Урок по химии на тему Многоатомные спирты


Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №1села Покойного Буденновского района»
Ставропольского края

Автор: Османова. З.С.,
учитель химии и биологии,
Первая категория,
Урок по теме «Многоатомные спирты»
(10 класс)
Цели урока:
1) рассмотреть строение и свойства многоатомных спиртов, максимально используя имеющиеся у учащихся знания о составе, строении и свойствах одноатомных спиртов;что позволит закрепить и расширить понятия о функциональных группах и водородной связи; 2) показать взаимосвязь многоатомных и одноатомных спиртов;
3) изучить специфические свойства многоатомных спиртов.
Оборудование: учебное электронное издание «Органическая химия» 10-11 класс, раздел «Понятие о многоатомных спиртах».
Форма проведения урока: семинар.
Вопросы семинара: (записаны на доске)
1.Строение и физические свойства многоатомных спиртов.
2.Химические свойства многоатомных спиртов общие с одноатомными спиртами.
3.Специфические свойства многоатомных спиртов.
4.Получение и применение этиленгликоля и глицерина.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы сравним строение и свойства многоатомных и одноатомных спиртов. После просмотра диска вы должны будете ответить на вопросы, которые написаны на доске, написать химические уравнения и рассмотреть области применения спиртов. Но прежде повторим, что вы знаете о спиртах
2.Фронтальный опрос класса:
1.Дайте определение спиртам. Что такое функциональная группа?
2.Как классифицируют спирты по числу функциональных групп, по характеру
углеводородного скелета, по характеру углерода, с которым связана гидроксогруппа?
3.Имеют ли спирты запах, цвет? Какое у них агрегатное состояние?
4.Почему первые представители спиртов - жидкости, а соответствующие им углеводороды - газы?
5. Какие виды изомерии характерны для спиртов?
6. Перечислите типы реакций, которые характерны для одноатомных спиртов.
7.Как можно получить спирты?
3.Просмотр диска (с записью специфических реакций и способов получения многоатомных спиртов). (15 минут)
1.Записать строение этиленгликоля и глицерина, рассмотреть шаростержневые модели этих молекул.
Познакомиться с физическими свойствами этих спиртов.
2.Демонстрация опыта: взаимодействие спиртов с натрием и хлороводородом (общие свойства с одноатомными спиртами).
3.Познакомиться с реакцией нитрования глицерина, показать её практическое применение (без записи реакций).
4. Записать специфические свойства многоатомных спиртов (со щелочами и гидроксидом меди(II)).
Демонстрация опыта: качественная реакция на многоатомные спирты.
5-6.Запись уравнений внутримолекулярной и межмолекулярной дегидратации спиртов.
7.Рассмотреть реакции окисления многоатомных спиртов и записать только продукты полного окисления.
8.Сравнить только что рассмотренные реакции с реакциями деструктивного окисления (без записи реакций).
9-10. Записать схемы получения этиленгликоля и глицерина.
4.Вопросы для обсуждения:
1. Являются ли этиленгликоль и глицерин членами одного гомологического ряда? Почему? Напишите по два гомолога глицерину и этиленгликолю.
2. Назовите написанные спирты по заместительной номенклатуре. Как формируется их название?
3. Охарактеризуйте глицерин и этиленгликоль по физическим свойствам.
4. Напишите уравнения реакций многоатомных спиртов с натрием и хлороводородом
( общие свойства с одноатомными спиртами).
5. Составить реакции глицерина с азотной и уксусной кислотами, а также реакцию гидролиза сложного эфира уксусной кислоты.
6. Какие продукты получаются при внутримолекулярной дегидратации многоатомных спиртов?
7. Как отличить многоатомные спирты от одноатомных? Расскажите о качественной реакции на многоатомные спирты.
8. Составьте уравнения реакций получения этиленгликоля по схеме записанной ранее в тетради. 9. Из каких веществ можно получить глицерин? Составьте уравнение по схеме, представленной на диске.
10. Расскажите о применении многоатомных спиртов в промышленности, быту,медицине.
5. Вывод по уроку:
Увеличение числа функциональных групп оказывает влияние на химические свойства спиртов, что во многом объясняется влиянием гидроксильных групп друг на друга.
Оцениваются ответы учеников, проверяются записи в тетради и записывается домашнее задание.
Домашнее задание: $10 ?1,2