Светофор и его сигналы


краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»
Конспект занятия
на тему: «Светофор и его сигналы»
Объединение «Умная дорога»
(для обучающихся второго года обучения 7-9 лет)
Материал подготовила:
Педагог дополнительного образования
Каржевина Марина Павловна
г. Петропавловск- Камчатский
2014г.
Тема. Светофор и его сигналы.
Цель: Расширить знание детей о видах и светофора и его сигналов, учить их быть внимательными при переходе улицы.
Задачи:
Формирование знаний о дороге, правилах перехода проезжей части по пешеходному переходу со светофором и без него.
Развитие способности ориентировки на улице, различение формы, цвета, понимание необходимости порядка на улице и дороге. Обогащение словарного запаса.
Воспитание уважения к правилам дорожного движения при переходе проезжей части.
Оборудование: таблицы, плакаты, учебное пособие, детские словарики, раздаточный материал.
Методы и средства обучения:
словесные — объяснение, рассказ, опрос.
наглядные — показ плакатов, иллюстрированных пособий видеопродукции, зарисовок на доске;
практические — выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации.
Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная.
Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная.
План занятия:
минут 1. Организационный момент (фронтальный опрос по понятиям) – 5 мин.
2. Сообщение темы и цели занятия. - 5 мин.
Теоретическая часть (путешествие в историю) «Светофор и его сигналы» - 10 мин.
3. «Викторина с мячом» - 20 мин.
4. Физкульт минутка – 5 мин.
10 минут Перерыв
минут 5. Практическая часть: Карандашное задание - 15 мин.
6. Вопросы для закрепления- 5 мин.
7. Игра «Огни светофора» - 20 мин.
8. Домашнее задание (творческое) - 5 мин.
Ход проведения
Организационный момент.
Педагог:
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас на занятие. Я вижу у вас замечательное настроение, которое нам сегодня понадобиться.
В начале занятия давайте вспомним с вами кто такие «Пешеход», «Пассажир», «Водитель (дети открывают словарики.)
Ответы детей: «Пешеход», «Пассажир», «Водитель» - это участники дорожного движения.
Педагог: Правильно!» На какие части делится дорога?
Ответы детей: Дорога делится на проезжую часть, по которой едут автомобили и тротуар по которому ходят пешеходы.
Педагог: Молодцы! Все верно.
Сообщение темы и цели занятия.
Педагог:
Сегодня мы продолжим занятия по правилам дорожного движения. Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вы должны разгадать загадки, а потом угадать все слово. (Буквы в слове по горизонтали открываются по мере отгадывания загадок.) Итак, слушаем вопросы.
1.Звук, издаваемый машиной для привлечения внимания пешеходов и водителей.
Ответы детей:
- Сигнал
Педагог:
2.Человек, управляющий каким- либо транспортным средством.
Ответы детей:
-Водитель.
Педагог:
3.(Эту букву пока пропускаем, вернемся к ней позднее, когда отгадаем всё слово.)
Педагог:
4.Резкая остановка транспорта.
Ответы детей:
-Тормоза.
Педагог:
5.Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут.
Ответы детей:
-Остановка.
Педагог:
6.Фонарь на автомобиле.
Ответы детей:
- Фары.
Педагог:
7.Этот знак запрета круглый с красным ободком: две машины рядом мчатся, запрещает он…..
Ответы детей:
-Обгон.
Педагог:
8.Штурвал автомобиля.
Ответы детей:
Руль.
Педагог:
Какое слово получилось по горизонтали?
Ответы детей: СВЕТОФОР
Педагог:
-Какая безударная гласная пропущена в слове «светофор»?
Ответы детей: «Е»
Педагог:
-Как проверить эту гласную?
Ответы детей:
- От слова- СВЕТ
Педагог:
Это и будет темой нашего сегодняшнего занятия «Светофор и его сигналы».
Педагог:
- А где вы видели светофор?
Ответы детей:
-На дороге, у пешеходного перехода.
Педагог: 3наешь ли ты, что:
Первый светофор появился в Лондоне более ста лет назад. Он стоял в центре города на столбе высотой 6 метров, имел два цвета: красный и зеленый. Специально поставленный человек поднимал кружок нужного цвета с помощью веревки.
Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он был в форме круга из трех равных частей: красной, желтой и зеленой. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет. Потом появились электрические светофоры. Первый пешеходный светофор появился в Ленинграде в 1937 году. В переводе с греческого «светофор» означает «носитель света» - он регулирует движение с помощью красного, желтого и зеленого световых сигналов.
Педагог:
-Что такое светофор? (идет объяснение.)
Светофор – техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов; друг и помощник водителей и пешеходов. Он разрешает или запрещает ехать или идти. Все обязаны подчиняться его сигналам.
Педагог:
-Зачем он нужен?
Ответы детей:
-Чтобы избежать несчастных случаев и правильно организовать движение транспорта и пешеходов.
Педагог:
-Сколько у него сигналов?
Ответы детей: Три сигнала: красный, желтый, зеленый.
Педагог:
-Какие бывают светофоры?
Ответы детей:
Светофоры бывают транспортные и пешеходные.
Педагог: (идет объяснение.)
На перекрестках, пешеходных переходах могут быть двухсекционные пешеходные светофоры. В них используется два цвета. Светофор для пешеходов с изображением на них красным цветом стоящего пешехода (запрещающий сигнал) и зеленым цветом идущего пешехода (разрешающий сигнал.) Пешеходные светофоры размещают на тротуарах с обеих сторон проезжей части дороги. Светофор подает световые и (или) звуковые сигналы, комплектуются таймерами, и регулирует движение на дороге. Транспортный светофор может быть трехсекционным и иметь дополнительные секции со стрелками зеленого цвета, указывающие направления движения транспортных средств. В транспортных светофорах используются три цвета.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно
Далее педагог объясняет, почему красный сигнал запрещающий. Красный свет - всегда сигнал опасности, и не только в светофоре. Красные лампочки загораются: в местах, где ремонтируют дороги; позади машины, которая тормозит; на железнодорожном переезде с приближением поезда; в опасных местах устанавливают красные флажки или ленточки; красной каймой обведены «Предупреждающие» и «Запрещающие» сигналы. Красный свет далеко виден водителям и пешеходам.
Педагог:
-Какие машины-помощницы человека окрашены в красный цвет?
Ответы детей:
Пожарная машина.
Педагог:
Желтый свет предупрежденье,
Жди сигнала для движения,
-Какие машины-помощницы человека окрашены в желтый цвет?
Ответы детей:
Машины МЧС, могут быть и транспортные средства общего пользования - маршрутное такси.
Педагог:
-А зеленый говорит
Проходите, путь открыт «ВЫЗОВ» ЗЕЛЕНОГО СИГНАЛА
Далее педагог объясняет:
Что скоро светофоры станут удобными и для пешеходов, и для водителей. Пешеходы смогут «вызывать» зеленый сигнал в любое время. А водителям не придется останавливаться на «красный», который обычно загорается, даже когда нет переходящих дорогу пешеходов, для этого светофоры оборудуют кнопкой вызова зеленого сигнала.
Подошел к проезжей части, нажал на зеленую кнопку на столбике - и дорога тебе открыта, пожалуйста, можешь переходить дорогу.
Далее педагог предлагает воспитанникам Викторину с мячом.
Ход игры.
Педагог кидает учащемуся мяч и задает вопрос. Учащийся отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу.
Педагог:
-Что надо делать, если загорелся желтый свет, а вы дошли только до середины улицы?
Ответы детей:
Стоять и дождаться, когда загорится зеленый сигнал светофора.
Педагог:
-Кому даёт команды пешеходный светофор?
Ответы детей:
Пешеходам.
Педагог:
-Когда надо начинать переходить улицу?
Ответы детей:
Когда загорится зеленый свет.
Педагог:
-Сколько сигналов у светофора?
Ответы детей:
Три для транспортных средств, два для пешеходов.
Педагог:
-Что означает красный сигнал?
Ответы детей:
Стоять.
Педагог:
-Каким машинам надо уступать дорогу даже тогда, когда для пешеходов горит зеленый свет?
Ответы детей:
«Скорой помощи», «Пожарной машине» и «Полиции».
Педагог:
-Назови игры, которые становятся очень опасными, если играть в них на улице, а не во дворе?
Ответы детей:
Игры с мячом вблизи проезжей части дороги.
Педагог:
-Как называется пересечение дорог?
Ответы детей:
Перекресток.
Педагог:
-Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?
Ответы детей:
Посмотреть, какой сигнал горит на светофоре.
Педагог:
Итак, в процессе игры с мячом мы изучили светофор и его сигналы. А теперь вопросы для закрепления.
Какие бывают светофоры?
Ответы детей:
Светофор для пешеходов и для водителей.
Педагог:
Как они выглядят?
Ответы детей:
Светофор для пешеходов состоит из двух секций, красный - стой, зеленый - иди.
Транспортный светофор состоит из трех секций красный - стой, желтый - жди, зеленый - иди.
Педагог:
Молодцы! Вы дали правильные ответы и немного устали. Пришло время отдохнуть. Предлагаю физкультминутку.
РАЗ - подняться, потянуться,
ДВА - согнуться, разогнуться,
ТРИ - в ладоши три хлопка,
НА ЧЕТЫРЕ - руки шире,
ПЯТЬ - руками помахать,
и на место тихо встать.
Объявляем перерыв.
Педагог:
Отдохнули. Набрались сил. Приступаем к практической части нашего занятия.
(Дети выполняют задание в тетради по ПДД).
Задание №1. Закрась светофоры в зависимости от ситуации.

Задание № 2. Закрасить секции пешеходного светофора в соответствии с приведенной на рисунке схемой, а рядом самостоятельно нарисуй пешеходный светофор.

Красный свет горит «стой», а зеленый – «иди».
(После того как задание было выполнено педагог задает вопрос детям).
Вопросы для закрепления.
Педагог: Что мы узнали?
Ответы детей: Движением пешеходов и машин управляют транспортный и пешеходный светофоры. Сигналы двухсекционного пешеходного светофора - только для пешеходов. Бывают светофоры с вызывным устройством (зеленого сигнала).
Педагог: Молодцы! Правильно.
Запомните очень простые правила, предлагаю вам эти правила закрепить на практике. (Для сценки подготовьте небольшое оформление зала. Сделайте бордюры, обозначьте проезжую часть пешеходным переходом устанавливается электронный макет светофора, вызываются несколько воспитанников, чтобы продемонстрировать эти правила на практике, все остальные смотрят и запоминают).Педагог: (называет Правила дорожного движения).
1. Переходи дорогу на зеленый сигнал!
(воспитанник смотрит на макет светофора, загорается зеленый сигнал, переходит дорогу, все остальные за ним наблюдают).
Педагог: Молодец!
2.Переходи дорогу по пешеходному переходу («зебре»)!
(на полу лежит нарисованная зебра, воспитанники по очереди переходят дорогу)
Педагог: Вы все правильно сделали, дорогу нужно переходить строго по пешеходному переходу («зебре»).
3.Прежде чем переходить дорогу, посмотри в обе стороны!
(следующий воспитанник останавливается перед «зеброй», смотрит в обе стороны, затем переходит дорогу).
Педагог: Молодец! Не забыл, что надо посмотреть в обе стороны.
4.Переходи дорогу только со взрослыми за руки!
(педагог берет воспитанника за руку и переходит с ним дорогу).
Педагог: Молодцы, правила вижу, вы усвоили, предлагаю игру «Огни
светофора». В этой игре все дети - пешеходы. Регулировщик (педагог) показывает на «светофоре»
Желтый сигнал - все дети выстраиваются и готовятся к движению. Когда зажигается Зеленый сигнал - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу.
При красном сигнале все замирают на месте.
Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
Педагог: Молодцы! Мне понравилось, как вы играли, были внимательными и активными, четко выполняли команды регулировщика (педагога).
Педагог подводит итог и вместе с детьми читает стихотворение «Огни светофора».
На светофоре - красный свет!
Опасен путь - прохода нет!
А если желтый свет горит -
Он «приготовься» говорит.
Зеленый вспыхнул впереди -
Свободен путь - переходи.
Педагог: Домашнее задание (творческое)
1.Нарисовать трехсекционный (транспортный) и двухсекционный (пешеходный) светофоры, раскрасить их сигналы.
2.Расскажите (или зачитайте) свою сказку о поведении пешеходов и водителей машин на перекрестке.
Пример:
Когда я был маленьким, мы с папой ходили гулять. На дороге я увидел много машин и большой фонарь с тремя разноцветными лампочками. Я спросил у папы:
- Что это?
Папа ответил:
- Светофор. И объяснил мне, какой цвет что обозначает. Красный цвет - стой, идти нельзя. Желтый цвет говорит: скоро загорится зеленый свет, и можно будет идти. Зеленый - путь открыт, можно идти.
Вот так я узнал, что такое светофор. И когда я перехожу дорогу, смотрю на светофор.
Педагог:
Мне понравилось, как вы работали замечательно рисовали, давала правильные ответы,
были активными участниками и т.д. Наше занятие закончилось. Всем до свидания.
С хорошим настроением жду вас на наши занятия по ПДД.

Список литературы: Для педагогов:
1.Елжова Н.В. ПДД в начальной школе: конспекты занятий по ознакомлению учащихся с ПДД; перспективное планирование по профилактике ДДТТ; работа с родителями - Ростов н/Д: Феникс, 2013.
2.Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: метод. пособие / [В.Я. Сюньков, П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, И.В. Александрова, М.В. Маслов; под ред. П.В. Ижевского]. - М.:Просвещение, 2009.
3.Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2009.
4.Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под редакцией А.Т. Смирнова]. - М.: Просвещение, 2008.
5.Тошева Л.И. Основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2011
6. Мой друг светофорик: 2 класс:учебное пособие / под. ред. Р.П. Бабина. – 3-е изд. – М.: Мнемозина, 2008.
Для обучающихся:
Извекова Н. А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 2 класса. -М.: Просвещение, 1979.
Мой друг светофорик: 2 класс:учебное пособие / под. ред. Р.П. Бабина. – 3-е изд. – М.: Мнемозина, 2008
Мой друг светофорик: 2 класс:рабочая тетрадь / под. ред. Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2005.