Методическая разработка урока по химии на тему Многоатомные спирты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИКОЛАЕВСКИЙ-НА-АМУРЕ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»















Тема: «Многоатомные спирты»


Тип методического пособия – методическая разработка урока



Предмет: химия

















г. Николаевск-на-Амуре

Тема: «МНОГОАТОМНЫЕ СПИРТЫ»



1. Цели:

Сформировать понятие о многоатомных спиртах как кислородосодержащих органических соединениях, показать зависимость свойств от их строения, рассмотреть получение и применение.
Сформировать умение анализировать, сравнивать, выбирать главное.
Содействовать формированию положительного отношения к будущей профессии «Секретарь, инспектор по кадрам».




2. Материальное оснащение урока:


2.1. таблица «Применение многоатомных спиртов»;

2.2. карточки с формулами спиртов;

2.3. дополнительный информационный материал на малых таблицах;

реактивы для лабораторной работы и демонстрационных опытов «Свойства многоатомных спиртов»














ХОД УРОКА:

I.Фронтальный опрос:
Какие соединения называются спиртами?
Какие соединения называются предельными одноатомными спиртами?
Задание: /выполняется на доске/
Распределите карточки с формулами спиртов и предельных углеводородов попарно, подтверждающие определение предельных одноатомных спиртов.
CH4, C2H6, C2H5OH, C4H9OH, C4H10, C3H7OH, C3H8, CH3OH.
Дописать уравнения реакций: /на доске/
+ O2 CO2 + H2O
CH3OH + CH3ONa + H2
CH3OH + HBr + H2O
CH3OH + CH3 – O – CH3 + H2O
Дать названия веществам.
Проверить домашнюю задачу.
Учащаяся записывает решение домашней задачи на доске /до урока/ и объясняет ее решение.
– Какое практическое применение имеют предельные одноатомные спирты?
Стихотворение «Вино»
Вино несет и яд и мед,
И рабство и свободу,
Цены вину не знает тот,
Кто пьет его, как воду!
Одних вино влечет в полет,
Других сшибает с ходу.
Цены вину не знает тот,
Кто пьет его, как воду!
Рождается в нас пьянящий сок
И блажь и откровенье.
В нем – созидания исток
И жажда разрушения.
Вино поблажки не дает
Тем, кто ему в угоду
Порой себя не бережет.
Кто пьет вино, как воду!
7. Сообщение учащейся «Алкоголь и женский организм».

II. Объяснение нового материала.
1. Общая характеристика образования многоатомных спиртов:
строение;
образование непредельных углеводородов: двухатомных, трехатомных;
записать формулы в тетради этиленгликоля и глицерина /по таблице/.
2.Физические свойства: объяснить.
Дополнительную информацию вывесить на доску.
Этиленгликоль –
жидкость,
t кипения +197оС.



Глицерин –
жидкость,
растворим в спирте,
нерастворим в эфире,
t кипения + 290оС



Демонстрация: взаимодействие глицерина с водой. (H2O)
Учащиеся читают материал в учебнике и записывают в тетрадь.
3. Химические свойства: после объяснения учащиеся записывают в тетрадь.
3.1. Взаимодействие глицерина с металлами.
Демонстрация: взаимодействие глицерина с натрием /металлическим/
3.2. Взаимодействие глицерина с неорганическими кислотами.
Демонстрация: взаимодействие глицерина с азотной кислотой /разбавленной/
3.3. Взаимодействие глицерина с галогеноводородами.
Записать уравнение реакции с соляной кислотой.
3.4. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди.
Качественная реакция на многоатомные спирты.
Учащиеся выполняют лабораторную работу по выданным карточкам с заданием и его выполнением.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Возьмите пробирку и прилейте в нее раствор глицерина на 1/3.
Добавьте к раствору 5 капель раствора сульфата меди (CuSO4) и в два раза больше раствора гидроксида натрия (NaOH) .
Встряхните. Должны увидеть ярко синее окрашивание раствора.
Получили раствор глицерата натрия.
4.Получение:
Объяснение преподавателя. Учащиеся записывают в тетрадь: многоатомные спирты получают из углеводородов.
5. Применение спиртов:
рассказ преподавателя
работа с таблицей «Применение многоатомных спиртов»
применение спиртов в профессии «Секретарь, инспектор по кадрам»
/использование в чистящих губках для обуви, в чистящих салфетках для удаления пыли и грязи с поверхности мониторов, клавиатур, офисной техники и оборудования./
Учащиеся читают материал учебника.
Дополнительная информация вывешивается на доску.

ПРИМЕНЕНИЕ СПИРТОВ
ГЛИЦЕРИН –
подслащивание напитков, ликеров
в текстильной промышленности
в лакокрасочной промышленности
в бумажной промышленности
в кожевенной промышленности
в табачной промышленности
в электротехнической промышленности
в медицине


Учащиеся делают записи в тетрадь.
III. Закрепление:
прочесть конспект темы;
Выполнить срезовую работу.
Если заданный вопрос правильный, то ставится плюс, если – неправильный, то ставится минус.
Вопросы по теме:
«Кислородосодержащие органические соединения
Одноатомные спирты

Глицерин относится к классу одноатомных спиртов.
Глицерин легко вступает в реакцию с азотной кислотой.
3. Глицерин хорошо растворим в холодной воде.
4. Глицерин – бесцветное кристаллическое вещество, с характерным
запахом.
5. Глицерин – сильный антисептик, вызывает ожоги кожи, ядовит.
6. Глицерин не реагирует с раствором гидроксида меди.
7. Этиленгликоль – трехатомный спирт.
8. Глицерин можно получить из бензола путем последовательных
Превращений.
9. Этиленгликоль не реагирует со щелочными металлами.
10. Глицерин используют для получения лекарственных препаратов.
IV. Домашнее задание:

§ 27 учебника;
Решить задачу:
«Какой объем водорода образуется при взаимодействии 23г Na с этиленгликолем?"» /V = 11,2л/
Дополнительные карточки:

КАРТОЧКА№1
Какие соединения называются спиртами? Привести два примера.
Записать уравнение реакции взаимодействия этанола с натрием. Объяснить протекание реакции и дать название веществу.

КАРТОЧКА №2
Какие соединения называются предельными одноатомными спиртами? Привести примеры формул и их название.
Записать уравнение реакции взаимодействия этанола с бромоводородом. Объяснить, как протекает реакция, и дать название продуктам реакции.