Урок по познанию мира на тему Реки и озёра Казахстана (4 класс)


Тема: Реки и озёра Казахстана.
Цель: дать представление о реках и озёрах Казахстана, а так же умение определять и находить  их на карте, обобщить  знания учащихся  о воде и строении рек и озёр, о значении воды для жизни всего живого на Земле.
Повышать познавательную активность детей, развивать речь, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
 
                                 
                      Ход урока
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения
          Вы слыхали о воде?
          Говорят она везде!
          В луже, в море, в океане,
          И водопроводном кране.
          Без неё нам не умыться,
          Не наесться, не напиться!
          Смею вам я доложить
          Без неё нам не прожить.
2.Опрос домашнего задания:
1)Мозговой штурм:
1.Три состояния воды.(твердое, жидкое и газообразное)
2.Свойства воды.(прозрачна, текучая, при замерзании расширяется, при нагревании сжимается…)
3.При какой температуре вода замерзает? Закипает? ( 0° и +100°С)
4.Какая вода бывает пресная и …(соленая)
5.Сколько пресной? (2%)
6.Сколько соленой?(98%)
7.На земном шаре чего больше воды или суши?
8.Сколько суши? Сколько Воды? (воды ¾ части, суши ¼ часть)
9.Что такое река?(природный, постоянный, водный поток)
10.Что такое озеро?(природное углубление, в которое стекает и накапливается вода)
11.Какие бывают озера?(сточные и бессточные)
12.Чем отличается озеро и море? (Море- это часть океана. Озеро – не имеет выхода в океан.)13.Место, по которому течет река? (русло)
14.Исток – это… (начало реки)
15.Место, где река впадает в озеро – это…(устье)
16.Каким цветом на карте обозначают реки и озера? (синим)
17.Благодаря чему вода на Земле не заканчивается? (круговорот воды в природе)
2)Тест по теме «Вода»
1.Три состояния воды:
а)мягкое, твердое, нежное
б)жидкое, твердое, газообразное
в)густое, газообразное, твердое
2.Какая вода замерзает?
а)пресная
б)соленая
в)минеральная
3.Сахар растворился в воде. Назовите свойство воды:
а)текучесть
б)растворитель
в)прозрачность
4.В воде не растворяется:
а)глина
б)соль
в)песок
5.На стенках стакана есть пузырьки. Это…
а)соль
б)песок
в)воздух
6.Естественное углубление земной поверхности, в которое стекает и накапливается вода. Нет выхода в океан:
а)озеро
б)море
в)река
7.В каком состоянии будет вода при температуре -20°С:
а)газообразном
б)твердом
в)жидком
8.Воды, которые используют для лечения людей:
а)минеральные
б)горячие
в)газообразные
9.Для кого вода не является местом обитания?
а)щука
б)сом
в)олень
10.Вода в природе – это…
а)парки, скверы
б)низины, равнины, впадины
в)реки, озера, моря, океаны
Индивидуальный подход (тест для Ярудова Дениса)
1.Три состояния воды:
а)мягкое, твердое, нежное
б)жидкое, твердое, газообразное
2.Какая вода замерзает?
а)пресная
б)соленая
3.Сахар растворился в воде. Назовите свойство воды:
а)текучесть
б)растворитель
4.В воде не растворяется:
а)глина
б)соль
5.В каком состоянии будет вода при температуре -20°С:
а)газообразном
б)твердом
Физминутка.3.Введение в новую тему урока
1)Послушайте звуки природы.
-Что вы услышали? (Шум воды)
-Как вы думаете – что это? Вода из крана? (нет шум реки)
2)Работа в парах:
Зачеркните повторяющуюся букву и прочитайте тему нашего урока
ДРЕДКИ И ОЗДЁДРА КДАДЗАДХДСДТАНДА
-Сегодня на уроке мы с вами ребята познакомимся с 7 самыми большими реками Казахстана и озерами. Найдем и отметим их на карте Казахстана.
4.Объяснение нового материала:
1)Учитель: учебник стр. 50
На севере нашей страны течет река Иртыш. Она берёт своё начало в Китае. Её общая протяжённость 4.248км. По территории Казахстана – 1700км. Есиль и Тобыл – её притоки.
На реке Есиль (Ишим) стоит главный город нашей страны - столица Астана. Общая протяженность Есиля 2450 км, по Казахстану – 1400км.
Река Тобыл протекает чрез город Костанай. Общая – 1591км, по Казахмтану – 800км.
В России река Иртыш впадает в реку Обь. На Иртыше построена Бахтурминская ГЭС.
2)Ученики(заранее подготовленные):
Султан – р.ЖайыкАня – р.СырдарьяЛера – р.ШуДанияр – р.Иле3)Озёра
-Какие озёра вы знаете в Казахстане?
-Что вы можете сказать о Каспийском море?
-Про озеро Балхаш?
Работа по учебнику стр 51 чтение учащихся
Рассказ учителя о экологической катастрофе Аральского моря.
5.Работа с контурной картой.
6.Домашнее задание:
Стр.49-52 читать, пересказывать, карта
7.Итог:
-Названия каких рек Казахстана вы запомнили?
-Какие озера Казахстана вы знаете?
-Какому озеру Казахстана грозит экологическая катастрофа?
8.Игра (резерв времени)
Разделите названия на две группы реки и озера.
Есиль, Иртыш, Каспийское, Сырдарья, Балхаш, Жайык, Аральское, Шу