Медиа-урок по химии по теме: «Многоатомные спирты»


Медиа-урок по химии по теме
«Многоатомные спирты»
(10 класс)
Цели урока: 1) рассмотреть строение и свойства многоатомных спиртов, максимально используя имеющиеся знания о составе, строении и свойствах одноатомных спиртов; что позволит закрепить и расширить понятия о функциональных группах и водородной связи; 2) показать взаимосвязь многоатомных и одноатомных спиртов; 3) изучить специфические свойства многоатомных спиртов.
Оборудование: учебное электронное издание «Органическая химия» 10-11 класс, раздел «Понятие о многоатомных спиртах».
Форма проведения урока : семинар.
Вопросы семинара : (записаны на доске)
1. Строение и физические свойства многоатомных спиртов.
2.Химические свойства многоатомных спиртов общие с одноатомными спиртами.
3.Специфические свойства многоатомных спиртов.
4.Получение и применение этиленгликоля и глицерина.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы сравним строение и свойства многоатомных и одноатомных спиртов. После просмотра диска вы должны будете ответить на вопросы, которые написаны на доске, написать химические уравнения и рассмотреть области применения спиртов.Но прежде повторим , что вы знаете о спиртах.
2.Фронтальный опрос класса:
1.Дайте определение спиртам.Что такое функциональная группа?
2.Как классифицируют спирты по числу функциональных групп, по характеру углеводного скелета, по характеру углерода, с которым связана гидроксогруппа?
3.Имеют ли спирты запах,цвет?Какое у них агрегатное состояние?
4.Почему первые представители спиртов-жидкости, а соответствующие им углеводы-газы?
5. Какие виды изомерии характерны для спиртов?
6.Перечислите типы реакций,которые характерны для одноатомных спиртов.
7.Как можно получать спирты?
3.Просмотр диска(с записью специфических реакций и способов получения многоатомных спиртов). (15 минут)
1.Записать строение этиленгликогеля и глицерина, рассмотреть шаростержневые модели этих молекул.
Познакомиться с физическими свойствами этих спиртов.
2.Демонстрация опыта: взаимодействие спиртов с натрием и хлороводородом(общие свойства с одноатомными спиртами).
3.Познакомиться с реакцией нитрования глицерина, показать её практическое применение ( без записи реакций).
4.Записать специфические свойства многоатомных спиртов ( со щелочами и гидроксидом меди (II)).
Демонстрация опыта: качественная реакция на многоатомные спирты.
5-6. Запись уравнений внутримолекулярной и межмолекулярной дегидратации спиртов.
7.Рассмотреть реакции окисления многоатомных спиртов и записать только продукты полного окисления.
8.Сравнить только что рассмотренные реакции с реакциями деструктивного окисления (без записи реакций).
9-10.Записать схемы получения этиленгликоля и глицерина.
4.Вопросы для обсуждения:
1.Являются ли этиленгликогель и глицерин членами одного гомологического ряда?Почему? Напишите по два гомолога глицерину и этиленгликолю.
2.Назовите написанные спирты по заместительной номенклатуре. Как формируется их название?
3.Охарактеризуйте глицерин и этиленгликоль по физическим свойствам.
4.Напишите уравнения реакций многоатомных спиртов с натрием и хлороводородом ( общие свойства с одноатомными спиртами).
5.Составить реакции глицерина с азотной и уксусной кислотами, а также реакцию гидролиза сложного эфира уксусной кислоты.
6.Какие продукты получаются при внутримолекулярной дегидратации многоатомных спиртов?
7.Как отличить многоатомные спирты от одноатомных?Расскажите о качественной реакции на многоатомные спирты.
8.Составьте уравнения реакций получения этиленгликоля по схеме записанной ранее в тетради.
9.Из каких веществ можно получить глицерин? Составьте уравнения по схеме, представленной на диске.
10.Расскажите о применении многоатомных спиртов в промышленности, быту, медицине.
5.Вывод по уроку:
Увеличение числа функциональных групп оказывает влияние на химические свойства спиртов, что во многом объясняется влиянием гидроксильных групп друг на друга.
Оцениваются ответы учеников, проверяются записи в тетради и записывается домашнее задание.