Психолого-педагогическая олимпиада для студентов Гуманная педагогика Ш. Амонашвили. Авторы- составители: Мирутенко С. А., Юренкова В. С., преподаватели колледжа


Методическая разработка
Психолого-педагогическая олимпиада для студентов «Гуманная педагогика Ш. Амонашвили»
Авторы-составители: Мирутенко С. А., Юренкова В. С.,
преподаватели колледжа
ПОЛОЖЕНИЕ
О СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЕ
по педагогике и психологии
I . Общие положения.
1.1. Настоящее Положение  определяет статус, цели и задачи студенческой олимпиады, порядок её проведения.
1.2. Студенческая олимпиада – это форма интеллектуального соревнования обучающихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить не только их знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. II. Цели и задачи олимпиады.
2.1. Олимпиада проводится с целью выявления наиболее способных студентов в области педагогики и психологии, развития познавательных интересов обучающихся, а также для формирования команды к участию в выездных олимпиадах по дисциплинам «Педагогика», «Психология».
2.2. Задачи Олимпиады:
создать условия для реализации способностей, склонностей, интересов студентов;
стимулировать учебно-познавательную деятельность студентов, повышение уровня их учебной мотивации;
пропагандировать научные знания в области педагогики и психологии;
III. Участники Олимпиады.
3.1. Участником Олимпиады может быть каждый студент, успешно осваивающий основную профессиональную образовательную программу по специальности, программы учебных дисциплин «Педагогика», «Психология» и изучающий данные учебные дисциплины не менее 1 года (3-4 курсы).
3.2. Для участия в Олимпиаде преподаватель дисциплины по согласованию со студентами учебной группы комплектует команду в количестве не менее 15 человек, максимальное количество участников не ограниченно. Список участников Олимпиады староста учебной группы подаёт в оргкомитет Олимпиады.
3.3. Права участников Олимпиады:
- каждый участник имеет право ознакомиться со своей работой после объявления результатов и получить необходимые разъяснения от членов жюри или преподавателей учебных дисциплин «Педагогика», «Психология»,
- в течение трёх дней после объявления результатов участник имеет право подать апелляцию в оргкомитет Олимпиады.
3.4. Ответственность участников Олимпиады:
- участники Олимпиады несут ответственность за самостоятельность выполнения заданий и грамотность оформления ответов,
- участники Олимпиады несут ответственность за поведение во время Олимпиады,
- участники Олимпиады несут ответственность за соблюдение регламента работы.
IV. Оргкомитет Олимпиады.
4.1. Для решения организационных вопросов и методического обеспечения студенческой олимпиады из числа преподавателей ПЦК педагогики, психологии, частных методик школьного образования СПП формируется оргкомитет.
4.2. Функции оргкомитета:
- определяет сроки и место проведения олимпиады,
- определяет количество и содержание заданий,
- разрабатывает критерии оценки заданий,
- рассматривает апелляции участников Олимпиады,
- определяет состав жюри Олимпиады,
- обеспечивает освещение результатов Олимпиады в настенной печати и на сайте Губернского колледжа,
- обсуждает результаты олимпиады с целью выработки соответствующих рекомендаций для проведения олимпиады в следующем учебном году.
4.3. Содержание заданий, критерии оценки заданий, состав жюри утверждаются ПЦК педагогики, психологии, частных методик школьного образования.
V. Жюри Олимпиады.
5.1. Жюри формируется из числа преподавателей педагогики и психологии СПП.
5.2. Функции жюри:
- осуществляет контроль за выполнением заданий участниками Олимпиады,
- анализирует и оценивает работы участников Олимпиады в соответствии с разработанными критериями,
- определяет призёров Олимпиады (1, 2, 3 места) и составляет их список,
- составляет отчёт о результатах Олимпиады.
VI. Порядок проведения студенческой Олимпиады по педагогике и психологии.
6.1. Олимпиада по педагогике и психологии предполагает личное соревнование участников и проводится в два этапа в специально отведенное внеучебное время в учебные дни по согласованию с отделом по учебной работе образовательного учреждения.
6.2. Первый этап представляет собой индивидуальное тестирование по материалам учебных дисциплин «Педагогика», «Психология». По результатам первого этапа 10 студентов каждой учебной группы, набравших наибольшее количество баллов, становятся участниками второго этапа Олимпиады. Второй этап представляет собой командное выполнение заданий. Для выполнения каждого задания команды формируются вновь. Набранные командой баллы становятся личным достижением каждого участника данной команды. По итогам второго этапа также определяется личное первенство участников.
6.3. Со сроками и порядком проведения Олимпиады студенты должны быть ознакомлены не менее чем за 10 дней до её проведения.
6.4. Задания Олимпиады - общие для участников всех специальностей. Время выполнения заданий I тура – 60 минут, II тура – 45 минут.
6.5. Во время проведения олимпиады  члены жюри контролируют работу студентов.
6.6. Результаты объявляются всем участникам Олимпиады не позднее чем через два дня после её проведения.
VII. Подведение итогов Олимпиады и награждение участников Олимпиады по педагогике и психологии.
7.1. Анализирует, оценивает работы участников и определяет призёров Олимпиады жюри.
7.2. Участники - призёры олимпиады награждаются дипломами, остальные участники получают сертификаты.
Задания для II этапа студенческой олимпиады по педагогике и психологии.
2 этап педагогической олимпиады проводится в групповой форме. Из числа студентов, набравших наибольшее количество баллов по результатам 1 тура, комплектуются 4 команды случайным образом.
2 этап педагогической олимпиады состоит из 3-х заданий:
1. «Своя игра»
Цели:
расширение знаний студентов в областях педагогики и психологии;
 расширение кругозора студентов в процессе знакомства с работами отечественного педагога Ш.А. Амонашвили;
формирование у студентов умения работать в коллективе.
Правила игры:
1. В игре участвуют 4 команды, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают вопрос для ответа. Заранее готовится таблица для выбора вопроса. Материал для заданий – содержание книги Ш.А. Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике», его биография.
2. Игру начинает команда, первой поднявшая табличку со своим номером.
3. За свой ответ команда может заработать 0,1 или 2 балла:
0 баллов – за неправильный ответ;
1 балл – за верный, но краткий ответ;
2 балла - за верный, аргументированный ответ.
4. В случае любого ответа право ответа на следующий вопрос переходит к другим командам.
5. Сумма баллов, заработанная командой в этой игре, зачисляется на персональный счёт каждого игрока.
Инструкция: Внимательно выслушайте утверждение, обсудите в группе его истинность в течение 30 секунд и дайте ответ, по возможности аргументируя его.
№ Вопрос Отв. Пояснение.
1 18 лет Ш. Амонашвили проработал в государственном педагогическом университете г. Петербург Нет Ш А. С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ)
2 Ш. Амонашвили является разработчиком системы развивающего обучения. Нет Разработчик оригинальнойконцепции гуманной педагогики.
3 В центре гуманной педагогики находится личность ребенка. Главная идея данного направления -отрицание авторитаризма в работе с детьми. Да Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.
4
Главная установка в работе Ш. Амонашвили и его последователей - Любовь к детям. Да Ш. А. Амоиашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»
5 Ш. Амонашвили предлагал не отнимать у детей детство и начинать обучение в школе как можно позже - с 8 лет. Одним из основных методических подходов Ш. Амонашвили является
Технология обучения детей с шестилетнего возраста.
6 Ш. Амонашвили призывал учить детей оценивать себя и своих сверстников. Да Выступал за Формирование у детей способностей к оценке и самооценке входе обучения.
7 Воспитательная и образовательная работа с ребенком, по мнению Шалвы Александровича, должна быть построена так, чтобы готовить его к взрослой жизни. Нет Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
8 Первая книга в известной трилогии Шалвы Амонашвили«Педагогическая симфония» называется «Приветствую тебя, малыш!» Нет Трилогия состоит из трех следующих книг: завершает ее книга под названием «Единство цели», второй вышла книга «Как живете, дети?». А первая книга называется «Здравствуйте, дети!:»9 В этом году Ш. Амонашвили отмечает свой 80-летний юбилей. Нет Ш. А. Амонашвили родился 8 марта 1931 года в Тбилиси. В этом: году ему исполнилось 85 лет.
10 Правда ли, что Шалва Амонашвили опровергал некоторые общепринятые педагогические принципы?
Да. Например, Ш. Амонашвили выступал с критикой такого принципа как «Целенаправленность педагогического процесса». Он усматривал в нем формализм и авторитарность, так как целенаправленность, определенная педагогом, не всегда может гармонировать и сочетаться с целенаправленностью в учебном процессе самого ребенка.
11
Правда ли, что Ш. Амонашвили выступал за введение разнообразия школьных образовательных систем, разгосударствления и децентрализации системы образования. Да. Ш. Амонашвили всегда упорно отстаивал право педагога на творчество, на возможность выбора той образовательной системы, которую считает наиболее эффективной и близкой для себя.
12 Правда ли что Ш. Амонашвили выступал с резко противоположными мыслями по отношению к традиционной педагогике и считал, что нужно все сделать по-новому, взять за основу принципиально новые положения, которые ни коим образом не будут касаться традиционной системы образования? Нет Ш. Амонашвили критиковал традиционную систему педагогики, но речь вовсе не о том, что нужно все начать сначала и из накопленного арсенала не надо брать ничего. Новые концепции должны разрабатываться на базе уже существующих. Нужно ломать авторитаризм и императивность в педагогическом мышлении и в педагогической практике, сохраняя то, что ценно.
13 Ш. Амонашвили категорически отказывался перенимать педагогический опыт зарубежных стран и критиковал всяческие попытки это сделать, ссылаясь на и без того мощную образовательную систему. Нет Ш. Амонашвили Писал: «Мне представляется, что настало время учителям бывшего СССР иметь достоверную, из первоисточников информацию о школах стран всего мира, об учителях этих школ, о педагогических идеях, которые там развиваются. Мировой педагогический опыт бесценен для повышения качества образования»
14 Ш. Амонашвили поддерживает
педагогический плюрализм и утверждает, что вариативность в педагогике позволит шагнуть в будущее Да Ш. Амонашвили с радостью отмечает, что педагогический плюрализм в современных условиях развивается, и это не может не принести нужного сегодня результата, не может не содействовать обновлению школы.
15
Ш. Амонашвили утверждал, что у педагогики должно быть одно официальное направление, которое определяло бы деятельность всех школ страны. Нет Внутри педагогики могут и должны существовать разные научные направления, разные концепции. Направления могут конкурировать между собой , в этом нет ничего плохого, скорее, наоборот: это должно считаться естественным для педагогической науки.
16 По словам Ш. Амонашвили, в педагогике нет места соперничеству. Нет Ш. Амонашвили утверждает, что в педагогике должно быть свободное соперничество ученых и учителей, хотя этот компонент в нашей стране разит пока не достаточно хорошо. Педагогическое соперничество не должно переходить в борьбу, разрушать дружбу и взаимопонимание. Без высокой культуры научного соперничества педагогическое мышление оскудеет.
17 Ш. Амонашвили пропагандирует педагогику сотрудничества? Да «Я пропагандирую педагогику сотрудничества, ибо верую в нее. Пропагандирую потому, что хочу, чтобы поверили в нее как можно больше учителей, которые ищут пути гуманизации своей педагогики. Я убежден, что это пойдет на пользу обновлению школы »
18 По словам Ш. Амонашвили, Ребенок должен стать объектом воспитания, на который воздействует семья и школа? Нет Ребенок должен стать добровольным субъектом учебно-воспитательного процесса, заинтересованным соратником, сотрудником , единомышленником в своем же воспитании, образовании, равноправным участником педагогического процесса, ответственным за его результаты.
19
Многие свои педагогические идеи Ш. Амонашвили взял из деятельности своей любимой учительницы? да «у меня в жизни была одна-единственная учительница, которая, не смотря на формализм тогдашней системы образования, работала с любовью и творчески - Варо Вардиашвили. Она так и воспитывала своих учеников. И меня тоже».
20 В основе гуманной педагогики лежат взаимоотношения учителя и ребенка? Да Ш. Амонашвили утверждает, что гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае, если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все методы, формы, программы работы. Но самое главное - должно быть переосмыслено взаимоотношение учителя с ребенком, характер их общения.
21 Ш. Амонашвили критиковал позицию Л. С Выготского об обучении ребенка с опорой на его зону ближайшего развития.
Нет. Ш. Амонашвили - ярый сторонник этой теории Выготского. Он убежден, что развитие ребенка состоится только в том случае, если ему будет предложен учебный материал, по своей сложности достаточно превышающий его актуальные возможности.
22
Ш. Амонашвили убежден, что в учебном сотрудничестве ребенок всегда подражает взрослому. Да Ш. амонашвили считает, что центральный для всей психологии обучения момент состоит в возможности подниматься в сотрудничестве на высшую интеллектуальную ступень, в возможности перехода от того, что ребенок умеет, к тому, чего он не умеет, с помощью подражания.
23
Ш. Амонашвили выступал за безотметочное обучение Да Он утверждал, что отметка - это не что иное, как нацеленная в лоб ребенка винтовка и от не больше вреда, чем пользы.
24 Оценка и отметка, по мнению Ш. Амонашвили, это одно и то же. Нет Оценку и оценочную деятельность педагога Амонашвили рассматривал как процесс познания ученика. Отметка же есть не что иное как цифровое выражение результата оценочной деятельности учителя и она не имеет права приписывать себе суть оценки.
«Герменевт»
Цели:
1. Развитие умения понимать и интерпретировать текст.
2. Формирование умения излагать и отстаивать собственную точку зрения.
Инструкция: Внимательно ознакомьтесь с высказыванием Ш. А. Амонашвили, обсудите его в группе в течение двух 2 минут и представьте его толкование в устной форме.
Примеры высказываний:
Учитель — сеятель, а не жнец.
В одном уроке должно быть столько уроков, сколько детей. Это как матрешки в матрешке. Их много, а учитель один. Нужна будет утонченная учительская мудрость.
Не совершенствуя самого себя — я не мыслю совершенствование своих учеников.
Образование происходит сегодня, но дышит будущим.
Общение есть сердце педагогического процесса. Но сердце может быть здоровым или нездоровым, добрым или злым, великодушным или эгоистичным, прекрасным или безобразным. А повелевает сердцем учитель.
Личное участие учителя в судьбе ребенка есть условие воспитания в нем личности.
Человек становится человеком только с помощью человека. Но человек может стать Человеком только своими усилиями.
Не ошибками возмущайтесь, а успехами восхищайтесь.
Критерии оценки:
1 балл – толкование верное, но отсутствуют примеры и имеются стилистические нарушения речи.
2 балла - толкование верное, имеется аргументация, но присутствуют стилистические нарушения речи.
2 балла - толкование верное, имеется аргументация, речь стилистически грамотная.
«Педагогические ситуации»
Цели:
1. Развитие умения преобразовывать ситуацию в педагогическую проблему, анализировать ее и определять оптимальные пути решения.
2. Формирование умения излагать и отстаивать собственную точку зрения.
Инструкция: Внимательно ознакомьтесь с предложенной ситуацией, обсудите ее в группе в течение двух 5 минут и представьте ее решение в устной форме.
Примеры ситуаций:
1. В глухом уголке пришкольного участка старшеклассники посадили хризантемы Косени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный тёплый день я привёл
своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но вот я вижу в руках у ребят
один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов Катя
вскрикнула:
- А разве можно рвать цветы?
В её словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала
Каким было бы ваше решение? Как должен был поступить педагог с точки зрения гуманной педагогики? Обоснуйте свой ответ.
2. Однажды группа пятиклассников время прогулки на лыжах в пригородном лесу
наткнулась на овраг с крутыми склонами.
-Хорошо бы вот здесь, с обрыва, скатиться в низ, - сказал Вася.
Другие запротестовали:
-Что ты, разобьешься и лыжи поломаешь.
Ребята разделились на две группы: одни за то, чтобы спускаться с обрыва, другие -
против этого. Разговор зашел о смелости вообще, заспорили. Ребята обратились свопросом к классному руководителю:
-А как вы думаете? ...
Каким было бы ваше решение? Как должен был поступить педагог с точки зрения гуманной педагогики? Обоснуйте свой ответ.
3. Идёт урок русского языка в 6 классе. Тема «Деепричастие».
После фронтального опроса учитель вызвал к доске хорошего ученика, тот обобщил разрозненные ответы товарищей, привел много примеров. Затем, обращаясь к классу, учитель сказал:
-Сейчас, ребята, прослушайте песню и выделите предложения с деепричастнымоборотом.
Он включил магнитофон, и в классе зазвучала мелодия популярной песни. Грустная, задушевная, она захватила и учеников и присутствовавших на уроке учителей. Когда учитель оборвал песню на середине, в классе послышался легкий гул возмущения.
Заметили ли вы предложения с деепричастными оборотами в песне? Вот ты, Лена, например.
Нет, - ответила девочка. - Я песню слушала. Еще раз проиграйте, пожалуйста, только до конца.
Каким было бы ваше решение? Как должен был поступить педагог с точки зрения гуманной педагогики? Обоснуйте свой ответ.
4. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, веселый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».
Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.
Почему Ваня не проявил своих способностей в учении? Как должны были поступить педагог и родители? Обоснуйте свой ответ.
Критерии оценки:
1 балл – толкование верное, но отсутствуют примеры и имеются стилистические нарушения речи.
2 балла - толкование верное, имеется аргументация, но присутствуют стилистические нарушения речи.
2 балла - толкование верное, имеется аргументация, речь стилистически грамотная.