Гуманная педагогика на уроках технологии


Гуманная педагогика на уроках технологии.
Клопова Наталья Николаевна учитель технологии
МБОУ СОШ 31 им. В.В. Толкуновой«Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения,
способствующая выявлению и развитию глубинных потенций
 детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостнее».
Ш.А.  Амонашвили В преподавании технологии я уделяю большое внимание возрождению духовного наследия российского народа, сохранению и развитию его художественных традиций. «Сохранение традиций народного искусства как условие духовного развития и воспитания школьников в современном обществе»- так звучит моя тема по самообразованию.
Стремлюсь донести до детей мысль, что произведения народного искусства – не просто сувенирная продукция, в них таится образное мировосприятие и высокая духовность. Народное искусство, таким образом, представляет собой одновременно материальную и духовную культуру.
Раздел «Рукоделие» является прекрасной платформой для формирования и сохранения традиций.
Свои уроки всегда стараюсь строить на основе общечеловеческих ценностей и национальных культурных традиций. Стремлюсь к тому, чтобы дети понимали учителя и его слова находили эмоциональный отклик в душе. Не навязываю ученикам свой опыт, а проверяю решения, догадки, высказанные мысли реакцией детей, размышляю вместе с ними. Взаимодействуя с детьми строится на равноправных отношениях в ходе педагогического общения. Делаю всё, чтобы привить ученикам такие качества, как сострадание, взаимопомощь, любовь к ближнему, стараюсь воспитать в них благородные чувства.
В 5 классе в конце ноября в соответствии с тематическим планированием проводится практическое занятие по закреплению знаний и умений по теме «Машинные швы и строчки». Поскольку в последнее воскресенье ноября отмечается День матери, я предложила учащимся изготовить к этому празднику подарки своим мамам.
4.3 Швейная машина 4 26 ТБ. Устройство бытовой швейной машины 1 Таблица:
"Универсальная машина бытового назначения"
27 Подготовка швейной машины к работе 1 28 Приёмы работы на швейной машине 1 "ТБ при ручных и машинных работах"
29 Регулирующие механизмы 1 Таблица:
"Регулировки и уход за швейной машиной"
Доброе слово, поступок, хорошая оценка, полученная в школе, подарок, сделанный своими руками, доставят родителям большую радость. Но изготовление даже небольшого изделия требует умения, аккуратности и творческого подхода. Если проявить фантазию, можно сделать изделие, не похожее на другие.
Воспитательные цели урока заключались в воспитании уважения к старшим, личного достоинства, чувства долга, формировании уверенности в себе, ответственного отношения к труду, аккуратности, бережного отношения к инструментам, оборудованию и материалам, развитии фантазии.
На уроке учащиеся вспомнили, какие машинные строчки они научились выполнять (прямую, ломаную, дугообразную, зигзагообразную); перечислили изделия, которые можно изготовить, используя эти строчки (сумку, салфетку, мягкую игрушку, фартук). Во время практической работы ученицы выполняли домовёнка Прохора. . время изготовления изделия- 80 минут (2 урока). Ниже приводится технология изготовления домовёнка Прохора.
Последовательность выполнения практической работы
Из мешковины выкраиваем прямоугольник размером 15х10- тельце домовёнка;
Сшиваем в виде мешочка, расположив средний шов по спинке, оформляем уголки;
Выворачиваем мешочек и придаём тельцу объём, наполнив его синтепоном;
Горловину мешочка стягиваем ниткой через край- это будет макушка Прохора;
Теперь с помощью губной помады «оживляем» мордашку домовичка;
Черными или коричневыми нитками мулине, заправленными в «цыганскую» иглу, вышиваем реснички;
Для ножек и ручек Прохора из мешковины вырезаем по 2 квадратика размером 7х7- это будущие ступни и ладошки, а для самих ножек и ручек нужно 20-25 см пеньковой верёвки, на концах которой завяжем довольно крупные узелки, чтобы ступни и ладошки не упали;
В один из квадратиков вкладываем небольшой шарик синтепона (узелок при этом необходимо зафиксировать внутри шарика), сворачиваем мешковину конвертиком и крепко завязываем нитками. Аналогично делаем вторую ступню и ладошки;
Для бороды, усов, парика берём мешковину и распускаем её на нити, из них складываем 2 пучка (большой- для парика, маленький- бороды), которые прошиваем по линии середины . Пучок, предназначенный для бороды, складываем по шву, приутюживаем через влажную ткань. Из остатков ниток делаем усы: пучок перетягиваем посередине;
Клеем «Момент» приклеиваем глазки, паричок, усы и бороду. Пришиваем нос и ротик, также прикрепляем ручки и ножки.
Требования к качеству изделия
Готовое изделие должно быть эстетичным (строчки выполнены аккуратно), художественно оформлено, даёт представление о традициях (домовёнок Прохор- незаменимый помощник в ведении хозяйства).
Домовята были выполнены с любовью, отличались аккуратным исполнением и разнообразной отделкой. В конце урока девочки успели оформить Прохора: кто на пенёчке, кто с ложкой, кто с кринкой.
Каждый урок учит меня чему-то новому. Ещё раз я убедилась в том, что несмотря на огорчения, которые дети зачастую доставляют взрослым, детская открытость, искренность и доброжелательность ни с чем не сравнимы. Считаю, что в основу должно быть положено воспитание добротой и справедливостью, доверием и уважением, ответственностью и творчеством. Ведь развитие творческого потенциала учащихся является важнейшим условием для личностного роста. Вот что движет моим желанием учить детей и учиться у них, творить самой и побуждать к творчеству учеников.
«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего«момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики.» (Амонашвили Ш.А.)