Конспект урока по информатике и ИКТ на тему Двоичная система счисления (9 класс)


Тема урока: Двоичная система счисления
Эпиграф к уроку:  
«Все есть число» - говорили Пифагорийцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
Проблемный  вопрос:
Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку?
А всегда ли люди пользовались привычной для нас десятичной системой счисления?
На доске представлены высказывания. Ваша задача сказать, верно ли утверждение и аргументировать свой ответ.
Верно ли, что в древности люди считали в двоичной системе счисления
Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы
Верно ли, что в древности использовали руку, как инструмент для счета
Кроме пальцев рук, также использовали и фаланги пальцев. Давайте проведем эксперимент: посчитаем большим пальцем число фаланг на одной руке. Сколько получилось? (12) Раньше использовалось такое понятие, как дюжина.
Дюжина – это 12 штук. Дюжина – значение в большей степени торговое, и счёт дюжинами использовался в основном при мелкооптовой торговле. Например, продавали за 2 рубля 2 дюжины носовых платочков.
Где еще встречается число 12?
Сколько часов в сутках?
т.е. две дюжины. А если разделить на 2?
В наборе карандашей или фломастеров по 6, т.е. состоящий из полдюжины или по 12 штук, т.е. – из дюжины фломастеров.
Сервиз бывает на 6 персон, бывает на 12
Давайте вспомним основные определения, с которыми вы познакомились на прошлых уроках. Посмотрите внимательно на экран: вам необходимо установить соответствие, соединив при помощи линии определение с названием.
Откройте тетради и запишите тему урока «Двоичная система счисления»
На предыдущих уроках вы не только познакомились с видами систем счисления, но и научились переводить из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот. Давайте вспомним алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
На интерактивной доске:
1310 = A2
На классной доске:
10112=А10
А сейчас с целью проверки усвоения вами материала, предлагаю вам самостоятельную работу. В течение 3 минут (по 1,5 минуте на пример) вы должны перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот.
Задания на листах самоконтроля.
Упражнения для глаз.
Закрыть глаза, расслабить мышцы лба медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 6 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.
Моргать в течении 30 сек.
В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться .
В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
А знаете ли вы возможности компьютерного калькулятора?
Он имеет несколько режимов, а один из режимов Программист можно использовать для перевода чисел в различные системы счисления.
Здесь существует группа переключателей, определяющих систему счисления:
Переключатель Bin определяет двоичную СС. Обратите внимание, какие Кнопки калькулятора доступны (цифры 0,1 и кнопки операций над числами)
Переключатель Dec определяет десятичную СС. Какие здесь вы видите активные кнопки? (цифры 0-9 и кнопки операций над числами)
Рассмотрим пример перевода числа 14 из десятичной СС в двоичную.
Нажимаем переключатель Dec, вводим число, нажимаем переключатель Bin, получаем ответ, опять нажимаем Dec, очищаем поле
Итак, теперь вы знаете, что компьютерный калькулятор имеет несколько режимов, и режим программист можно использовать для перевода чисел в различные системы счисления.
А теперь предлагаю прочитать шуточное стихотворение
А.Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа в тетради.
Перед вами зашифрованная известная русская поговорка. Прочитайте её с помощью двоичных чисел в определённой последовательности, начиная с наименьшего числа и заканчивая наибольшим.
Откройте дневники и запишите домашнее задание
На карточках (обязательное)
№1. Перевести:
а) 19710= А2б)100111012= А10
№2. Прилетел как-то к земной девушке красавице писанной ухажёр с планеты DOUBLE FINGERS и ну замуж её звать и похваляться, что де и зарабатывает он 1100000 долларов в месяц и апартаменты у него общей площадью 10100 квадратных метров, и одних машин у него 10 штук. Однако девица наша была с умом и учла, что всё это в двоичной системе. А сколько же по-нашему будет?
2.) Творческое (выполняется по желанию):Сочинить стихотворение, в котором все числа будут записаны в двоичной системе счисления.
Рефлексия: 
а) Вам понравился урок? Ваш эмоциональный настрой….
Предлагаю выбрать одну из мордашек и тем самым выразить своё отношение к уроку (одна мордашка грустит - не всё получилось, что- то осталось непонятным, другая улыбается - её мысли были открыты и понятны для всех, третья - была безразлична к происходящему на уроке).
Отметьте на листах самоконтроля, а так же оцените по пятибалльной шкале важность и понимание темы и поставьте самооценку
б) Теперь попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Какое задание было самым интересным? 
- Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным? - С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? 
- Чему вы за урок научились?
То есть, теперь вы умеете:
Переводить приложение Калькулятор в вид Инженерный;
С помощью приложения Калькулятор находить двоичный код десятичных чисел;
Переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот.
Закончить урок я хотела бы словами:
«Задача, конечно не очень простая
Играя – учить, и учиться – играя
Но если с учёбой связать увлеченье,
То праздником станет любое ученье!»