Информация и информационные процессы -урок-закрепление

Конспект урока по учебнику «Информатика и ИКТ» 10 класс Н.Д. Угринович
Тема урока: Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.
Цели урока:
Систематизация знаний по теме: “Информация и информационные процессы”
Используя активные формы работы на уроке, создать практически для каждого ученика ситуацию успеха
Воспитание познавательного интереса учащихся, умения слушать, культуры межличностных взаимоотношений.
Оборудование: доска, презентация
Ход урока
Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока)
Презентация (техника безопасности в компьютерном классе)
Изучение нового материала.
Человек существует в «море» информации - это знания из различных источников, он постоянно получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств – обоняние, осязание, вкус, зрение, слух, хранит ее в своей памяти. Анализирует с помощью мышления и обменивается информацией с другими людьми. В процессе общения он передает и получает информацию в форме сообщения.
Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений. Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I которое несет полученное сообщение.
N=213 EMBED Equation.3 1415
Для количественного выражения любой величины необходимо сначала определить единицу измерения. Минимальной единицей измерения количества информации является бит
8 бит – 1 байт
1024 (213 EMBED Equation.3 1415)байт- 1 Кбайт
1024 (213 EMBED Equation.3 1415) Кбайт- 1 Мбайт
1024 (213 EMBED Equation.3 1415) Мбайт- 1 Гбайт
1024 (213 EMBED Equation.3 1415)Гбайт- 1 Тбайт

Алфавитный подход это единственный способ измерения информации, который может
применяться по отношению к информации в компьютерах.
Алфавит это конечное множество символов, используемых для представления информации. Число символов в алфавите называется мощностью алфавита. Количество информации несет в тексте каждый символ (i), вычисляется из уравнения Хартли: 2i = N, где N мощность алфавита.


Закрепление изученного материала (работа в тетрадях)

Задание1. (ЕГЭ В1)
Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном и трех состояний (вкл., выкл., мигает). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 40 различных сигналов.
Решение:

40= 313 EMBED Equation.3 1415
С помощью одной лампочки 3 сигнала, с помощью 2 лампочек 9 сигналов, с помощью 3 лампочек 27 сигналов. С помощью 4 лампочек- 81 сигнал. Значит для передачи 40 сигналов необходимо 4 лампочки.
313 EMBED Equation.3 1415=81
Задание2. (ЕГЭ А2)
В велокроссе участвуют 60 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после кого как промежуточный финиш прошли 40 спортсменов.
Решение:
Для записи 60 возможных сообщений в двоичном коде требуется как минимум 6 бит, так как
N=213 EMBED Equation.3 1415
60= 213 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415=64
Для записи 40 номеров потребуется 6* 40= 240 бит или 30 байт

Задание 3. Какой объем оперативной памяти требуется для хранения текста статьи объемом 4 страницы, на каждой из которых размещены 32 строки по 64 символа?
Решение: 32*64*4 /1024 = 8 Кбайт


Итог урока. Выставление оценок
Домашнее задание. Конспект + стр.7 учебника
Рефлексия
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок
Я на уроке
Итог

1. интересно
1. работал
1. понял материал

2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал

3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял