Урок познания мира по теме «Реки. Озёра.» 4 класс


Колова Л.В.
Учитель начальных классов
КГУ «Школа – гимназия № 10 »акимата города Рудного
Познание мира, 4 класс
Тема: Реки и озёра.
Дидактическая цель – создать условия для получения новых знаний по теме " Водоёмы нашего края ” на основе технологии критического мышления с ориентацией на понятия по теме, взаимосвязи рек с рельефом и климатом. Развитие информационно – коммуникативных компетенций. 
Место урока в изучении раздела: урок №3 в разделе "Природа Земли”.
Тип урока: комбинированный Цели урока по содержанию:Образовательные:Базовый уровень: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек республики в зависимости от рельефа и климата. Познакомить с крупнейшими водоёмами республики, своего района.Повышенный уровень: Взаимосвязь характера течения и направления течения рек и рельефа.Развивающие:Базовый уровень: Уметь называть, показывать крупнейшие водоёмы республики Повышенный уровень: Объяснять взаимосвязи рек с рельефом и климатом.Проанализировать модель "Части реки”.Оценить влияние хозяйственной деятельности на водоёмы своей местности.Воспитательные:Способствовать развитию информационной компетентности учащихся на основе работы с текстом учебника, картами.Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.Технология критического мышления.Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.Методы познания: мультимедийные демонстрации, статистический, анализ, синтез, прогноз, проблемный, сравнительный, сравнение, картографический, оценки.Оборудование: Учебник стр. 59 - 60, компьютерная презентация, карты атласа, физическая карта Казахстана, раздаточный материал (открытые тесты).Реализация целей урока будет достигнута через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения.Здоровье и психосберегающая среда создается через создание комфортных условий для проведения урока, интересными формами изучения материала, смену видов деятельности, соблюдении санитарно – гигиенических требований. Результаты урока. Знания о реках: элементах речной системы, особенностях равнинных и горных рек. Умения показывать реки на карте.
Ход урока
I. Орг. момент. II.Вводная беседа. - Родина! Это слово с детства знает каждый. А что такое Родина? Вспомните слова стихотворений и песен, в которых говорится об этом.
(дети читают стихи о Казахстане)          - О родине мы говорим с вами каждый день, на каждом уроке. А сколько путешествий по родному краю мы уже совершили! Об этом наша фотовыставка, которая так и называется «Люблю тебя, мой край родной». Так что такое родина? (Это лес, река, маковое поле, наш город Рудный, ромашки у дома.)- Еще Г.Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю».
III. Повторение ранее изученного.1. Тест по теме «Вода».(слайды №3 - №15)
2.Пересказ текста «Подземные воды»
3. Турнир эрудитов – доп. материал учеников.
IV. Актуализация знаний. - Сегодня мы поговорим о…   О чём – вы догадаетесь сами, прослушав сообщения о некоторых рекордах, занесённых в Книгу рекордов Гинесса:Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Его глубина 1940 м. Волга занимает 17-е место в мире по протяжённости среди других рек. Одно и то же слово у скифов звучит «Дон», на языке манси - «Обь», у черкесов – «Псоу», у удмуртов - «Кама». А как будет по-русски? - Так о чём пойдёт речь?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова: «река», «море»? -
- Итак, тема нашего урока «Реки и озёра.»V. Введение нового материалаОрганизация работы у доски:а) Составить схему классификации водоёмов. ( слайд № 18-25) б) Указать на схеме составные части реки. С помощью стрелок показать направление течения реки.Чем озеро отличается от реки? (вода в озере не течет, как в реке, нет у озера ни истока, ни устья)Работа с классомТест: Найди ошибки в утверждениях(слайд № 26 – 33) 1. К естественным водоёмам относятся: река, озеро, пруд, океан. 2. К искусственным водоёмам относятся: водохранилище, море, канал. 3. Чтобы определить, где левый, а где правый берег реки, надо стать против течения реки. Слева будет левый берег, справа – правый.2. Работа с картой. А) Выполнение задания №1 (стр. 60 учебника)- С помощью карты Казахстана определите, какие водоёмы есть в Казахстане. (реки, озёра, пруды, оросительные каналы) - Составим список водоёмов.Реки:  Основные источники питания рек КБР: снеговое, ледниковое, дождевое и грунтовое (подземное). По источникам питания выделяют два типа рек:Смешанный с преобладанием ледникового.
Смешанный с преобладанием грунтового питания. Озёра. В Казахстане более 48000 озёр, но из-за небольших размеров многие из них не отмечены на карте.
3. Работа в группах и парах.
Сбор информации. Подготовка сообщений. А) - описание водоёмов нашего края по плану, приведённому в учебникеРеки  Терек – одна из крупнейших рек Кавказа. Берёт начало в горах Грузии Терек – самая многоводная река, несёт свои воды в Каспийское море. Длина – 628 км, но только дугой в 80 км протекает по территории КБР. Течение бурное. Основные левые притоки: Малка, Аргудан, Лескен, Урух. Наибольшая водность в июле-августе при сильном таянии ледников, наименьшая – в феврале. Для уменьшения угрозы наводнения берега укреплены железобетонными плитами, сваями и т.д. Вода в реке тёмно-серого цвета, так как несёт много песка, ила и т.д. Растения: осока, рогоз, камыш, тростник. Животные: форель (в верховье реки), сом, амур белый, усач терский, толстолобик, плотва, голавль, линь, сазан, пескарь, уклейка, подустом; в прибрежных водах – лягушки, жабы, квакша обыкновенная.Озёра. - Озёра в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья. Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. В одних озёрах вода пресная, а в других – солёная. Озёра также питаются подземными и поверхностными водами. Часто в них впадают реки.
- Посмотрите на карту. Найдите и назовите самые удивительные озёра нашего края. Что интересного вы узнали о них.Тамбуканское озеро находится на равнине северной части КБР. Это небольшое озеро глубиной 1,5-2 м. Источники питания озера: осадки и подземные воды. Вода солёная, поэтому растительный и животный мир очень беден. Образовавшиеся на дне озера иловые грязи обладают лечебными свойствами, их широко применяют при лечении многих заболеваний на курортах Кавказских Минеральных вод и Нальчика. 
Б) Проектное задание. Рядом с полями АО «Рудненский» был вырыт глубокий котлован, который заполнился дождевой водой и грунтовыми водами. Руководство АО решило разводить в нем рыб. За помощью обратилось к вам и просили ответить на следующие вопросы: можно ли разводить рыб в этом котловане?
Если можно, то какие виды рыб?
Какие условия жизни нужны для их жизни?
Задание для «ботаников».
1. Подобрать для водоема растения, которые служили бы пищей, источником кислорода, убежищем для рыб и животных. С целью создания устойчивого сообщества необходимо подобрать не только растения, обитающие в воде (подводные, плавающие), но и околоводные виды. Выбирая растения необходимо учитывать следующее: большое количество растений и стоячая вода могут стать причиной цветения водоема; рыбы и животные, обитающие в водоеме, должны питаться именно теми видами растений, которые вы предложите; перечисленные вами растения должны подходить для жизни в условиях именно этого водоема (качество грунта, воды и др.).
Задание «ихтиологам»:
1.Установить, какие виды рыб, обитают в реках  нашего края.2. Изучить чем питаются эти виды рыб. Какие из них разводить наиболее выгодно и почему?
Задание «Зоологам»
1. Вам нужно населить данный водоем беспозвоночными животными и определить их значение в жизни рыб.2. Определить какие насекомые или их личинки обитают в водоеме. 3. Назвать моллюски, черви, обитающие в наших водоемах. Какую роль они играют в данном сообществе?
Задание «Экологу»
 1. Вам необходимо установить, что способствует обеспечению нормальной жизни рыб в водоеме, а что вредит. 
2.Если произойдет загрязнение водоема, как это отразится на разных организмах?3.Какие факторы еще влияют на численность видов рыб? 
4. Защита исследовательского проекта.
 5. Работа со статьёй учебника стр. 59-60.VI. Закрепление пройденного материала.
Викторина «Водоёмы нашего края»VII. Подведение итогов урока. (опора на доске)
Д \ З. стр. 59 – 60 читать, пересказывать, ?, * дополнительный материал.