Урок географии9 класс «Северный Кавказ. ЭГП. Особенности региона»


Урок географии8 класс
«Северный Кавказ. ЭГП. Особенности региона»
Цель урока: сформировать знания об экономическом развитии региона на основании аналитического описания экономики региона.Задачи:Учебные:  Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района.
 Развивающие:  продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения  на основе полученной информации.
Воспитательные: создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент с проговариванием цели урока: изучить особенности природных условий и природных ресурсов района. Оценить ЭГП Северного Кавказа.
II. Актуализация знаний по темам «Европейский Север», «Северо-западный район», «Центральная Россия» (географический диктант)
Самый маленький по площади район России
По территории района проходит маршрут «Золотое кольцо»
Отрасли специализации этого района: лесная промышленность, металлургия (цветная и чёрная), ТЭК
Район имеет крупное месторождение железной руды
Экономика района в основном базируется на привозном сырье и топливе
Самый крупный по площади район в Европейской России
Вокруг крупнейшего города этого района расположены  дворцово-парковые ансамбли
К отраслям  специализации этого района относятся: машиностроение, чёрная металлургия, текстильная промышленность
Район имеет выход в Балтийское море
Этот район получает избыточное увлажнение
Проверка по ключу:
Европейский Север: 3, 6
Северо-Западный район: 1, 5,7, 9,10
Центральная Россия: 2, 4, 5, 8
Географическая разминка
Мы приступаем к изучению нового района Российской Федерации. Узнайте его по следующим фактам:Этот район самый многонациональный и самый не стабильный в этом плане регион.Этот район самый высокогорный.Этот район самый богатый курортными зонами и лечебными здравницами.Так что же это за район, как он называется? Предполагаемый ответ - Северный Кавказ (показать на карте )Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите сочетание Северный Кавказ? (Дети отвечают: море, тепло, горы и т.д.)
Закончите фразу: “Для меня Северный Кавказ - это……”
Школьники отвечают, а учитель подводит итог - это и  здравница  и  житница  страны. И, одновременно – это  самый  нестабильный  район. Мне хочется, чтобы Северный Кавказ, который предстает с экранов ТВ и газет чаще всего в черных, негативных красках, раскрыл своё истинное, настоящее, богатое, многонациональное и очень тёплое лицо. Северный Кавказ - это самый южный, горный, изменчивый с севера на юг район России, сочетающий в себе прекрасные почвы, климат, растения и исключительное природное разнообразие.
III.  Изучение нового материала.
I. Состав района. «Северный Кавказ»
1.По карте атласа «Европейский Юг» определите и запишите в тетрадь субъекты Федерации, входящие в состав района и нанесите их на контурную карту.
2. Особенности ЭГП района
Запишите в тетрадь:
Особенностями ЭГП Северного Кавказа являются:
• Приграничное положение
•Самый южный район России (окраинное положение)
• Природные рубежи: Кавказские горы, Каспийское море, Азовское и Чёрное моря
• Транспорт: Транзитное положение
• Богат природными ресурсами
Вывод: В чём достоинство географического положения Европейского Юга? В чём – недостатки? (ЭГП Северного Кавказа выгодное. Но необходима стабильная обстановка на самом Северном Кавказе и у соседей (Грузия). Проведение олимпиады, а вернее строительство необходимых объектов в Сочи, несомненно, укрепило экономику этого района)3.Природа Европейского Юга: рельеф, климат, реки, природные зоны, высотная поясность.
Самостоятельная работа учащихся с учебником и картами атласа, заполнение таблиц в тетради.
Вывод: Оценка природных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей: природные условия Северного Кавказа самые благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности.
Проблемы.1. Водных ресурсов не хватает. 2. Эрозия почв, при интенсивном использовании. 3.Загрязнение почв ядохимикатами.
4.Природные ресурсы
Вывод: Северный Кавказ  имеет значительные рекреационные, агроклиматические, земельные, топливные ресурсы. Это условия для развития в районе: рекреационного хозяйства; АПК; топливной промышленности.
IV. Рефлексия:
Под влиянием каких факторов сформировалась всероссийская «житница, кузница и здравница»? Отметим достоинства Северного Кавказа :1. Особенности природы
В чем проявляется это богатство? (возможные ответы учеников)
-самый южный участок субтропического климата, самые высокие, красивые горы России,
богатейшее скопление минеральных вод (Назовите города, входящие в Кав. Минводы?)2. Рекреационная зона
Чем является Кавказ в этом плане? (всероссийская здравница)
Назовите известные города-курорты.
3. История региона
Какие народы в разные времена расселялись по Кавказу, сменяя друг друга? (скифы, сарматы, аланы, греки, монголы, меоты, гунны, хазары, в 9 в. появились славяне)4. Демографическая ситуация
Докажите, что Северный Кавказ - демографическая надежда России (на Северном Кавказе ситуация заметно лучше, чем в целом по России, в некоторых республиках наблюдается демографический рост, Дагестан - 10%, Ингушетия - 15%)
5.Доля валового продукта в хозяйстве страны:
25% - сахарной свеклы
55% - подсолнечника
14% - овощей
18% - сливочного масла
9% - молочной продукции
30% - плодов
20% - зерна
45% - минеральной воды
55% - вина
VI. Итог урока
Северный Кавказ-это неиссякаемый источник вдохновения. Не случайно ему посвящено огромное количество поэтических строк. Много деятелей русской культуры посетили Северный Кавказ и написали о нём свои произведения (перечислите их): Пушкин, Лермонтов, Толстой, Шаляпин, Шолохов, Глинка, Алябьев, Чехов.
Сделайте вывод: Что мы сегодня узнали о Северном Кавказе?
Предполагаемый ответ: (Я, считаю что, мы определили особенности природных условий и природных ресурсов района, определили отраслевую и территориальную структуры хозяйства. Рассмотрели проблемы Северного Кавказа и пути их решения.)V.Домашнее задание: стр.34-39 прочитать и ответить на вопросы.