Открытый урок Крупные реки Казахстана

Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Средняя школа № 13» г. Усть - Каменогорск












Открытый урок географии
8 класс
Тема «Крупные реки Казахстана»










учитель географии и биологии
высшей категории
Юрковская Т. В.














2015 – 2016 учебный год

Открытый урок географии
8 класс
Тема «Крупные реки Казахстана»



учитель географии и биологии
высшей категории
Юрковская Т. В.







Цели урока:
образовательная: познакомить с особенностями четырех крупных рек Казахстана, используя физическую карту, текст учебника и дополнительную литературу;
развивающая: рассмотреть игровые и эвристические задания, вопросы проблемного характера, на рассуждение, выявления причинно – следственных связей, анализ карт и текста учебника, решение тестового задания;
воспитательная: внимание, интерес к предмету, расширение кругозора, умение рассуждать и представлять свой мини - проект, коммуникабельность.

Тип урока: классический, с элементами игровой, диалоговой технологий, пробле6мных и эвристических вопросов.
Определение темы урока.
Учитель: просмотрев слайды (5 -7) на интерактивной доске, определите тему нашего урока.
Ответы учеников: реки РК, крупные реки Казахстана.
Определение задач урока.
Учитель: Скажите, что можно рассказать о реках, используя карту и текст учебника.
Ответы учеников: исток и устье реки, ее длину, притоки, тип питания, ледостав, богатства реки и использование реки человеком, экологические проблемы.
Ход урока.
Опрос проводится по группам, на подготовку заданий 3 минуты. Третье задание готовит один ученик на память. После подготовки группы обмениваются контурами для взаимопроверки.
Опроса по группам
1 – группа.
1. Типы внутренних вод РК вод РК.
2. Какая река лишняя, найди ошибку:
Жайык, Сагыз, Уил, Торгай.
3. На контурной карте выделить и подписать реки Казахстана.
2 – группа
1.Назови и покажи 7 крупных рек РК.
2. Какая река лишняя, найди ошибку:
Каратал, Талас, Лепсы, Иле.
3. На контурной карте выделить и подписать реки Казахстана.
3 – группа
1. Расход воды? Годовой сток?
2. Какая река лишняя, найди ошибку:
Арыс, Шу, Есиль, Ыргыз.
3. На контурной карте выделить и подписать реки Казахстана.
4 – группа
1. Твердый сток?
2. Какая река лишняя, найди ошибку:
Иле, Каратал, Тобол, Аксу.
3. На контурной карте выделить и подписать реки Казахстана.
Изучение нового материала.
Игра: Узнай реку Казахстана.
1.С берегов этой реки начал поход Емельян Пугачев. Сюда приезжал А. С. Пушкин, когда писал свою повесть «Капитанская дочка». В годы гражданской войны на ее берегах сражался Василий Иванович Чапаев. Как называется река? (Ответ: река Урал,( Жайык)
2.Впиши в кружочки квадрата название реки так, что бы его можно было прочитать во всех направлениях. (Ответ: река Или)

3. Угадай реку по легенде: «Был у казахов когда – то злой и жадный хан Аблай. Понравилась ему эта речушка. «Но почему она несет свою воду неизвестно кому? – подумал он. – Прикажу перегородить ее, и тогда только я и мой скот будем пить ее чистую воду». И велел он своим воинам носить большие камни и бросать их в реку. Долго сопротивлялась она – ревела, бурлила, уносила камни. Но люди оказались сильнее реки. Взбежал хан на плотину из камней и стал кричать реке: «Теперь ты в моей власти!» Не вытерпела этого река и прорвала плотину и вместе с камнями унесла жадного хана. «Аблай кеты», - закричали стоявшие на берегу люди. Как сегодня называют речку и куда она втекает? (Ответ: река Етрис)
4.Какие реки Казахстана протекают через моря созданные человеком?
В долине этой, словно мать,
Она вспоила каждый плод
Не побывав в морских волнах,
Себя по капле раздарив,
Она теряется в песках.
(Ответ река Сырдария)






Группы получают задание представить защиту 4 –х крупных рек на формате: А – 3 с использованием контурной карты, фотографий рек, текста учебника, На подготовку дается 12 минут.
На защиту мини - проектов каждой группе 3 минуты. Подведение итогов и выставление оценок.
Закрепление.
Тест Крупные реки Казахстана
1.Протяженность Ертис на территории Казахстана (км):
4248
3552
1700
1500
2.Самый крупный приток Ертиса на территории РК:
Бухтарма
Тобол
Ульба
Есиль
3.Река бассейна Аральского моря:
Сырдарья
Тобол
Урал
Или
4.Какая река наиболее богата водно – энергетическими ресурсами?
Сырдарья
Тобол
Ертис
Или
5.Река, протяженность более 1000 км:
Есиль
Аксу
Тентек
Ыргыз
6.Самая мутная река в республике:
Чу
Или
Тобол
Сырдарья
7.Объем воды, протекающий через поперечное сечение в единицу времени, это:
Водораздел
Бассейн
Система рек
Расход воды
8.Какая река имеет снеговое питание:
Жайык
Тобол
Ертис
Иле
9.Место впадения реки в море, озеро, залив называется:
Руслом
Истоком
Устьем
Меженью
10.Чардаринская ГЭС построена на реке:
Иле
Шу
Сырдарья
Талас

Домашнее задание. §28, читать, знать краткую характеристику каждой реки.
Творческое задание: составить по тексту §28 таблицу

Река
Исток
Притоки
Длина
Устье
Тип питания
Половодье










Рефлексия. Укрась дерево. На формате А – 3 (на доске) контур плодового дерева. Ученики в конце урока приклеивают: - красные яблоки, если – все поняли, все получилось, было интересно;
- зеленые яблоки – все поняли, но не успели выполнить задание в полном объеме, требуется дополнительное время;
- желтые яблоки – было интересно, на уроке выполнили малый объем заданий, тестовое задание вызвало трудности.