Доклад Воспитание гуманизма младших школьников в учреждении дополнительного образования


Воспитание гуманности младших школьников в учреждении дополнительного образования.
Формирование человека начинается с раннего детства. Детство – важнейший период человеческой жизни, важный этап развития личности, время формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. В детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности.
В последние время произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни. На первый план вышло переживание за себя и представление собственного «я», вследствие чего в обществе распространяется эгоизм.
Поэтому постановка проблемы гуманного воспитания является актуальной и прогрессивной в нашем обществе. Вот почему на первое место выходит проблема формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.
Идеологической основой дополнительного образования является Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года N 1726-р. Концепция направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту. Особое внимание уделено духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России, созданию условий для развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного человека. Только высоконравственный и гуманный человек сумеет решить проблемы эгоизма в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью.
Важной отличительной чертой дополнительного образования является его открытость. Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.
Решению этих важнейших задач способствует гуманизация образовательного пространства в УДО. Гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения ее творческого потенциала, установления гармонического взаимодействия с миром.
Гуманизация имеет в своей основе такое понятие, как гуманность. Гуманность включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и нравственного поведения.
Вместе с тем проявлять гуманность не означает соглашаться со всем, чем угодно! Лучше противостоять насилию и несправедливости мирными средствами.
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для воспитания гуманности. Ребенок становится способным произвольно управлять собственным поведением, подчинять его сознательному контролю. В данный возрастной период происходит интенсивное усвоение ребенком норм и правил поведения, нравственных чувств личности.
Формирование гуманности у младших школьников осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений.
Младшие школьники проявляют склонность к добрым делам. Многие из них хотят помочь старшим в труде, с большим усердием выполняют их поручения. Многие дети отзывчивы и готовы помочь своим сверстникам, умеют сопереживать. Многие дети этого возраста проявляют нежность, ласку и заботу, по отношению к своим родителям и близким.
Одним из важных проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. И главная роль в формировании таких качеств, как отзывчивость, взаимоуважение, сострадание, толерантность, доброжелательность, принадлежит педагогу. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является для детей примером нравственного поведения. Именно через любовь к своему педагогу ребенок осваивает моральные ценности общества.
Педагог может и должен:
- быть примером для детей;
- признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
- уметь слушать;
- создавать «ситуацию успеха», оказывать ребенку позитивную словесную поддержку;
- давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
- не допускать проявлений авторитаризма;
- поощрять совместную деятельность.
В учреждении дополнительного образования важна ориентация педагога на настроения и интересы воспитанников. Отношения между педагогом и детьми характеризуются диалогом, открытостью своих позиций, возможностью проявить себя и помочь другому. Педагоги дополнительного образования поддерживают отношения равенства, взаимного интереса, взаимопринятия и взаимоуважения в творческом объединении.
Занятие в системе дополнительного образования – это яркое событие, все, что происходит на занятии, затрагивает интересы ребенка и значимо для него. Педагог работает не над причинами неудач обучающихся, а над причинами успеха, таким образом, раскрывая творческий потенциал воспитанников.
Воспитание гуманности у детей на занятиях кружка тесно связано с одним из принципов гуманности: формирование взаимоотношений кружковцев на основе дружелюбия, доброжелательности, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, порядочности.
В своей работе придерживаюсь также принципа: «любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и прилежного, и ленивого. Доброта и любовь к детям не позволяет грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство» считает Ш.А. Амонашвилли.
Использую приемы, которые помогают воспитанию у детей взаимопонимания, взаимоуважения, отзывчивости, умения слушать других:
- например, коллективная творческая работа (к Новому году с первоклассниками украшали кабинет, наряжали елку; с учащимися третьего класса оформили стенгазету «Веселого Рождества!»).
- интересными для детей являются упражнения «Мое красивое имя» (детям необходимо назвать свое имя и положительное качество (о себе) на первую букву имени), или «Добрые дела» (дается задание сказать своему соседу добрые, хорошие слова, или отметить, какой хороший поступок совершил сосед за сегодняшний день), или ответить на вопрос «Что во мне ценят другие?».- очень нравятся ребятам тренинги. Называю ситуацию и даю варианты ответов. Дети выбирают, что им подходит. Затем идет обсуждение, высказывание своего мнения, затем вместе решаем, как лучше поступить.
Примеры ситуаций: твой друг сломал твою игрушку.
Ты его простишь.
Ты ударишь его
Ты поругался со своим братом.
Ты попытаешься объясниться с ним.
Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступили жестоко.
Ты отвечаешь тем же.
Ты зовешь на помощь старших.
Таким образом, ребенок получает возможность задуматься о себе, о
своем характере, понять свою значимость для других людей, понять самого себя. У него появляется желание становиться лучше. Самосовершенствоваться.
В процессе гуманного воспитания у ребенка происходит приобщение к общечеловеческим ценностям: красоте, добру, истине и др.. Он учится активно взаимодействовать с миром, оценивая происходящее. Каков человек, таков и мир, который он создает вокруг себя. Вся деятельность человека, его образ жизни и поступков всецело зависит от внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует и в чем видит смысл своей жизни. Каждый человек – есть личность, каждая личность это целый мир.