставятся вопросы, что такое басня? На какой жанр похожа басня, что такое мораль басни?
Следующим заданием является составление пословиц и соотнесение их с главной мыслью басни «Стрекоза и Муравей». Это пословица «лето пролежишь – зимой с сумой побежишь». Аналогично проводится подбор пословицы к басне «Чиж и Голубь» («без беды друга не узнаешь»).
Назовем игры, в ходе которых учащиеся узнают басни
ЧОИЛЖУИБГЬ - «Чиж и голубь»
ВГОНЛЕКНИОЯК - «Волк и Ягненок»
ООСЛЕОЛВИЕСЙ – «Осел и Соловей»
ЗОЕБРЕКЗАЬЛЯОНА - «Зеркало и Обезьяна»
Соединяют стрелками начало и конец названий басен И.А Крылова.
Мартышка
Лисица

Ворона
Кот

Стрекоза
Очки

Щука
Голубь

Чиж
Муравей

Слон
Жемчужное зерно

Петух
Моська

Кукушка
Ягненок

Волк
Обезьяна

Зеркало
Петух

Определяют, каким басням соответствует мораль
а) Когда в товарищах согласья не
На лад их дело не пойдет (Лебедь, Щука и Рак)
б) Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться («Зеркало и Обезьяна»)
в) Уж сколько раз твердили миру,
Что ложь гнусна, вредна; но только все не впрок
И в сердце льстец всегда отыщет уголок («Ворона и Лисица»)
г) Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк («Петух и Жемчужное зерно»)
Узнают, кто из героев сказал слова.
1)Ну что за шейка, что за глазки
Рассказывать – так право, сказки (Лиса, «Ворона и Лисица»)
2)Не оставь меня, кум милый
Дай ты мне собраться с силой (Стрекоза, «Стрекоза и Муравей»)
3)Как смеешь ты наглец, нечистым своим рылом
Здесь чистое мутить питье мое (Волк, «Волк и Ягненок»)
4)Чтоб музыкантом быть так надобно уменье
И уши ваших понежней. (Соловей «Квартет»)
5)А вы, друзья, как не садитесь
Все в музыканты не годитесь. (Соловей «Квартет»)
6) Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки (Моська, «Слон и Моська»)
7)Чем кумушек считать трудиться
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь, «Зеркало и Обезьяна)
8) Помилуй, мне еще от роду нет и году. (Ягненок, «Волк и Ягненок»)
Объясняют значение крылатых выражений.
А воз и ныне там.
Из кожи лезут вон
Дело мастера боится
Хоть видит око, да зуб неймет
А Васька слушает, да ест
Слона – то я и не приметил.
Великий человек лишь громок на делах.
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Инсценируют басни «Кукушка и Петух», «Квартет»
Подводится итог урока.
Эффективность данного урока состоит в том, что учитель применяет различные приемы и методы работы над басней, формирует умение самостоятельно, вдумчиво работать с книгой, развивает творческую, познавательную активность учащихся.























2.1. Анализ программы и учебника «Любимые страницы» О.В. Кубасовой с точки зрения формирования навыка выразительного чтения.
Рассмотрим, как изучается жанр басни по программе УМК «Гармония» Автор О.В. Кубасова в учебнике «Любимые страницы» предусматривает введение басни в 3 классе. Анализу предлагаются две басни И.А Крылова «Стрекоза и Муравей» по теме «Труд человека кормит, а лень портит» и басни «Чиж и Голубь» по теме «Каждый свое получил» и две басни Л Толстого «Белка и Волк» и « Комар и Лев». В 4 классе по теме «Уж сколько раз твердили миру...» изучаются восемь басен: Эзоп «Лисица и Козел»; И .Крылов «Лебедь, Щука и Рак»; «Мышь и Крыса»; «Две бочки»; Л.Толстой «Лев и Лисица»; С Михалков «Просчитался»; «Услужливый»; «Заячье горе».
О.В. Кубасова предлагает на уроках познакомить с баснями И.А Крылова, Л Толстого, вводит понятие «басня». Проводится параллель между тремя баснями Эзопа, Крылова и Толстого; определяется, что общего в этих баснях, что порицают, осуждают авторы. О.В Кубасова рекомендует на уроке работать над выразительностью чтения басен. Для этого определяются главные герои, интонация героев, отношение автора к героям. Дети не только выразительно читают произведение, но проводят игру «Радиотеатр» или «Театр». Это дает возможность детям проявить и актерское мастерство, ярче выразить облик героев с помощью средств выразительного чтения (жеста, мимики, голоса, логического ударения). При работе над баснями большое внимание уделяется морали. Автор проводит сравнение литературных жанров сказки и басни, отличие их друг от друга. Учит детей видеть особенности басни,
При работе с баснями О.В Кубасова предлагает сделать акцент на то, что басня – аллегорический рассказ поучительного характера. Басня имеет сходство со сказкой. При работе над басней иногда имеет смысл остановится на особенностях поведения тех животных, о которых идет речь в басне, т.к это часто бывает связано с характерами литературных персонажей, с аллегорией и моралью произведения. А так же помогает детям, более выразительно прочитывать саму басню.
Например, это касается произведений И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», «Мышь и Крыса», Л Толстого «Комар и Лев», С.В Михалкова «Заячье горе». Конечно, не требуется природоведческой беседы о повадках этих животных и их особенностей. Достаточно обратить внимание детей на те качества животных, на которых основывается сюжет басни. Первичное восприятие басен вполне возможно организовать в форме самостоятельного чтения детей. Типичный анализ басни таков: анализ сюжетного слоя произведения; выявление главной мысли; раскрытие аллегории; анализ морали.
Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали и аллегории. Целесообразно начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснять иносказательный смысл (Кто подразумевается под действующими лицами басни?), и, наконец, рассматривается мораль.
Если главная мысль и мораль просты и доступны детям уже после первичного чтения, то можно сразу, без предварительной беседы, предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?», не прибегая к анализу текста. Учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего ми задается второй вопрос: «Какова мораль басни?». Дети читают сами, а потом происходит разбор речевых оборотов.
Работая над баснями, нужно обращать внимание детей на поэтичность, выразительность, меткость «басенного» язык. Пересказывать басни не стоит, так как при этом теряются языковые особенности басен.
Работа над басней предполагает не только чтение в лицах, но и драматизацию. Это может быть
* произнесение реплики одного из персонажей с использованием мимики и пантомимы;
* «живая картина» (изображение персонажей при помощи мимики и пантомимы, без использования голоса)
* развернутая драматизация эпизода. (обычно кульминационного)
Раскрывая вопросы специфики выразительного чтения литературных произведений разных жанров, О. В Кубасова акцентирует внимание на том, что большое значение для полноценного восприятия детьми текста имеет выразительное чтение и рассказывание произведения учителем. Для того, чтобы чтение учителя было выразительным, нужно знать особенности исполнения литературных произведений различных жанров. Каковы же особенности работы над выразительным чтением басен?
Особенности чтения басни определяется ее смысловым и жанровым содержанием. Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи тон. Чтец непосредственно обращается к слушателями сообщает о событиях, которые как будто действительно имели место по словам Е.В. Язовицкого, «исполнитель басен – не оратор, не актер, а человек образно и эмоционально рассказывающий своим друзьям интересный и поучительный случай, из которого они должны извлечь тот или иной урок практической морали»
Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение предполагает обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз. Одной из жанровых особенностей басни является то, что основной смысл (за редким исключением) сформулирован в морали, которая освобождает от раздумий над идеей произведения. Наличие морали облегчает чтецу определение исполнительской задачи. Однако другая особенность басни - аллегоричность – усложняет ее исполнение перед чтецом встает вопрос о том, какой образ следует представлять –тот который рисует автор или тот, который подразумевается. Опытный исполнитель будет видеть и тот, и другой, однако учителю при чтении детям целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором, например Лисы, Вороны, Волка, Ягненка, и т.д. Если у исполнителя при чтении не получится яркого, четкого образа, то «изюминка» басни исчезает. Поэтому особое внимание нужно уделять передаче образов, характеров персонажей.
«У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер,- писал В Г Белинский,- и проказница мартышка., и лисица у него везде хитрая уклончивая, бессовестная..; лев - грозно могучий, величественно страшный» Это облегчает читающему восприятие каждого действующего лица, а следовательно, и его выражение.
Безусловно, речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Однако следует осторожно подходить к их изображению. Нужно лишь пересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в образ.
Другое дело, когда басня читается по ролям. В этом случае исполнитель каждой роли перевоплощается в свой образ, обращается не к слушателям, а к партнерам, воздействует на них. При чтении по ролям непосредственное воздействие на слушателей осуществляет только тот, кто читает за автора рассказчика.
При выразительном чтении и при чтении по ролям нужно стремиться к целесообразному использованию не только интонации, но и неязыковых средств. Как и во всем, здесь нужно соблюдать меру. Не следует переигрывать, утрировать Нужно выбирать лишь те средства выразительности, которые не отвлекают от смысла басни, а помогают раскрыть его, и пользоваться ими нужно в той мере, которую подсказывает специфика басенного жанра. Конечно, если представить басню в драматургической форме, здесь будут действовать свои законы, однако при этом велика опасность впасть в пародийность
Подводя итог работы над басней, автор дает понять детям, что басни учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Они учат мудрости жизни. Само же чтение басен обогащает детей знаниями жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней - значит, стать умнее, узнать что – то новое и важное о себе и о людях.
Басни, изучаемые по программе УМК «Гармония»
Класс
Название басни
Упражнения по обучению выразительному чтению

3.кл
И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»; «Чиж и Голубь»
Л Толстой «Белка и Волк»; «Комар и Лев»
1) прослушивание басни в грамзаписи.
2) словарная работа
3) словесное рисование героев, высказывание своего отношения к ним
4) выразительное чтение басни
5) соотнесение с пословицами
6) раскрытие смысла морали басни
7) чтение по ролям
8 ) конкурс чтецов

4.кл
Эзоп «Лисица и Козел»;
И .Крылов «Лебедь, Щука и Рак»; «Мышь и Крыса»; «Две бочки»; Л.Толстой «Лев и Лисица»;
С Михалков «Просчитался»; «Услужливый»; «Заячье горе».

1) учительское чтение басни
2) словарная работа
3) словесное рисование героев, высказывание своего отношения к ним
4) соотнесение с пословицами
5) чтение по ролям
6) инсценирование
7) чтение басен в парах сменного состава
8) нахождение основной мысли басни
9) подбор афористических фраз из басен
10) раскрытие морали и аллегории басни
11).драматизация

Из таблицы мы видим, что содержание учебников «Литературное чтение» предлагает широкий спектр упражнений для выработки выразительного чтения басен.
Система работы по обучению младших школьников выразительному чтению.
При поступлении детей в школу совместно со школьным психологом был проведен диагностико - прогностический скрининг с целью выявления имеющихся у учащихся отклонений и позволяющий учителю с первых дней пребывания детей в школе выявить у них проблемные зоны и наметить пути коррекционно - развивающего воздействия, отражающего индивидуальную направленность обучения. Был выявлен ряд проблем, которые могли бы явиться препятствием для обучения детей выразительному чтению на уроках грамоты и литературного чтения:
- неразвитость артикуляционного аппарата;
-логопедические проблемы отдельных детей по произношению различных звуков;
- слабо развитая эмоциональная сфера ребенка;
В ходе обучения грамоте и чтению так же была выявлена еще одна проблема:
-неумение детей интонировать голосом, правильно расставлять логические ударения.
В связи с возникшими проблемами были продуманы подготовительные упражнения к выработке выразительного чтения:
- логопедическая (артикуляционная ) гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т.Буденной, О.Крупенчук, Т.Воробьевой. Эти упражнения развивают произвольное движения языка и губ, развивают их подвижность, укрепляют мускулатуру языка, щек и губ, стимулируют движения нижней челюсти, способствуют растяжке подъязычной уздечки.
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков
Од – од-од – мы вскопали огород
Де- де- де – где ты, солнце, где?
Ода– ода-ода - стоит хорошая погода.
Ди – ди - ди - пусть не идут дожди
- скороговорки для развития речевого аппарата.
Работа над скороговорками идет следующим образом:
*произношение скороговорки с беззвучным шевелением губ;
*произношение шепотом;
*увеличение темпа и громкости произношения;
*произношение с разными интонациями (удивления, радости, уверенности и т.д)
Цель этого упражнения – развивать подвижность речевого аппарата, избежать нечеткости произношения, развивать выразительность речи учащихся.
- фонопедические упражнения
по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.
По весне вспахал старик землю плугом

Посеял пшеницу

Солнце светит

Пшеница растет

Ветер прилетает, пшеницу качает

Дети делают движение кулаками от груди вперед и произносят звук –у-. Повторяют 3-4 раза ,каждый раз увеличивая продолжительность выдоха.
Показывают как разбрасывают зерна и произносят короткие звуки –п-
Произносят звонкие певучие звуки –а- в верхнем регистре.
Медленно поднимают руки, произнося звук -ш-

Делают глиссандо на звук –у- вверх и вниз, показывая высоту звука рукой

-упражнения для развития мимических мышц лица
для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно – образного мышления.
1. Двигать ноздрями (одновременно и поочередно)
2. Сжать зубы и губы. Одновременно опускать углы рта. Дышать через нос.
3. Попеременно открывать и закрывать то правый, то левый глаз.
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики,
поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук.
Скок, скок – поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка молода,
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенек
Простояла весь денек
Дети хлопают в ладоши.

Шлепают по коленям
Хлопают в ладоши.

Шлепают по коленям
Ударяют кулачками друг об друга,
кулачками по бедрам
друг об друга,
по коленям
Делают поочередно шлепки ладонями по коленям
Щелкают пальцами
Шлепают по коленям
Щелкают пальцами
Шлепают по коленям


- работа над логическим ударением.
Логическое ударение это выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов. Логическое ударение используется для противопоставления одного слова другому и для усиления значения слова.
У маленькой Сани перевернулись сани.
Покажите голосом, какой была Саня
У маленькой Сани перевернулись сани.
выделите голосом, что это произошло у Сани
У маленькой Сани перевернулись сани.
выделите, что же случилось с санями
У маленькой Сани перевернулись сани.
Покажите голосом, что это произошло с санями.
У маленькой Сани перевернулись сани.
УМК «Гармония» впервые с жанром басни знакомит детей в 3 классе. Эффективность работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы и т. п. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.
Методической особенностью обучения детей чтению басни на первом этапе обучения является детализация анализа текста басни, когда внимание детей фиксируется на каждом действии персонажей, на их словах и чувствах, ситуациях, определяющих эти действия и чувства, Очень многое для понимания учащимися идеи басни дает выяснение их отношения к персонажам. Уже после первого прочтения таких басен, как «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», целесообразно поставить ученикам вопрос: «Кому из действующих лиц вы сочувствуете и почему?» Ответ на такой вопрос сразу ставит учащихся перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, т. е. приступить к анализу:
Прав ли был Муравей, отказав Стрекозе в просьбе?
Почему Стрекоза оказалась без жилища и без корма? Может быть, с ней случилась беда, и тогда Муравей действительно не прав? (Учащиеся словами текста доказывают, что Стрекоза оказалась в бедственном положении потому, что все лето беспечно пела...)
Почему Муравью просьба Стрекозы показалась странной? (Он другой: он все лето трудился...)
Так сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия их раскрытия (учащиеся постоянно работает с текстом) подводит к раскрытию аллегории: в басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие свое время.
Цельность восприятия басни задается таким средством антиципации, как сопоставление основной иллюстрации к произведению с его названием и установкой на жанр. По иллюстрации к произведению дети дают описание героев, их образы.
На втором этапе в процесс обучения младших школьников чтению басен целесообразно включать работу по составлению специального словаря. Детям предлагается найти слова «трудные» для понимания. Объясняется значение этих слов:
как зима катит в глаза...- неожиданно наступила зима.
тоской удручена - огорчена, угнетена.
Кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери.(С. И. Ожегов)
...мягких муравах - мягких травах.
вешних дней- весенних дней.
Для работы над выразительным чтением басни детям предлагается расставить логические ударения, определить интонацию речи героев, найти слова автора, Муравья и Стрекозы
Такая система работы обучает младших школьников эффективно вдумчиво работать над развитием выразительного чтения басен; развивает умение интонировать голосом; правильно расставлять логическое ударение, определять интонацию голоса героев, передавать отношение автора к героям.

























2.3. Результаты работы по обучению школьников выразительному чтению басни.
С целью изучения умений школьников выразительно читать басни нами была проведена диагностика, включающая задания: расставить логическое ударение в тексте басни; прочитать текст четко, громко, интонируя голосом, соблюдая темп чтения
Результаты работы по выработки выразительного чтения басен (3.класс)
Таблица 1
ФИ ученика
Логическое ударение
Громкость
Темп
Интонация

А Р
+
-
+
+

А Ю
+
+
+
+

А А
-
-
-
-

Б И
+
+
+
+

Б Л
-
-
-
-

В Ж
-
-
-
-

Д К
-
-
-
-

Г М
+
+
+
+

И А
-
-
-
-

И Ж
-
-
-
-

К П
-
-
-
-

К М
+
+
+
+

К Р
-
-
-
-

К К
-
+
+
+

К С
+
+
+
+

Л В
-
-
-
-

Л Н
-
+
+
+

МН
-
-
-
-


Продолжение таблицы 1

П О
-
+
-
-

Р Д
+
-
+
-

С Ж
+
+
+
+

С А
+
+
+
+

С С
-
-
-
-

Ч Д
-
-
-
-

Ч Д
-
-
+
-

Ш Л
-
-
-
-

Ш В
-
+
+
+


Правильно расставили логическое ударение 9– чел, что составляет -33 %
Прочитали басню громко, четко 11– чел, что составляет - 40 %
Соблюдали темп чтения 13– чел, что составляет 48 %
Интонировали голосом 11– чел, что составляет 40 %
Таким образом, видим, что реально справились с заданием менее 50 % учащихся.
Результаты работы по выработки выразительного чтения басен (4 класс)
Таблица 2
ФИ ученика
Логическое ударение
Громкость
Темп
Интонация

А Р
+
+
+
+

А Ю
+
+
+
+

А А
+
-
+
+

Б И
+
+
+
+

Б Л
-
-
-
-

В Ж
+
+
+
+

Д К
-
+
-
+


Г М

И А
+
+
+
+

И Ж
+
+
+
+

К П
-
-
-
-

К М
+
+
+
+

К Р
+
+
+
+

К К
-
-
-
-

К С
+
+
+
+

Л В
+
+
+
+

Л Н
-
-
-
-

МН
+
+
+
+

П О
-
+
-
+

Р Д
+
+
+
+

С Ж
+
-
+
+

С А
+
+
+
+

С С
+
+
+
+

Ч Д
+
+
+
-

Ч Д
-
-
-
-

Ш Л
+
+
+
-

Ш В
+
+
-
+


+
+
+
+


Правильно расставили логическое ударение 18– чел, что составляет - 66%
Прочитали басню громко, четко 19– чел, что составляет - 70 %
Соблюдали темп чтения 19– чел, что составляет 70 %
Интонировали голосом 20– чел, что составляет 74 %
Таким образом, видим, что справились с заданием более 50 % учащихся
Входная диагностика выявила объективный уровень умения учащихся выразительно читать басни. На ее основе была построена работа, позволяющая проводить индивидуальную корректировку, проверяемых умений. Система работы по выразительному чтению басен позволила по результатам второй диагностики сделать заключение об индивидуальной динамике развития каждого ребенка и об эффективности системы работы по обучению младших школьников выразительному чтению басен
























Заключение.
Изучение специальных материалов показало, что желание и умение читать басни приобретает для ребенка начала XXI века уже в младшем школьном возрасте личностно-значимый смысл, но только в том случае, если учитель и дети воспринимают басню как особый литературный жанр с ярко выраженной спецификой художественного видения ее автором явлений реальной действительности и отражения их в форме так называемого художественного басенного мира. Именно освоение авторского отражения окружающего мира в басне приучает ребенка различать зло, формирует у начинающего читателя свое особое отношение к миру зла и убеждает его в важности понимания того, когда и как может трансформироваться реальный мир в басенный. А это, в свою очередь, требует внесения в принятую сейчас методику обучения младших школьников чтению басен таких изменений, которые научили бы детей 8-9 лет умению вглядываться в созданные баснописцем персонажи и картины басенного мира, узнавать этот мир, запоминать басенные образы и картины, во многом на интуитивном уровне улавливать типичные для этого мира ситуации и отношения персонажей и "присваивать" все это как жизненный опыт, особенно необходимый детям в новых социальных условиях. Именно поэтому классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить, так как она является "одним из способов познания житейских отношений, характера человека" (А.А.Потебня).
В ходе исследования нами раскрыто содержание понятия «выразительное чтение». Выразительное чтение – это интонационно правильное чтение, отражающее проникновение чтеца в содержание художественного произведения. Основа выразительности чтения – мысли, чувства, намерения говорящего, читающего. Средство выразительности звучащей, произносимой речи - интонация со всеми составляющими ее компонентами: паузами, темпом и ритмом, мелодикой, интенсивностью и эмоциональной окраской (тембром) речи.
В соответствии с задачей исследования дана характеристика жанра басни. Басня - короткий прозаический или стихотворный рассказ, в котором действуют символические персонажи, воплощающие различные человеческие типы и иллюстрирующие принципы морали либо практической целесообразности. Моральный урок либо содержится в самом повествовании, либо может быть прямо сформулирован в особом, отдельном от него рассуждении. Действующими лицами чаще всего являются животные, но иногда человеческие существа, боги или неодушевленные предметы. К басенной форме близка притча (парабола), однако, в отличие от басни, притча бытует внутри большого текста, а не самостоятельно. Жанр бестиария тоже имеет черты, сближающие его с басней. Короткие басни иногда называют апологами. (словарь Ожегова)
Нами показан анализ методического опыта обучающего выразительному чтению басен. По нашему мнению, наиболее эффективными приемами являются: образец выразительного чтения басни самим учителем; определение как построена басня, ее ритмический рисунок, рифмы; выявление героев и их характеров, особенности речи героев; каковы поступки героев, их внутренние и внешние переживания. При чтении басни важно показать голосом идею и тему, тональность произведения. Сравнение басни с пьесой, чтение в диалоге, разыгрывание басни.
Диагностические срезы на заключительном этапе эксперимента позволили выявить позитивную динамику формирования навыка выразительного чтения басен (количество учащихся, выразительно читающих басню, возросло с 25% до 62%)
Представлена система работы, которая складывается из упражнений, способствующих устранению причин, мешающих выработке выразительного чтения: работа над артикуляцией, упражнения, развивающие подвижность речевого аппарата, определение логического ударения при чтении басен. Необходимо развитие у детей внимания к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи басни, к каждому штриху их облика. Обучение детей проведению детализации анализа текста басни, когда внимание детей фиксируется на каждом действии персонажей, на их словах и чувствах, ситуациях, определяющих эти действия и чувства. Важным фактом выразительного чтения басни является выяснение личных отношений учащихся к персонажам басни
Исследования выявили новые ориентиры для научного поиска: требуются дальнейшие разработки проблемы обучения выразительному чтению младших школьников лирическому стихотворению.


















Список использованной литературы и источников.
Басня. – Яндекс. Словари. Энциклопедия «Кругосвет» slovari.yandex.ru <Кругосвет>
Белинский В. Г. Собрание сочинений в 9 томах, т.7. М., Художественная литература. 1981.
Белинский В. Г. Басни Ивана Крылова. Полное собрание сочинений М., 1954. 149с
Большая Российская энциклопедия, том 3 Москва Большая российская энциклопедия 2005. 90с.
Вачкова С. Н. Как научить детей чтению басен. Практическое пособие М., Аркти .2007. 722с
Горбушина Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М.,1981. 103-106с
Горецкий В. Г, Климанова Л.Ф.Литературное чтение для II-IV классов четырехлетней начальной школы. М., Просвещение. 2001.
Дорогинина Н. Н Литературное чтение 4 кл. Волгоград. Учитель АСТ. 2003 1 полугодие. 66-75с.
Картушина М. Ю Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М.,ТЦ Сфера. 2006.
Колесникова О. И. Филологические основы работы над произведением на уроках чтения // Начальная школа. - 2000. - № 11. с. 6//
Коренюк Л. Ю. Методика выразительного чтения. Под ред. Завадской. Т. Ф. Учебное пособие для студентов специальности «Русский язык и литература». М., Просвещение. 1977.
Коти Т. Ю. Скороговорки. М., 2000.
Крупенчук О. И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения; Артикуляционная гимнастика СПб., 2004.
Кубасова О. В. Выразительное чтение М., Академия. 2001.
Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - М., 2004.
Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Литературное чтение. 3 класс. Методическое пособие. М., Оникс. 2003.
Куликовская Т. А. Забавные чистоговорки. М., 1999.
Ожегов С.И. Словарь Екатеринбург: Урал-Советы.1994. 34с.
Персидская И. П. Литературное чтении 3 кл Волгоград. Учитель АСТ 2003. часть 134-37с.; часть 2 14-18с.
Потебня А. А. Теоретическая поэтика М., Высшая школа. 1990. 90-97с.
Рамзаева Т. Г., Львов. М. Р. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности педагогика и методика нач. обучения М., Просвещение. 1979. 431с.
Рыбникова М. И. Очерки по методике литературного чтения. М., 1963.
Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения М 1963. 146с.
Туний Н. Н. И. А. Крылов //Вкладка Начальная школа. - 2009. - № 2. с. 11//
Язовицкая Е. В. Выразительное чтение басен И. А. Крылова М., 1963. 70с.
Words-info.com.ru. Открытая энциклопедия.













Приложение.
Приложение 1. Баснописцы.
Большое значение для развития басенного жанра имело творчество древнеримского поэта Федра (ок. 15 до н.э. – ок. 70 н.э.). Федр был рабом, а затем вольноотпущенником императора Августа и жил в эпоху расцвета латинской литературы. Ему принадлежат 5 книг Эзоповых басен, написанных ямбическим размером. В своих ранних книгах Федр в основном следовал традиционным сюжетам Эзопа, но затем начал создавать более самостоятельные произведения, использовать непривычный для тогдашних баснописцев материал, такой, например, как анекдоты.
Произведения как Эзопа, так и Федра неоднократно переписывались и пересказывались в средние века, от которых до нас дошло множество сборников с их баснями.
Большое влияние на мировую литературу оказали также восточные басни, прежде всего созданный в 3–4 вв. н.э. в Индии сборник на санскрите Панчатантра. Традиция называет автором этой книги мудреца Вишнушармана, написавшего ее для обучения царских сыновей. Животные, действующие в Панчатантре, олицетворяют различные человеческие качества. Предполагается, что на таких доступных примерах, Вишнушарман должен был знакомить принцев с жизнью разных слоев общества и с различными ситуациями, выпадающими на долю людей.
В Англии Р.Л" Эстранж написал пятьсот прозаических басен, опубликованных в 1692. В 1727 Д.Гей опубликовал пятьдесят басен в стихах, в основном на оригинальные сюжеты. Здесь же появлялись басни, близкие памфлету, как правило, представлявшие политическую сатиру. В Германии в жанре басни работал Г.Э.Лессинг, его сборник басен со вступительной статьей Исследование о басне увидел свет в 1759.
Басни И.И.Дмитриева (1760–1837) хотя и уступают в художественном отношении творениям Сумарокова или Хемницера, однако куда более новаторские, прежде всего по своему языку. Дмитриев – поэт-сентименталист, был близким другом Карамзина и разделял его взгляды на развитие русского литературного языка. Все сорок его басен были написаны в 1803–1804, когда карамзинская реформа языка уже приносила ощутимые плоды. Дмитриев отошел от классицистского деления жанров на высокие и низкие и стремился выработать новый подход. По его мнению, нужен был единый литературный язык, который мог бы использоваться в произведении любого жанра. Именно поэтому в своих баснях он использовал светскую разговорную речь, что по тем временам было исключительным новаторством. А.С.Пушкин считал, что «все его басни не стоят одной хорошей басни Крылова», однако реформаторский характер произведений Дмитриева сильно повлиял на последующих баснописцев. Его произведения были очень популярны. По словам одного из современников, он «отворил басням двери в просвещенные, образованные общества, отличавшиеся вкусом и языком». Не меньшей известностью пользовались на рубеже 18 и 19 вв. басни А.Е.Измайлова (1779–1831), писавшего уже в ином стиле. Большая часть его басен – жанровые сценки. Их герои – чиновники, купцы, разночинцы.












Приложение 2. Логопедический комплекс упражнений
Это такие упражнения как:
«сладкое варенье» - дети облизывают язычком губы.
«лошадки» - цокают язычком, убыстряя и замедляя скорость движения.
«прятки» - прячут язычок к гортани
«чистим зубки» - языком проводят по верхним и нижним зубам
«дразнилка» - высунув язык подразнить соседа.
«киска» - показывают, как кошка язычком лакает молоко
«рыбки» - открывают рот, язык лежит свободно, губы держат форму буквы «О»
«прячем орешки» - закрыв рот, надавливают на внутреннюю сторону щеки так, чтоб появился «орешек»
«коровка жует сено» - выполняют круговые движения нижней челюстью при закрытом рте (рисуем букву «о»)
«маляр» - рот открыт, губы в улыбке. Делают скользящие движения языком по твердому небу вперед и назад













Приложение 3. Развитие речевого дыхания происходит с помощью следующих упражнений:
Дышать, как собачка, высунув далеко язык.
Нюхать цветок (носом), сделав губы трубочкой, дуем на одуванчик, чтоб слетели пушинки.
Сделать дерево. Прикрепить к карандашу несколько бумажных полосок и дуть, изображая разной силы ветер.
Увеличивать продолжительность выдоха с помощью следующих упражнений:
На одном дыхание повторять предложение, каждый раз увеличивая в нем количество слов.
Ветер качает колосья.
Ветер качает золотые колосья.
Ветер тихо качает золотые колосья.
Легкий ветер тихо качает золотые колосья.
Легкий ветер тихо качает золотые колосья пшеницы.









13PAGE 15


13PAGE 144815




"FxѕА
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·g Заголовок 1 Заголовок 215