Праздник Педагогика понимания конспект

Все «гости» - дети - сидят за крутым столом, изображая взрослых, что видно по их посадке, мимике. Родители сидят за партами, которые расставлены в классе буквой П. Центр класса освобожден, так как здесь будет происходить основное действие.
Ведущая. Уважаемые родители! Мы знаем, что воспитание детей -дело очень трудное, поэтому на встречу с вами пришли сегодня ученые, директора школ, учителя (их роли играют дети). Сегодня они дадут вам советы, как правильно, без ошибок, воспитывать детей. Первое слово я предоставляю директору школы (называет фамилию, имя, отчество ученика, исполняющего роль директора).
Директор. Уважаемые родители! Ваши дети учатся во втором классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах? (Обводит родителей взглядом.) Никогда! (Грозно.) Повторяю, никогда не спрашивайте своего ребенка: «Тебя вызывали к доске7», «Сколько пятёрок ты получил?». Лучше спросите (меняет интонацию на мягкую, доброжелательную): «Что сегодня было интересного в классе?»
Ведущий. Слово имеет доктор медицины (называет фамилию, имя, отчество ученика).
Доктор медицины. Чтобы ваши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе. От этого двойная польза: общение с ребенком и укрепление здоровья.
Ведущий. Очень жаль, если ваш ребенок будет выглядеть так, как герой следующего стихотворения
Ученик. Спортом я не занимаюсь.
Я никак не закаляюсь.
Бегать, прыгать нету сил.
Свет мне кажется не мил .
Я сутулый и хромой.
Я совсем уже больной.
Ведущий. Еще один совет дает заслуженная учительница... (называет фамилию, имя, отчество ученицы).
Учительница. Если ребенок совершает дурной поступок, то его мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает Великий педагог Януш Корчак провинившегося ребенка или оправдывал, или прощал. А как (обращается к родителям) в ваших семьях относятся к дурным поступкам детей?
Ведущий. Как бы вы, уважаемые родители, поступили, например, в следующей ситуации?
Ученик читает отрывок из рассказа Л. Толстого.
«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: « Кто разбил?».
Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я.»
Ведущий. Как вы считаете, что ответил ребенку отец?
Родители предлагают свои варианты ответов.
Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал». Но порой бывает и так, как описано в стихотворении «Ваза».
Ученик.
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!»
Все семейство скажет.
Ну а если бы, к несчастью.
Это сделал я?!
«Ты- разиня, ты - растяпа»
Скажут про меня.
Дети исполняют песню «Вот бы стать выше папы ростом».
Ведущий. Продолжит наш разговор доктор педагогических наук, (называет фамилию, имя, отчество ученика).
Доктор педагогических наук. «Бить или не бить?1» -вот в чем вопрос Парламент Великобритании решил: бить. Для этого, представьте, специальные ремни выпускают. А в Европе не принято даже ставить в угол. А как обстоят дела в наших семьях?
Ведущий. Может быть, как в стихотворении «Взрослым»
Ученик. Я в своей родной квартире.
Как на службе строевой.
Командир на командире.
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться.
По приказу одеваться,
По приказу умываться.
Ровно заправлять кровать.
По команде есть садиться.
По режиму спать ложиться.
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я.
Конец терпенью моему!
Де-мо-би-ли-за-ция!
Ведущий. Наш следующий вопрос - о труде. Выступает педагог-новагор (называет фамилию, имя, отчество ученика).
Педагог-новатор. У каждого ребенка в семье должны быть свои обязанности. Маленький ребенок - маленькое дело, растет ребенок - растет и его дело. Ее ли вы хотите, чтобы малыш выполнил ваше поручение, подкрепите свою просьбу словами: «пожалуйста», «если тебя не затруднит».
Ведущий (обращается к родителям). А знаете ли вы вежливые слова? Сейчас проверим.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... («Спасибо»)
Зазеленеет снова старый пень.
Когда услышит... («Добрый день»)
Если больше есть не в силах.
Скажем маме мы... («Спасибо»).
Когда бранят за шалости,
Говорим: «Прости... (пожалуйста)».
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят... («До свидания»).
Ведущий. Помните, уважаемые родители, что ваши дети сделают гораздо больше, если их об этом просить, а не приказывать. Вот вам пример того, как мама сумела найти выход из трудного положения.
Дети инсценируют стихотворение «Маму не запугать». Два ученика сидят на ковре в центре класса среди разбросанных игрушек.
От автора.
Мама приходит с работы.
Мама снимает боты,
Мама заходит в дом.
Мама глядит кругом.
Появляется девочка-«мама» с тяжелыми сумками, снимает боты, видит страшный беспорядок в квартире.
Мама.
Был на квартиру налет?
Дети. Нет.
Мама. К нам приходил бегемот?
Дети.
Нет.
Мама.
Может быть, дом не наш?
Дети.
Наш.
Мама.
Может, этаж не наш?
Дети.
Наш.
Это приходил Сережка,
Поиграли мы немножко!
Мама. Значит, это не обвал?
Дети.
Нет.
Мама. Слон у нас не танцевал?
Дети.
Нет.
Мама.
Значит, просто показалось.
Я напрасно волновалась!
Вместе в доме уберем
И порядок наведем.
Девочка-«мама» подходит к своим «детям», берег их за руки.
Дети. Да-а-а!
Ведущий. Переходим к следующему вопросу. Слово имеет ректор института... (называет фамилию, имя, отчество ученика).
Ректор. Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то телевизор должен «сломаться» хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Отвечу: воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой.
Ученик.
Я тружусь целый день.
И поверьте, мне не лень
У компьютера сидеть.
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора
Я смотрю аж «до упора».
Лежа книжки я читаю.
Свет при этом не включаю.
Стало плохо с головой
И с глазами... я - слепой!
Ведущий. А сейчас, уважаемые родители, мы предложим вам решить одну воспитательную задачу.
Дети разыгрывают сценку. На середину класса выходят две ученицы -«мать» и «дочь». Ребенок, читающий за автора, произносит свои слова с места. От автора. Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать.
Мать (рассматривает тетрадь, тычет в нее пальцем, говорит сердито), Ты что, дурная совсем! Не знаешь, как пишется это слово? У тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы учиться грамотно писать!
Дочка пытается оправдываться, но сердитая мать не позволяет ей и рта раскрыть. Затем берет ее за руку и уводит.
Ведущая. А как вы, уважаемые родители, поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам и пап. А пока ваши дети осваивают разные науки, учатся с желанием, давайте приложим все усилия, чтобы это желание у них не пропало!
Исполнение песни «Настоящий друг» Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать».
Ведущий. Вслед за Булатом Окуджавой я хочу сказать всем присутствующим: давайте будем сегодня особенно внимательны, доброжелательны друг к другу и искренни. Тема нашего разговора - «Воспитание детей в семье»! Каждый день дети общаются со своими родителями. Но, согласитесь, иногда мамам и папам бывает некогда, у них находятся какие-то неотложные дела. А детям так много хочется у них спросить. И вот сегодня у них появилась возможность получить ответы на волнующие их вопросы. А рекордсменами в области постановки вопросов считаются журналисты. Поэтому на нашем собрании дети предстанут в образе журналистов. Это настоящие «акулята пера». А теперь познакомимся с «добычей» наших «акулят».
Ведущий. Предоставляю слово «акулятам».
Дети задают вопросы родителям.
Скажите, пожалуйста, есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?
Знаете ли вы друзей своих детей?
Вас обижали сверстники, когда вы были маленькими? И как в этих случаях надо поступать? Давать ли сдачи?
- А вы в детстве дрались с мальчишками?
- Как вы думаете, можно ли предотвратить ссору? Есть ли семьи, где никогда не ссорятся?
Ведущий. А сейчас мы вам покажем случай из жизни одной семьи.
Дети разыгрывают сценку. Действующие лица: мама, папа, сын. В комнате сидят мама, папа и сын. Мама вяжет, папа читает газету, сын учит историю.
Сын. Папа, а как начинаются войны? (Папа откладывает газету.)
Папа. Вот как, сын мой. Предположим, Англия сорилась с Америкой...
Мама (вмешивается). Англия не может поссориться с Америкой.
Папа. Да кто утверждает, что они поссорятся! Я просто хотел привести теоретический пример. (Отец рассердился.)
Мама (повысив голос). Смешно! Да ведь ты втолковываешь парню какие- то бредовые идеи!
Папа (повысив голос). Ничего бредового я ему не внушал!
Мама. Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйдет! (Мама рассердилась и кинула в мужа клубок.)
Сын (встает между ними). Спасибо, папа. Спасибо, мама. Теперь мне ясно, как начинаются войны.
Дети задают вопросы:
Как вы думаете, действительно такой случай мог иметь место, и как можно было избежать ссоры?
Наказываете ли вы своих детей? За что и как?
Как бы вы поступили, если бы ваш ребенок вас обманул?
Ваш ребенок вернулся с прогулки грязным. Как вы к этому отнесетесь?
Если бы вы узнали, что ваш сын третьеклассник курит, как бы вы поступили?
Стоит ли поощрять ребенка за хорошую учебу? Как?
Получали ли вы в детстве двойки? Как к этому относились ваши родители?
- Как вы считаете, можно ли наказывать ремнем? В чем вред физических наказаний?
- А вас в детстве наказывали? За что и как?
Ведущий. Спор о наказаниях продолжат звери, которые собрались на лесной поляне на родительское собрание.
Дети (в костюмах и масках животных) разыгрывают сценк.у
От автора.
Как-то осенью по лесу
Прокатилась вдруг молва:
На полянке ровно в восемь
Собирает всех Сова.
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел
На тревожный этот зов
Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может твой Лисенок снова
В школе мучает Косого?
Ой, не говори, Енот,
Он и дома - сущий черт!
Волк, дружище, твой сынок
Не срывал Сове урок?
Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть.
А скажи-ка мне, Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал прекрасным пеньем?
Не могу сказать, соседка,
Я Мишу тку вижу редко.
Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос...
Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?;
Зашумела тут толпа.
Что за глупости, Сова?!
Я Лисенка лишь вчера
Долго за уши драла.
Про медведей говорят:
Он на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка
Приласкаю лишь пруточком.
Папа-заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрек...
Я же против порки!
Я косых своих детей
Лапою не трону,
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
Не ходите «на ушах»
Не грызите двери
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели.
Протрещала тут Сорока...
Я в беде не одинока.
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу,
Я ремень беру в подмогу.
От автора. Зашумела вновь толпа.
Кто был «против»,
Кто был «за».
Долго не могла Сова
Донести до них слова...
Сова. Я прошу вас, звери-мамы,
А в особенности, папы,
Прекратить в своей семье
Воспитанье «на ремне».
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.
Как не бить?
Сказал Енот.
Да, да, да!
От автора. Тут вторил Крот.
Белка. Ну, а мне...
От автора. Всплакнула Белка.
Белка.Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной,
Подведет себе глаза
И порхает на поляне,
И танцует до утра..
От автора.
Тут родительские страсти
Накалились докрасна.
Не в Совиной было власти
Перекрыть их голоса.
Нерешенная проблема
О битье и небитье
Стать должна несовременной,
Если мир царит в семье.
Ведущий. Вот такая история произошла на лесной поляне. А мы продолжаем
задавать свои вопросы.
Дети: Извиняетесь ли вы перед ребенком, если поступили несправедливо: наказали его зря, подозревали в чем-то или лишили удовольствия?
Надо ли объяснять ребенку, почему вы ему что-то запрещаете?
Могут ли сын и дочь в споре переубедить вас? Случается ли, что вы смягчаете свое первоначальное решение, поняв, что оно слишком сурово или не справедливо?
Ведущий. А теперь настало время немного отдохнуть и провести психологический эксперимент. Кто хочет подвергнуться испытанию? (Для испытания приглашается несколько родителей) Перед вами три баночки. В одну из них мы капнули несколько капель нежнейших духов. Вам нужно определить, куда капнули духи и номер баночки записать на листе бумаги. Результаты я, пожалуй, отдам специалистам. Познакомьтесь, перед вами внештатный корреспондент журнала «Здоровье»... (называет фамилию, имя, отчество ученика).
Корреспондент. Вообще-то моя специальность - психотерапевт. Я занимаюсь всякими там ненормальными явлениями. Ну, насчет флаконов, вас просто обманули! Ни в одном ничего не было. А вы что-то почувствовали, да? Тяжелый случай! Это просто ваши нервы расшатались. Ой, какие тонюсенькие стали... (Вытягивает нитки.) Они уже никуда не годятся. Я вам лучше подарю новые -стальные. Этих нервов надолго хватит. А теперь смотрите мне в глаза (косит). Внимание! Представьте, что у вас слегка кружится голова (вертит головой), вам страшно... (делает «страшное» лицо) хочется улыбнуться! Ну и улыбнитесь, если хочется. Улыбка еще никому не вредила. Напротив, улыбка всегда выручит вас в трудную минуту. Улыбка поможет вам в общении с людьми.
Ведущий. Продолжим. Слово предоставляется нашим корреспондентам.
Дети:
- Считаете ли вы, что ваш сын или дочь могут иметь от вас тайны?
- Делятся ли с вами дети своими переживаниями?
- Напоминают ли ваши отношения с детьми ваши отношения с родителями в свое время?
- Считаетесь ли вы со вкусами своего ребенка при покупке одежды, приготовлении пищи? Или он должен носить только то, что ему купят, то, что дают?
Ведущий: А сейчас реклама.
Дети разыгрывают сценку.
От автора. Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха.
Сын (держа в руках рогатку)Папа, это хорошо?
Папа. Что ты, милый, плохо.
Потом сын приходит с сигаретой, на что тоже получает отрицательный ответ. Приходит с книгой, папа его хвалит.
Ведущий. И снова наши корреспонденты задают свои вопросы.
Дети:
- Читаете ли вы книги вместе с детьми?
Обсуждаете ли прочитанные книги? Какая книга детства оставила у вас наиболее яркое впечатление?
Можете ли вы оторваться от срочней работы или интересной телепередачи, если ваш ребенок просит у вас совета или помощи?
Охотно ли вы проводите время с ребенком, доставляет ли вам удовольствие его общество или вы только испытываете удовлетворение от чувства исполненного долга
А у меня такой вопрос. Некоторые дети учатся охотно, без принуждения, кого-то заставляют учиться. Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, действительно важно иметь образование?
- Какую профессию вы посоветовали бы выбрать своему ребенку?
- Читаете ли вы какие-нибудь газеты или журналы на тему воспитания? Ведущий. Послушайте, пожалуйста, стихотворение средневекового поэта Себастьяна Бранта.
Ученик.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб.
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все то от них, чему их_учит
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят вас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе.
И за дела: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом.
Чтобы не каяться потом.
Ведущий. Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошел даром, чтобы он как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребенку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть».
Дети читают подборку стихов.
Дети - это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук.
Дети - это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полутьме,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Сквозь окно- в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети - это отдых, миг покоя краткий,
Богу в кроватке, трепетный обет,
И в самих загадках кроется ответ.
В заключение родители вместе с детьми исполняют песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

15