Разработка урока по всеобщей истории на тему Пересмотр международных отношений в 20-х годах ХХ века


Всемирная история 10 класс План-конспект урока по теме «Пересмотр международных отношений в 1920-х гг.»
Тема: Международные отношения в 1920-х гг.Первые шаги к образованию системы коллективной безопасности.
Цель: охарактеризовать основное содержание Рапалльского договора; проанализировать решения Генуэзской, Гаагской, Лозаннской, Локарнской конференций; определить значение пакта Бриана—Келлога в создании системы коллективной безопасности; формировать умение работать с историческими документами, текстовой исторической таблицей, анализировать исторический материал, делать выводы.
Основные знания: значение подписания договора в Рапалло; последствия решений конференций для международных отношений; значение заключения пакта Бриана—Келлога.
Понятия и термины: Рейнский гарантийный пакт, пакт Бриана-Келлога, пацифизм, изоляционизм.
Основные даты и события: 10 апреля — 19 мая 1922 г. — работа Генуэзской конференции; 16 апреля 1922 г. — подписание Рапалльского договора между Германией
и РСФСР; 15 июня — 20 июня 1920 г. — работа Гаагской конференции; 20 ноября 1922 — 22 июля 1923 г. — работа Лозаннской конференции; 15 —16 октября 1925 г. — работа Локарнской конференции; 27 августа 1928 г. — заключение пакта Бриана—Келлога.
Личность в истории: А. Бриан, Н. Чемберлен, Г. Штреземан, Г. Чичерин.
Оборудование урока: политическая карта мира, атлас.
Тип урока: усвоения новых знаний и умений.
Структура урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся
Мотивация учебной деятельности учащихся
Изучение нового материала
Международные отношения в 20-е гг.
Международные конференции, их основные решения.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Итоги урока
Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯБеседа.
Охарактеризуйте основные решения Вашингтонской конференции.
Назовите противоречия Версальско-Вашингтонской системы.
Какие страны и почему оказались вне системы международных отношений? С чем это было связано?
Определите последствия Версальско-Вашингтонской системы для этих стран и Европы в целом.
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Слово учителя.
Всегда существовала необходимость созыва международных конференций для решения наиболее острых международных вопросов. Во время активизации международных отношений в 20-е гг. итоги таких конференций влияли на разрешение послевоенных проблем Европы и воплощение идеи коллективной безопасности. В этот период международно-правовые нормы впервые провозглашали отказ от войны как средства урегулирования межгосударственных и обосновали необходимость их разрешения мирными средствами,
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Постановка проблемного вопроса.
Как изменилось соотношение сил в мире в 20-е гг. после подписания ряда международных договоров?
1. Международные отношения в 20-е гг.
Необходимо характеризовать международные отношения, акцентируя внимание на последствиях, к которым привели противоречия Версальско-Вашингтонской системы. Особое внимание следует уделить раскрытию отношений с Германией и советской Россией, которыене могли оставаться изолированными в системе международных отношений. Так, в 1921 г. США заключили договор о сотрудничестве с Германией, хотя и оставались на позициях изоляционизма.
Работа над формированием понятий и терминов.
Учитель дает определение понятия «изоляционизм» и предлагает учащимся записать его в тетради (словари).
Рассказ учителя.
Большое влияние на формирование международных отношений оказал раскол мира на две системы в связи с утверждением власти большевиков в России. Но советская Россия небыла признана мировым сообществом, что внесло нестабильность в систему международных отношений.
Ряд европейских государств были в целом недовольны Версальско-Вашингтонской системой и результатами передела мира на сферы влияния. В связи с этим возникла необходимость урегулирования основных противоречий в системе международных отношений. С этой целью в 20-е гг. были предприняты попытки преодоления наиболее очевидных слабых сторон Версальско-Вашингтонской системы: созваны международные конференции, решения которых стабилизировали отношения между странами.
2. Международные конференции, их основные решения.
Этап I
Самостоятельная работа по заданию.
Проработать текст учебника, заполнить таблицу
Таблица: ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОБЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 20-е гг.
Событие
Дата Основные решения
Генуэзская конференция
Рапалльскии договор
Гаагская конференция
Лозаннская конференция
Локарнская конференция
Пакт Бриана—Келлога
Учитель комментирует заполнение учащимися таблицы, проводит работу со следующимипонятиями и терминами: «Рейнский гарантийный пакт», «пакт Бриана—Келлога», «пацифизм».
Этап II
Работа с историческими документами .
1 . Рапалльский договор между Российской Федеративной Советской Республикой иГерманией
(извлечение)
«16 апреля 1922 г.
Статья 1. Оба правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской СоветскойРеспубликой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются наследующих основаниях:
а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения их военных убытков, иначе говоря, тех убытков, которые были причинены им и их гражданамв районах военных действий вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территориипротивной стороны реквизиции.
в) Германия и Россия взаимно отказываются от возмещения их расходов на военнопленных.
...Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются...
...Статья 5. Оба правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран...» [41, с. 199—200].
Вопросы.
1. Какое значение имел Рапалльский договор для стабилизации международных отношений в Европе?
2. В чем выгода этого договора для России и Германии?Учитель комментирует, а при необходимости дополняет ответы учащихся.
2 . Локарнский договор между Германией, Бельгией, Францией, Великобританией и Италией
(извлечение)
«16 октября 1925 г.
Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют, каждая за себя и все совокупно, указанным в следующих статьях образом, сохранение территориального status quo, вытекающего из границ между Германией и Бельгией и между Германией и Францией, неприкосновенность этих границ, как они установлены в мирном договоре, подписанном в Версале 28 июня 1919 года...
Статья 2. Германия и Бельгия, а также Германия и Франция взаимно обязываются ни в каком случае не прибегать в отношении друг друга к нападению или вторжению и ни в каком случае не прибегать к войне друг против друга...
Статья 3. Ввиду принятых ими на себя в статье 2 обоюдных I обязательств, Германия и Бельгия, а также Германия и Франция обязуются все какого бы то ни было рода вопросы, которые могли бы их разделять и которые могли бы быть разрешены путем обыкновенных дипломатических сношений, разрешать мирным путем...» [41, с. 212—213]. Вопросы.
Каково значение Рейнского гарантийного пакта для стран, подписавших его?
Как изменилось международное положение Германии после заключения пакта?
Учитель дополняет и обобщает ответы учащихся.
В. Пакт Бриана—Келлога
(извлечение)
«Париж, 27 августа 1928 г.
Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов, что они осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов и отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики.
Статья 2. Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что . урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов, независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами.
Статья 3. Настоящий договор будет ратифицирован Высокими Договаривающимися Сторонами... в соответствии с конституциями этих стран, и он войдет в силу в отношениях между ними, как только все документы о ратификации будут депонированы в Вашингтоне.
Настоящий договор, как только он вступит в силу, как это предусмотрено в предыдущем абзаце, останется открытым так долго, как это потребуется для присоединения к нему других держав мира...» [41, с 216-217].
Вопросы.
1 Какую роль сыграл пакт Бриана—Келлога в создании системы коллективнойбезопасности?
2. Согласны ли вы с тем, что в 20-е гг. в мире наблюдался рост пацифизма? (Ответ аргументируйте.)
Учитель делает обобщение и анализ ответов учащихся на все ранее поставленныевопросы.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.
Как изменилось соотношение сил в мире после заключения ряда международных договоров?
Как вы думаете, почему А. Бриан, Н. Чемберлен, Г. Штреземан были награждены Нобелевской премией мира?
VI. ИТОГИ УРОКА
Учитель подводит итоги деятельности учащихся.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Проработать текст учебника.
Подготовиться к уроку тематического оценивания по теме «Обустройство послевоенного мира».