Электронно-образовательный ресурс Люблю тебя,мой край родной! (классный час в форме виртуальной экскурсии)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Купинская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области »








Классный час в 6 классе

Люблю тебя, мой край родной
(виртуальная экскурсия)




Ткаченко Нина Николаевна







2016
Внеклассное мероприятие
"Люблю тебя, мой край родной"


Цель: Формирование знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.

Задачи:
1. Развитие экологического сознания и мышления.
2. Формирование эстетического и эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, осознанного стремления к сохранению природы;
3. Воспитание чувства патриотизма и любви к малой Родине.

Форма проведения: классный час в форме виртуальной экскурсии.

Наглядность: Компьютерная презентация «Люблю тебя, мой край родной».

Предполагаемые результаты:
Изучение территории своего края, выявление тех черт природы, которые находят свое отражение в местных объектах.
Планируемые личностные результаты:
-воспитание патриотизма
-уважение к своей малой родине
-воспитание чувства ответственности к своей родине








Если скажут слово “Родина” Сразу в памяти встает: Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот
З.Александрова
«Люблю тебя, мой край родной!»

Всем добрый день! Я рада видеть вас на нашей встрече. Посмотритеё пожалуйста, вокруг себя. Сколько сегодня пришло к нам гостей! Мы рады всех приветствовать в нашей школе, в нашем уютном классе! Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

Целевая установка. Совместная формулировка темы классного часа.

Учитель: «Дорогие ребята, в самом начале нашего общения мне хочется представить вашему вниманию небольшую презентацию, которая поможет настроиться на нужную нам волну и ответить на вопрос о теме нашего классного часа».

Класс смотрит презентацию, состоящую из фотографий села, природы, красот в сопровождении песни Ю.Антонова «Места родные» (1-4 слайды)

Учитель:

- О чем была песня? (о нашей малой Родине)
- Как вы понимаете слова малая Родина? Почему она так называется?

Учитель: Давайте составим кластер под названием «Малая родина». 
Ребята в группах составляют кластер:
место, где я родился где живут родители и друзья где родился и вырос

МАЛАЯ РОДИНА

где находится мой родной дом моё родное село

Учитель:
«Для России наше село– частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем».

Итак, сегодня мы с вами будем говорить о замечательном месте, где вам выпало счастье родиться и жить, а тема нашего классного часа звучит: «Люблю тебя, мой край родной!».

- Нашу встречу мы посвящаем нашему краю. Хорошая тема для разговора. Россия, Русь, Отчизна, Родина, родное село! У каждого человека он свой, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живём. Это Россия! Она, как мать родная, для всех одна. Нужно беречь её и защищать леса, поля, реки, животный и растительный мир. Рыбе – вода, птице – воздух, животным – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И «Охранять природу, значит, охранять Родину». У каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, - это край, где он родился.
- Да, наша большая Родина – Россия. Она как огромная река. Но у каждой реки есть исток – маленький ручеек, с которого все начинается. Есть понятие «малая Родина».

(Ученик читает стихотворение)

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

- Мы с вами жители села Купино. Оно – наша малая Родина. Мы должны хорошо знать свой край, его историю, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину. И поэтому любимому нашему краю мы посвящаем нашу встречу.
Чтобы лучше узнать свою малую Родину, мы с вами совершим виртуальную экскурсию по интересным местам нашей малой родины.

Если бы Вы пригласили к себе гостей из другого города или села, то что бы вы им показали на своей малой родине?
Каждой группе необходимо было выбрать одно интересное место для посещения туристами и сопроводить рассказом.)
А сейчас я попрошу представителей групп провести виртуальную экскурсию по славным местам нашей родины.

II. Итак , мы начинаем нашу экскурсию. Первая остановка- Парк победы (6-7 слайды)
Немного истории
В полосе Юго-Западного и Южных фронтов, в которой располагалась территория Шебекинского района, противник в первой половине июля 1942 года добился временных успехов. Территория была оккупирована фашистами.
С 5 июля по23 августа 1943 года войсками Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов произошла Курская битва. В результате её второго периода была ликвидирована Белгородско – Харьковская группировка немецко-фашистских войск и во многом определился дальнейший ход Второй мировой войны. В районе сел Купино, Никольское, и др. боевые действия вели части и соединения 7-й гвардейской армии под командованием генерала М.С. Шумилова, части 15 гвардейской стрелковой дивизии.
В ходе ожесточенных боев противник потерял до 39 танков и около 500 человек убитыми в одном сражении.
Павшие в период проведения освободительной операции 1942-1943 годов воины Советской Армии похоронены в братской могиле села Купино.
В память об этих грозных днях в 1960-х годах был создан Парк Победы, который расположен в самом начале с. Купино и является памятником истории и культуры.

(8 слайд) Мемориал представляет собой симметричную композицию, состоящую из трех основных элементов.
В центре мемориала находится «Курган Славы» – это братская могила с 248-ми советскими воинами, погибшими в боях с фашистскими захватчиками, на вершине кургана размещена скульптурная композиция из бетона – «Мать с ребенком». Высота холма – 6 метров, а скульптуры – 3 метра.
( 9 слайд) Слева от «Холма Славы» расположена скульптурная композиция – «Женщина с мальчиком-воином». Композиция расположена на постаменте, на котором размещены барельефы на военную тему.
( 10 слайд) Справа от «Холма Славы» размещена скульптурная композиция «Женщина и воин со знаменем».
(11 слайд) Рядом с памятниками расположены стелы с мраморными досками, на которых высечены 248 фамилий погибших воинов и надпись: «Вечная память героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
(12 слайд)

( 13 слайд) 2 остановка поэтическая. Продолжит нашу экскурсию представитель группы Давыдченко Степан, который прочитает нам свое стихотворение .

Моя малая Родина
Мне приснился дивный сон:
Птичьих трелей перезвон,
Солнцем залиты луга,
Реки «Короча» берега.

То всё родные мне края.
То Белгородчина моя.

Поля покрыты урожаем.
Всё хорошо, мы это знаем.
И тут же сердце ожило
И стало на душе тепло.

То близкий сердцу дивный край,
Где выпекают каравай.
Чтоб угостить всех тех, кто дружен.
Всех тех, кто очень-очень нужен.

А утром вновь проснулся я.
Вокруг меня моя семья.
Мы вместе в Купино живём.
И вам я расскажу о нём.

Ему уж триста с лишним лет.
Им пережито много бед:
Война и голод, и разруха.
Но Купино не потеряло духа.
Оно росло и развивалось
Таким красивым оказалось!

Есть в нем и церковь, и музей.
Библиотека для друзей.
Есть наша школа , детский сад.
И каждый прогуляться рад
По нашим паркам:
Парк победы-где словно живы наши деды.
Парк в центре нашего села.
Там жизнь бодра и весела.
В нем праздники проходят наши.
Танцуют все и варят кашу.
Сжигают чучело зимы.
Ещё всегда в нём рады мы.

Но главное, что есть у нас
То люди-просто высший класс!
Они добры и дружелюбны
Гостеприимны и мудры.
Они согреют вас от стужи,
Уберегут вас ото жары.

Ну, словом, Купино у нас-
Прекрасное село.
И в том, что мы живем все здесь
Нам просто повезло!

( 14-16 слайды)Уважаемые гости, мы с вами приблизились к нашей основной, главной станции- это 3 остановка---Центр традиционной культуры.

В 1991 г. на базе Центра традиционной культуры был открыт музей.
Его создателем является Николай Николаевич Кузюлёв – наш земляк, краевед, почётный профессор Белгородского государственного университета.
Много лет прошло с тех пор, но двери музея радушно распахнуты для всех. Это место встречи прошлого и настоящего, где ощущается сопричастность с историей нашего края.
Музейные экспонаты хранят память о героическом прошлом наших земляков, их быте, традициях.
Музей состоит из нескольких залов. В некоторых из них мы сейчас с вами побываем.

(17-18 слайды) Наш край богат памятниками археологии, истории и природы.
Издавна учёные называют наш край заповедником здоровья, красоты, страной живых ископаемых.

(19 слайд) Активное заселение нашего края начинается в XVII в. в связи со строительством оборонительной черты. В этот период образовались многие села, деревни, слободы, слободки и хутора в нашем крае.
Здесь собран богатый материал по этой теме. Наиболее подробно рассказывается о трех участках Белгородской черты: Яблоновском, Корочанском и Нежегольском. Рядом с Нежегольском проходил Рыбный шлях. Это была граница между Московской Русью и Слободской Украиной.

(20 слайд) Рядом с музеем расположено крестьянское подворье с крестьянской избой, мельницей
В прошлом «избой» называлось жилище, расположенное в сельской местности.
Избы рубились из дерева. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Оно должно быть сухим, высоким, светлым.

Загадка:
«Чего из избы не вытащишь?» (Печь)
(21 слайд) Жизнь в избе кипела вокруг печи. Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи! Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса!».
В переднем углу избы располагался «красный» угол.
В углу на особой полочке стояли иконы, украшенные вышитым полотенцем.
Гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, крестился, а уже потом только здоровался с хозяевами.

(22 слайд) Среди предметов быта мы видим здесь: кувшины, самовары, плетеные корзины, прялки, рубель (для глажки белья) и многое другое.

(23 слайд) Есть здесь и зал русского оружия, где мы можем увидеть луки со стрелами, арбалеты, боевые топоры, пушки, кольчуги

Есть зал с народными игрушками.

И конечно же есть залы, в экспонатах которых прослеживается вся история моей малой родины.

(24 слайд) А сейчас мы приглашаем всех совершить виртуальную экскурсию по музею.

( 25 слайд) 4 остановкаПамятник природы. Ребята из группы расскажут нам о памятнике природы нашего края.

(26 слайд) Загадка
Десять лет теплом согретый,
В зной и в пору летних гроз,
Ввысь по десять сантиметров
Он по метру за год рос.
(Дуб)
На правом берегу реки Короча, на маленькой лесной поляне, между селами Дмитриевка и Яблочково растет могучий дуб.
Панский дуб самое старое дерево Белгородчины, туристическая достопримечательность. Высота дуба 35 метров, обхват 5,5 метров, размах кроны 25 метров. В 1968 году учёные-лесоводы определили его возраст 500 лет. Сейчаc, соответственно, возраст дерева около 550 лет. В 2001 году около нашего долгожителя появилась табличка «500-летний дуб» и ему был присвоен статус памятника природы регионального значения, а с 2013 года Панский дуб был включён в список памятников природы России.
(27 слайд) Несколько лет назад его огородили деревянными колышками, на которых высечены даты возникновения сел Шебекинского района. Каждое лето, весну и осень здесь бывают сотни туристов. Любят под его кронами отдыхать и жители ближних сел. Новички пытаются определить диаметр ствола. Шесть-семь человек могут обхватить огромный ствол.
Когда-то под этими огромными ветвями, быть может, сидели и воины с копьями и стрелами, защитники окраин Московского государства. Лес, в котором живет наш дуб, прикреплен к Нежегольскому лесхозу. Недалеко отсюда по указу царя Алексея Михайловича был построен город Нежегольск. Из книги «Белгородская черта» мы узнали, что Нежегольский участок не очень привлекал татар, потому что он был заросший лесами и пересечен реками. Сквозь него не было удобного прохода дальше, в центральные районы России. Приятно осознавать, что вот такие дубы стали препятствием для врагов, что один из них живет и ныне и в шелесте своих ветвей сохранил предания далекой, но родной старины.
(28 слайд) По одной из легенд, в 1709 году [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], возвращаясь с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], осматривал водяные мельницы на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], останавливался и отдыхал под тенью могучего дуба. Дерево чуть не погибло во время Великой Отечественной войны: фашисты хотели его сжечь, но их планы не осуществились в связи со стремительным наступлением Красной Армии.
А почему дуб называется Панский, мы услышали версию от жительницы с. Яблочково Новиковой Нины Васильевны. Она рассказала, что жил тогда на этой земле помещик Рыжов, которого в народе называли «паном», а раз дуб тоже рос на земле, принадлежавшей пану, то и дуб назвали «Панский».
Панский Дуб пережил ни одно поколение, повидал многое на своём жизненном пути.
Но наш дуб продолжает расти, значит он ещё молод и в нём есть богатырская сила. И наша задача ухаживать за ним, поддерживать возле дуба чистоту и порядок. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такой уникальный памятник природы.

III .Работа в группах.

Учитель: Я хочу, чтобы вы сейчас написали небольшой отзыв, в котором выразили бы свою любовь к родному краю, к своей малой родине. Потом представитель из каждой группы зачитает свою работу.

IV .Представление и защита работ.
Каждая группа по очереди зачитывает свою работу. Параллельно идет обсуждение появившихся вопросов от других групп. Учитель только направляет активность учеников.
Итак, экскурсия наша подошла к концу. Давайте подведем итоги.

V .Рефлексия.
- Где мы можем применить ту информацию, над которой вы работали в течение 2-занятий ?

Тема классного часа
1.Привлекла меня тем, что
2.Показалась интересной.
3.О чём тебе пришлось задуматься?
Учитель : «Давайте, дорогие ребята, где бы мы ни оказались с вами в будущем, куда бы ни занесла нас жизнь, помнить о том, откуда все начиналось. Любить свою семью, своих родных, свой город, свою область и свою страну. Быть честным, преданным гражданином, приносить пользу своей стране и не забывать о своей малой Родине.

Ребята, благодарю вас за общение, до свидания.






















































Ткаченко Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы[Введите текст]












Заголовок 115