Урок по теме Предельные одноатомные спирты (9 класс)


Урок по теме «Предельные одноатомные спирты»
9 класс
Девиз урока: Научись сам и научи другого.
Цели урока:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с новым классом органических веществ –спиртами, их составом, строением, свойствами, применением и получением на примере этанола;
- развивать понятия: гомология, гомологический ряд;
- установить причинно-следственную зависимость между строением и свойствами.
Развивающие:
- формировать умения составлять: структурные формулы, уравнения химических реакций;
- продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником и кластером.
Воспитательные:
- сформировать представление о положительной и отрицательной роли этанола в жизни человека;
- формировать творческие, коммуникативные, организаторские способности учащихся.
Опорные знания: строение алканов, алкенов; свойства алканов, алкенов.
Ожидаемый результат:
Должны знать:
- состав и строение одноатомных спиртов;
- химические свойства этанола;
- способы получения этанола;
- применение этанола.
Должны уметь:
- составлять уравнения химических реакций с участием этанола;
- объяснять строение спиртов;
- давать названия спиртов.
Ход урока:
1 этап. – Вызов
Прием «Проблема выбора» - учитель зачитывает отрывок, по которому дети должны догадаться, о чем пойдет речь на уроке, сформулировать тему.
Учитель: Место рождения – планета Земля. Родился я за много столетий до нашей эры, поэтому точной даты появления на свет не знаю. Образование у меня разностороннее, так как со мной знакомы и в СУЗах, и в ВУЗах, и в академиях, и даже в средних школах. Ведь я работаю везде: на заводах, в лечебных учреждениях, на полях, фермах. И даже у вас бываю Мои врачи часто называют меня «зеленым змием», хотя какой я зеленый, я – прозрачный, чистый как стеклышко, да и по запаху меня узнают.
Учащиеся отвечают: «Это спирт»
Учитель объявляет тему урока «Предельные одноатомные спирты», определяет цели урока. Класс делится на группы по 5 человек, дети занимают свои места. (5 минут)
Прием «Кластер» - учитель просит учащихся активизировать знания по теме «Спирты», в рабочих тетрадях составить кластер по плану характеристики вещества ( строение, физические и химические свойства, применение и получение) и заполнить его, используя полученные ранее знания (без помощи учебника) ( 5 минут)
2 этап. – «Осмысление»
Прием «Инсерт» - учащиеся вытягивают разноцветные карточки с вопросами ( в каждой группе – 5 комплексов карточек):
№1 – синяя карточка: изучите текст на стр. учебника и ответьте на вопрос: «Строение и номенклатура спиртов». На полях учебника поставьте значки («+» - знал, «-« - не знал, «?» - возник вопрос)
№2 – желтая карточка: изучите текст на стр. учебника и ответьте на вопрос:
«Физические свойства метанола и этанола» (работа со значками)
№3 – зеленая карточка: изучите текст на стр. учебника и ответьте на вопрос: «Химические свойства спиртов» (работа со значками)
№4 – красная карточка: изучите текст на стр. учебника и ответьте на вопрос: «Применение спиртов и их действие на организм человека» (работа со значками)
№5 – белая карточка: изучите текст на стр. учебника и ответьте на вопрос: «Получение спиртов» (работа со значками)
На эту работу отводится 8 минут.
Учитель:
- Ребята, сформулируйте новые группы по карточкам одного цвета (1 минута) и выполните задание: обсудите в группах свой вопрос и дополните свой фрагмент кластера новой информацией ( 5 минут)
- А сейчас займите свои прежние места. Расскажите друг другу о том новом, что вы узнали о спиртах, заполните все фрагменты кластера новой информацией. На эту работу отводится 10 минут.
( Представитель каждой группы показывает свой кластер у доски. Ученики выбирают лучший. Представитель от группы, составивший лучший кластер, защищает его перед классом)
Прием «6 W» - ребята задают ему 6 неповторяющихся вопросов, которые составляют внутри своей группы во время заполнения кластера ( 7 минут)
3 этап. Рефлексия.
Прием «Синквейн» - учитель выдает каждому ученику карточку, которую он должен заполнить за 30 секунд, отразив основные понятия, прозвучавшие на уроке.
Карточка.
Существительное ( 1 слово)
Прилагательное (2 слова)
Глагол (3 слова)
Мое отношение (4 слова)
Вывод (1 слово)
Заслушивается несколько примеров «Синквейна» , а затем учитель зачитывает свой.
Пример учителя:
«Синквейн»
Спирт.
Коварный, полезный.
Горит, лечит, калечит.
Без него не обойтись.
Незаменимый.
Заключительное слово учителя:
Благодарит детей за работу на уроке и выставляет оценки тем учащимся, чей кластер был лучшим.
Так вот запомните, друзья,
Чтоб вам не отравиться
Учите химию всегда – она
Вам пригодится.Кластер.
Строение и номенклатура
R – OH –олСН3ОН – метанол
С2Н5ОН – этанол
ГидроксогруппаМетил – радикал
Этил – радикал
Физические свойства
Метанол: летуч, является растворителем, ядовит (потеря зрения, смерть)
Этанол: летуч, легче воды, растворим в органических веществах, является растворителем органических и неорганических веществ.
Химические свойства
А) горение
С2Н5ОН + 3 О2 = 2СО2 + 3Н2О
Б) реакция замещения
2C2H5OH + 2Na = 2C2H5ONa + H2
В) дегидратация (отщепление воды)
С2Н5ОН = С2Н4 + Н2О
Г) реакция окисления
С2Н5ОН + [ O] = CH3COOH
Применение и действие на организм человека
- изготовление спиртных напитков;
- парфюмерия;
- медицина;
- растворитель;
- краситель;
- топливо в двигателях;
- получение уксусной кислоты.
Этанол является наркотическим веществом.
Получение
А) из пищевых продуктов
С6Н12О6 = 2С2Н5ОН + 2СО2
Б) в промышленности
С2Н4 + Н2О = С2Н5ОН