Крымоведение, 5 класс: Реки Крыма. Гидрологические памятники.


«Крымоведение», 5класс.
Урок № 24. Тема урока: «Реки Крыма. Гидрологические памятники. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма».
Планируемые результаты.
Личностные: развивать интерес к предмету; воспитывать чувства ответственности и самостоятельности, уверенности в своих силах.
Метапредметные : формировать умение работать с атласом и контурной картой, развивать устную речь, умение давать развернутые ответы на вопросы.
Предметные : изучить реки Крыма, гидрологические памятники ; нанести на контурную карту крупные реки полуострова.
Оборудование: демонстрационная «Физическая карта Крыма», тетрадь с печатной основой «Крымоведение» под редакцией А.В. Супрычева, атлас Крыма с набором контурных карт, мультимедийная доска с прямым доступом в Интернет.
Ход урока.
I . Организационный момент.
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются…
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты- сама жизнь…
Ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент – Экзюпери
II. Актуализация опорных знаний.
Крымский полуостров беден водными ресурсами. Пресной воды всегда не хватало.
Приведите примеры о роли и значении воды в природе и жизни человека
Ответы обучающихся:
Без воды не могут жить ни птицы, ни звери, ни человек, они все погибнут от жажды.
Вода используется в промышленности и сельском хозяйстве.
Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный минерал.
Учитель:
По всему Крыму можно встретить арыки, водосборные канавы, ставки, водохранилища. Люди трепетно и бережно относились к горным источникам, о чем свидетельствуют данные им названия – Ай – Алексий, Ай – Андрий, Айлия – «святые источники».
Как не петляет, где ни бродит
Всё ж к морю синему приходит.
Пускай дорога далека,
Но не заблудится (Река)
III. Изучение нового материала.
Работа с тетрадью по « Крымоведению»: повторение понятий «река», «исток», «устье». Расшифровка схемы стр.39.
Почему наш Крым страдает от недостатка воды? У нас мало выпадает атмосферных осадков (особенности циркуляции атмосферы); в южных, «засушливых» широтах, в летние жаркие месяцы велико испарение, из- за широкого развития карстующихся горных пород вода «уходит под землю», быстро стекает и уносится в море.
Почти все крымские реки – малые. Большинство из них имеют протяженность до 10 км. Реки не только короткие, но и маловодные. Россияне приезжающие к нам с материка: с европейской территории, из Сибири всерьёз не воспринимают крымские реки, называя их ручейками. В Крыму насчитывается 1657 рек и временных водотоков (рождающихся после сильного дождя). Постоянных рек около 150!
Салгир – самая главная река полуострова( она начинается в горной части Крыма при слиянии рек Ангары и Кизил - Коба, пересекает центральную часть полуострова и впадает в залив Сиваш)- имеет длину 204 км. У села Заречного в Салгир впадает крупный приток – Аян. В 1951 – 1955гг. на Салгире было сооружено Симферопольское водохранилище.
Задание: нанести реку Салгир на контурную карту ( Повторить правила работы на контурной карте) и другие водные объекты (по ходу объяснения новой темы).
Реки северного склона Крымских гор: Черная – 35км, Бельбек – 55 км (крупный левый приток реки - Коккозка, образована двумя реками –Аузун – Узень и Сары – Узень), Кача – 64км, Альма – 79км, Западный Булганак – 49км, Индол -22 км.
Реки южного склона Крымских гор: горные с бурным течением: Учансу -7км, Дерекойка – 9км в Ялте; Авунда в Гурзуфе – 7,6 км. Не намного длинее Улу – Узень Алуштинский – 12 км и Демерджи – 13 км в Алуште, а также Улу – Узень Восточный -12 км, Ускут, Шелен, Ворон, Таракташ – 22 км в Судаке. По ходу объяснения реки находятся на карте Крыма и самые крупные записываются в тетрадь (задание 2 стр.39).
Питание у рек Крыма чаще всего бывает смешанным, т.е. включают в своё «меню» в разные времена года дождевое, снеговое, ледниковое, питание подземными водами. Иногда на крымских реках можно наблюдать паводки, если выпадают обильные ливневые осадки. Демонстрация видео сюжета « Полноводный Салгир 27.05.2015» (продолжительность 1мин. 05 с). В этот период наблюдается подъём уровня воды в реках на 4 -6 метров. Резко изменяется уровень рек по сезонам года: летом многие из них пересыхают. В верховьях горные реки многоводные и быстрые, труднопроходимые с перекатами и водопадами, и очень чистые!
Реки можно разделить на 2 бассейна : Черного и Азовского морей. Относятся к бассейну Атлантического океана. Но не все реки могут впадать в море или океан. В засушливых местах полуострова они могут пересыхать и «исчезать». Это реки внутреннего стока. Чатырлык – главное сухоречье Крыма. Ряд сухоречий и балок впадают в Сиваш – Победная, Мирновская, Источная, Стальная, Зеленая и др. На крымских реках создано более 500 прудов и 15 водохранилищ.
На реках Крыма встречаются водопады! Самый высокий водопад в Европе – Учансу («летящая вода») -98метров. В Крымском заповеднике в верховьях реки Улу – Узень Алуштинский находится водопад Головкинского ( высотой 12 метров), названный в честь известного исследователя водных ресурсов Крыма Н.А. Головкинского (1834 – 1897). К востоку от Алушты возле села Генеральское на реке Улу – Узень расположен один из красивейших водопадов Крыма – Джур – Джур («шумный») с высотой 17 метров! Другие водопады, например, Хрустальный на реке Сары – Узень. Иногда туристы называют наши крымские заповедники «дикарями», потому что не подверглись « цивилизованным изменениям», а сохранились такими какими их создала природа! Выполнение задания 3 стр.40.
Названия многих географических объектов Крыма «доносят» нам историю и память о народах ,населявших Крым в разное время. Учащиеся получают задание на дом, используя дополнительную литературу, определить, что обозначают названия некоторых рек Крыма:
Альма-«яблоко», Салгир – «водный источник», Биюк – Карасу- «большая черная вода», Суук - Су «холодный источник», Булганак - «грязный, мутный», Дерекойка - «быстрая», Улу – Узень – «большая, великая река».
Работая по 5 заданию, предлагаю ребятам информацию по рекам Мокрый Индол, Сухой Индол. «Индол», предположительно, древняя дорога в Индию. По всей видимости, здесь проходили «шелковые» пути, идущие из Европы в Азию…
При изучении темы: «Рельеф Крымского полуострова»,мы говорили, что Крым - это музей под открытым небом. Природа создала здесь уникальные реки и пещеры, водопады и скалы, озера и гроты… Качинский каньон, Бельбекский каньон, водопады Джур - Джур , Учансу – это неполный перечень «экспонатов» - гидрологических памятников ,которые подарила нам природа. Мы должны бережно к ним относиться!
IV. Закрепление изученного материала.
Хорошим помощником учителю является кроссворд с буквами – подсказками по теме: «Реки Крыма» (стр.40)
1. Назовите самую главную реку Крыма (Салгир)
2. Как называется река, берущая начало с северного склона Крымских гор и имеющая протяженность 55 км? (Бельбек)
3. Поселок Кача получил название по реке…(Кача)
4. Река, относящаяся к бассейну озера Сиваш (Мокрый Индол)
5. Название этой реки переводится как «быстрая» (Дерекойка)
6. Приток Салгира (Ангара)
7. На этой реке расположен водопад Хрустальный (Сары Узень)
8. Эта река является второй по протяженности после Салгира и стекающая с северного склона Крымских гор (Альма)
9. Река, протекающая через Гурзуф (Авунда)
V. Рефлексия. Игра « Знай свой Крым».
Поднимаем правую руку – если называются слова, связанные с реками Крыма.
Поднимаем левую руку – если называются слова, связанные с темами, изученными по Крыму раннее.
Ничего не поднимаем– если предмет не связан с Крымом.
Река Салгир , Золотые ворота Кара – Дага, озеро Сиваш, гора Аю – Даг, планета Земля, водопад Джур – Джур, Луна - спутник Земли, керченит, Дерекойка, алуштит, камышбурунит, Альма
VI. Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
VII . Домашнее задание : страница 38 - 40; на контурную карту нанести реки Крыма (закончить работу)